Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12587
Скачиваний: 85
щественное влияние на работу организации как таковой и ее сотрудников.
Организационная культура имеет также психологические (эмоциональные) параметры, которые включают в себя чувства недовольства, страха, фрустрации, успеха и неудачи и составляют значительную часть повседневной жизни организации.
Организационная культура — это одновременно «мысли» и «структура». Это означает, что каждый вид организационной культуры (абстрактная часть) получает конкретное выражение. «Застывшая» форма организационной культуры (конкретная часть) оказывает, со своей стороны, влияние на «мысли» организации. Тем самым круг взаимосвязей замыкается, и уже трудно определить, что и на что оказывает влияние. Практически это слишком высокое требование — дать однозначное определение организационной культуре во всей ее комплексной динамике. Не следует забывать также, что большую роль играют не только внутренние процессы организации, но и ее взаимодействия со своим рынком и ее общественные связи.
Сюда же относится требование защиты окружающей среды. Оно вносится не только политическим давлением извне, но и через совершенно личное отношение отдельных сотрудников.
Итак, постоянно возникает вопрос, насколько понимаемая таким образом организационная культура может измениться под влиянием самой организации? На сегодня однозначного ответа на этот вопрос нет.
Организационная культура связана с механизмами, которые реализуют и сохраняют определенные образы мышления и поведения. Везде, где речь заходит о начале какого-то определенного действия, задействована власть.
Власть означает заставить отдельного человека или группу людей практиковать определенные образы мышления и поведения.
В этой связи власть имеет две стороны. Так, при попытках новой ориентации культуры предприятия посредством развития коммуникации и перенесения ответственности на нижние уровни сотрудников со стороны последних может быть оказано сильное сопротивление, так как сотрудники этого, например, не хотят.
Конечно, существует разница между тем, вводятся ли новые рабочие технологии (например, ПК) и рабочие методы, или начинается полная реорганизация. Изменение организационной культуры затрагивает в каждом из этих случаев ценности и нормы организации. Существовавшие до сих пор нормы поведения и действий (что правильно, а что неправильно) приобретают здесь другое значение. Речь идет не только о том, чтобы продать другой продукт другому кругу клиентов. Изменение организационной культуры состояло бы, например, в том, чтобы создать и закрепить другую «философию» продаж. Работать
42
с другим инструментом и другой машиной менее трудно, чем с другими настроениями и убеждениями. Изменение этих качеств представляет собой длительный и психологически претенциозный процесс, ибо их нельзя ввести приказным путем или просто надеть сверху.
В ходе дискуссий об организационной культуре возникает также вопрос о продолжительности ее существования (стойкости).
Сильные культуры:
-
дают четкие ориентиры,
-
делают возможной эффективную коммуникацию,
-
прозрачны при подаче информации,
-
благоприятствуют принятию решений,
-
снижают затраты на контроль,
-
вызывают высокую степень мотивации и (как следствие) лояльность сотрудников и
-
гарантируют организацию, характеризующуюся высокой стабильностью.
Если рассматривать отрицательные стороны, то организационные культуры влияют на:
-
появление «производственной слепоты» и неспособности вводить новые процессы и создавать новые структуры, а также
-
фиксацию на постоянно возвращающихся традиционных образах мышления и действий.
А благодаря быстрым изменениям в результате турбулентного изменения условий окружающей среды организационные культуры оказываются иногда очень «обороноспособными».
Так случилось, что многие специалисты снова и снова предпринимали попытки выработать типы организационных культур. Что касается методологии, то она заимствована из трудов Макса Вебера. Своими исследованиями бюрократии Вебер проложил путь к систематизации организаций с точки зрения их своеобразия. Наука мало интересовалась этим аспектом. Практик же проявлял к такой классификации повышенный интерес. К сожалению, многообразие типологий почти так же велико, как и число тех, кто занимался этой проблемой.
Поэтому здесь будут названы лишь некоторые типы, с тем чтобы дать представление об этих работах.
-
Культура администрирования. Иерархия, адаптация, гарантия надежности (например, банки, предприятия жизнеобеспечения)
-
Культура продаж: Направленность на рынок, широкая коммуникация (например, торговля, маклеры)
-
Культура инвестиций. Ориентация на развитие, профессиональная компетентность (предприятия высоких технологий)
43
• Культура
спекуляций. «Умение
делать деньги», индивидуалисти
ческая
ориентация (например, рекламные агентства,
торговля
валютой).
Глазль1 приводит описание типов, составленное с учетом системных и одновременно организационно-психологического аспектов.
Театр:
-
там всегда что-то происходит,
-
там постоянно проводят сенсационные эксперименты, вводят разные модели и новшества,
-
внимание и аплодисменты — это важные цели,
-
требуется многообразие ролей: примадонны, интровертные герои, комики, злодеи, благородные герои,
-
режиссура играет важную роль.
Крепость:
-
улучшение безопасности и расширение собственной позиции,
-
большое значение имеет поддержание свободных, лояльных отношений друг с другом,
-
при отграничении от внешнего мира высоко ценится собственная позиция,
-
на публику выносится самоуверенность.
Отряд крестоносцев:
-
важные представители собственной организации имеют ярко выраженное миссионерское сознание,
-
ведется постоянная работа по «завоеванию» членов, регионов и позиций,
-
должны распространяться собственные методы видения и убеждения,
-
внутри придается большое значение соблюдению строгого порядка и гармонии.
Санаторий:
-
все это когда-то уже было,
-
идет поиск внутреннего мира, за который можно заплатить любую цену,
1 Glasl F. Konfliktmanagement, I997.
44
-
не нужно ничего утаивать; поведение благодушное и приветливое
-
работают добродушные сотрудники.
Следующая типология (по Фатцеру) является особенно меткой и убедительной для получения знаний и сведений о том, что такое организация. При этом используется система координат с двумя измерениями:
-
Ориентация на личность (слабая — ярко выраженная)
-
Ориентация на результат (слабая — ярко выраженная).
Ориентация на личность слабая + ориентация на результат Апатичная культура, характеризующаяся:
-
Недостатком интереса к результатам работы и людям
-
Манипуляциями, поддержанием имиджа, кабинетной политикой
-
Вытеснением и отрицанием.
Ориентация на клиента слабая + ориентация на результат ярко выраженная
Культура надсмотрщика, характерные черты:
-
Мышление категорией результата и успеха доминирует над человеческим мышлением
-
Людей легко заменяют (incintiv pay)
-
Отдельное достижение важнее группового
-
Низкая степень надежности и недолгие перспективы развития
-
Противоречивые сигналы, например, в отношении риска
-
Имеет место при:
экстремально слабой / сильной позиции на рынке односторонних руководителях, отщепенцах.
Ориентация на личность ярко выраженная + ориентация на результат слабая
Культура заботливости, характеризующаяся:
-
Большим интересом к отношениям по сравнению с результатами труда
-
Высокой степенью надежности сохранения рабочих мест
-
Признанием за выслугу лет, конформизмом, согласием с шефом / начальником
-
Новые идеи приветствуются, но не реализуются
-
Имеет место:
в монополистических организациях при патриархальных руководителях.
45
Ярко выраженная ориентация на личность + ярко выраженная ориентация на результат
Интегративная культура, характерные черты:
-
Вызывающие задания, значительные свободы и диапазон ответственности, щедрое признание
-
Оценка значимости личности является выражением значимости актуального и потенциального вклада
-
Общее благополучие и равновесие выше отдельных достижений
-
Имеет место:
в инновационных организациях
при надежных руководителях, руководителях-преобразователях.
Несмотря на такое количество различных типов организационной культуры, диагноз остается тяжелым. Во многих ситуациях ключ к определению организационной культуры следует искать в других источниках или манифестах:
-
В личностях во главе организаций (биография, личные ценности и личный стиль, умение держаться, управленческая позиция, поведение и пр.)
-
В личностях сотрудников (образование, профессиональное происхождение и пр.)
-
В символах (логотипы и пр.)
-
В традициях (производственные праздники и пр.)
-
В коммуникации и информации (внутренней, внешней).
Глядя на эти пункты, становится понятно, как трудно при этом прийти к однозначным выводам и определениям. Серьезную помощь при диагнозе могут оказать общие сторонние наблюдения, осмотры, обходы, а также изучение и оценка документации. Самое сильное и стойкое влияние на формирование организационной культуры оказывают формальные, а также неформальные цели организации.
В заключение всех размышлений напрашивается еще один вопрос: «Какую функцию выполняет организационная культура?»
-
она создает чувство «мы» и связанное с этим влияние на внешний мир
-
она воздействует на производственный климат и придает смысл внутрипроизводственной работе (что и для чего нужно делать хорошо?)
-
она обеспечивает основную сплоченность и согласие всех сотрудников с точки зрения их принадлежности к организации
-
она является основой для возможностей развития организации.
Организационная культура — это эталонная рамка, которая дает каждому отдельному лицу относительную самостоятельность. Куль-
46