Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12591
Скачиваний: 85
Рис. 4. Пирамида уровней
-
им нельзя делегировать много компетенций и, соответственно,
-
начальники сами чувствуют себя ответственными за все, а
-
сотрудники не вовлекаются в процесс намечаемых изменений, так как они все равно не поймут их необходимости и объема.
Таким образом, мы дошли до третьего уровня, ступени артефактов, которые следует рассматривать как выражение культуры (здесь культуры недоверия). В этих символических конкретных руководящих действиях «выражаются более глубокие культурные слои, а именно существующие основные устои (парадигмы), ценности и нормы для членов предприятия. Культуру предприятия можно сравнить с айсбергом. Один обломок выступает — в форме артефактов — из воды и становится видимым. Основная же масса находится ниже поверхности моря, и ее можно разузнать лишь путем глубоких, более дорогостоящих исследований»1.
В любом случае культура управления, характеризующаяся недоверием к сотрудникам, является хорошей базой для проектов изменений.
4.3. Качество культуры — ориентация на клиента
Какое предприятие не утверждает о себе, что оно работает с ориентацией на клиента? Сознание необходимости ориентации на клиента существует совершенно очевидно, однако на практике его еще (пока) нет.
В одном из эмпирических исследований, проведенном фирмой «Кибернетика», было опрошено 265 руководителей. Вопросы задава-
1 Olbrich M. Die Elemente dcr Unternchmenskultur, S. 60.
52
лись по тем аспектам повседневной жизни предприятия, которые часто препятствуют ориентации на клиента в смысле «клиент — это партнер». Руководителям была предложена анкета (см. Приложение 3, с. 254) с 25 критериями, соответствие которым можно было оценить по шкале от 1 до 5 баллов (чем выше оценка, тем сильнее соответствующий критерий ощущается как «препятствие» оптимальной ориентации на клиента.
Подлежащие оценке 25 препятствий оптимальной ориентации на клиента были сгруппированы в пять тематических блоков со следующими главными пунктами:
-
Отношение (позиция) и модели поведения собственных сотрудников
-
Недостатки производственного климата
-
Внешние факторы: как сами клиенты, так и производители/ поставщики
-
Внутренние структурные проблемы
-
Недостатки мышления в направлении клиента внутри предприятия.
Таблица 5 показывает основные проблемы. Наиболее сильным препятствием оптимальной ориентации на клиента был назван пункт «недостатки производственного климата», со средней оценкой 3,3 балла он возглавляет таблицу. Если сложить вместе градации «соответствует частично» и «соответствует полностью», то 78% опрошенных особенно подчеркивают значение этого пункта. Лишь для 22% «недостаток производственного климата» не является помехой на пути к оптимальной ориентации на клиента.
Таблица 5 ЧТО МЕШАЕТ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА КЛИЕНТА? - СУММА
|
Среднее значение |
Не соответствует, % |
Соответствует частично, % |
Соответствует полностью, % |
... недостатки производственного климата |
3,28 |
22 |
37 |
41 |
... внутренние структурные проблемы |
3,22 |
26 |
34 |
40 |
... собственные сотрудники |
2,99 |
33 |
34 |
33 |
... субпоставщики и сами клиенты (внешние факторы) |
2,89 |
38 |
32 |
30 |
... недостатки мышление в направлении клиента внутри предприятия |
2,62 |
51 |
24 |
25 |
53
Со средней оценкой 3,2 балла «внутренние структурные проблемы» не намного отстают от «недостатков производственного климата». Сложенные вместе градации «соответствует частично» и «соответствует полностью» дают целых 74%. Лишь для 26% «внутренние структурные проблемы» не представляют собой помехи для оптимальной ориентации на клиента.
В центре таблицы находятся «взаимоотношение и модели поведения собственных сотрудников». Средняя оценка составила 3,0 балла. Сложенные вместе градации «соответствует частично» и «соответствует полностью» дали 67%. Это означает, что 33% опрошенных не видят в отношении и поведении своих сотрудников никаких препятствий для оптимальной ориентации на клиента, это целая треть.
Относительно небольшая роль в вопросе препятствий оптимальной ориентации на клиента была отведена «внешним факторам» (самим клиентам и субпоставщикам). Средняя оценка составила 2,9 балла. Сложенные вместе градации «соответствует частично» и «соответствует полностью» дали 62%. Для 38% опрошенных «внешние факторы» не представляют препятствия для оптимальной ориентации на клиента.
Бесспорно, самым незначительным препятствием для оптимальной ориентации на клиента назван пункт «недостатки мышление в направлении клиента внутри предприятия» со средней оценкой 2,6 балла. Сложенные вместе градации «совпадает частично» и «совпадает полностью» составляют всего 49%. Это значит, что половина опрошенных участников не видит в этом пункте препятствия для оптимальной ориентации на клиента. Из этого можно сделать вывод, что, по крайней мере, сознание сотрудников в отношении ориентации на клиента, в целом, достаточно высокое.
Таблица 6
ГОРЯЧИЙ ПЕРЕЧЕНЬ. ЧТО МЕШАЕТ ОПТИМАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА КЛИЕНТА?
СО = Средняя оценка 2 = не соответствует; 3 = частично; 4 = соответствует |
СО |
Не соответствует, % |
Частично, % |
Соответствует, % |
Постоянная нехватка времени |
3,72 |
14 |
25 |
61 |
Внутренние проблемы понимания — неточные договоренности |
3,41 |
17 |
38 |
45 |
Многие сотрудники еще не практикуют в действительности личных отношений с клиентами |
3,35 |
21 |
32 |
47 |
«Узкие места» с персоналом |
3,32 |
26 |
28 |
46 |
Недостатки в организации процессов |
3,25 |
23 |
36 |
41 |
54
Окончание табл. 6
СО = Средняя оценка 2 = не соответствует; 3 = частично; 4 = соответствует |
СО |
Не соответствует, % |
Частично, % |
Соответствует, % |
Ориентация на клиента еще не является у нас критерием при подборе и оценке сотрудников |
3,23 |
33 |
23 |
44 |
Мелкие непредвиденные события повседневности |
3,2 |
22 |
43 |
35 |
Недостаточное внутреннее сотрудничество |
3,16 |
26 |
36 |
38 |
Нереальные сроки, намеченные клиентами |
3,11 |
33 |
27 |
40 |
Наши сотрудники лишь изредка ставят себя в положение клиентов |
3,1 |
29 |
36 |
35 |
Слишком короткие внутрипроизводственные сроки |
3,01 |
35 |
32 |
33 |
Недостаточное понимание клиентов, если случаются сбои |
2,99 |
34 |
34 |
32 |
Пожелания и представления клиентов формулируются неточно |
2,95 |
37 |
31 |
32 |
Клиентов часто в действительности не принимают всерьез |
2,94 |
33 |
35 |
32 |
Личное отношение к клиентам воспринимается многими сотрудниками как лишняя обуза |
2,86 |
38 |
34 |
28 |
Несоблюдение сроков субпоставщиками |
2,86 |
37 |
34 |
29 |
Недостаточная подготовка работы |
2,8 |
40 |
40 |
20 |
Плохая мотивация сотрудников |
2,72 |
44 |
33 |
23 |
Информация для клиентов составляется так, что ее трудно применить |
2,63 |
48 |
31 |
21 |
Внутренние совещания, как правило, важнее, чем контакты с клиентами |
2,62 |
54 |
22 |
24 |
Рекламации не в должной степени принимаются всерьез, и их обработка затягивается |
2,52 |
55 |
25 |
20 |
Личное отношение к клиентам подчинено выполнению производственных целей |
2,51 |
51 |
29 |
20 |
Низкое качество работы субпоставщиков |
2,51 |
49 |
36 |
15 |
Лучшие места на стоянке автомобилей резервированы часто не для клиентов, а для высшего руководства и начальников |
2,49 |
57 |
12 |
31 |
На письма и предложения клиентов ответ дается, как правило, с опозданием |
2,35 |
60 |
25 |
15 |
55
Если рассматривать отдельные критерии (табл. 6), то особенно бросаются в глаза следующие препятствия, причем мы учитывали при подведении итогов как среднюю оценку, так и суммированные ответы в градациях «соответствует частично» и «соответствует».
-
86% опрошенных участников назвали основным препятствием нехватку времени
-
На внутренние проблемы понимания / неточные договоренности указали 83%
-
«Личные отношения с клиентами еще не практикуются многими сотрудниками» назвали препятствием 79%
-
«Недостатки в организации процессов» аттестовали 77%
-
«Узкие места с персоналом» обозначили 74%.
Тот факт, что интенсивная ориентация на клиента (личные отношения с клиентами) еще в действительности не практикуется, имеет своей причиной то, что ориентация на клиента еще не является критерием при подборе и оценке персонала (67% опрошенных). Этим, а также недостаточным обучением персонала объясняется то, что сотрудники лишь в редких случаях ставят себя на место клиентов (71% опрошенных). Остальные результаты можно получить, изучив табл. 6.
При опросе в Высшем научно-исследовательском институте управления предприятиями (WHU) в Валендаре более ста крупных немецких предприятий, оказалось, что лишь 2% имеют систему, которая в обязательном порядке предписывает учитывать удовлетворенность клиентов. Две трети предприятий уже измеряли один раз удовлетворенность своих клиентов, а вот регулярный анализ этого критерия проводят меньше половины предприятий'.
В целом исследование показало, что камнем преткновения при реализации оптимальной ориентации на клиента являются как «мягкие», так и «жесткие» факторы (производственный климат, структурные проблемы). И хотя принципиальное сознание важности клиента и готовность ориентироваться на клиента достаточно высоки, касается это лишь внешнего клиента, там же, где речь идет о том, чтобы воспринимать своих коллег и сотрудников «внутренними» клиентами/ партнерами, ориентация на клиента на большинстве предприятий заканчивается. От общения друг с другом внутри фирмы (производственный климат) будет в конечном итоге зависеть то, насколько хорошо удастся ориентация на клиента или, другими словами, как благие намерения по отношению к внешним клиентам превратятся в действия.
Конечно, это не случайно, что именно «структурные проблемы» занимают одну из верхних строчек в таблице препятствий оптималь-
1 Ориентация на клиентов окупается, в FAZ. 24.08.98. Nr. 195, S. 25.
56