Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12592
Скачиваний: 85
турные изменения означают с психологической точки зрения дестабилизацию и потерю стержня и стабильности.
Поэтому для культурных изменений требуется много времени. Они нуждаются в понимании и одобрении сотрудников, когда речь идет о новых ценностях и нормах. Новые ценности и нормы нельзя ввести путем распоряжения сверху. Они должны быть представлены так, чтобы сотрудники увидели в них видимую пользу и знали, что их соблюдение и следование им будет вознаграждено. Лишь посредством обстоятельной разъяснительной работы можно убедить сотрудников шаг за шагом отойти от своих старых взглядов и привычек. Каждая малейшая несогласованность или неудача во много раз удлиняют процесс разъяснительной работы и убеждения.
Для организации, если она хочет считаться организацией, открытой навстречу изменениям (а какая организация сегодня не хочет этого?), важно иметь соответствующую организационную культуру и в действительности быть открытой для изменений.
База и основы этой культуры находятся в однажды принятых образцовых устоях. При этом речь идет об основополагающих принципах и мировоззрении. Они дают «справку о том, что процессы и события окружающего мира следует рассматривать, например, как опасность и угрозу или, наоборот, как шанс для получения прибыли, и что на них можно повлиять или заранее предвидеть. Предприятия, которые видят в окружающем их мире опасность для своего существования и считают его неуправляемым с точки зрения структур и процессов, занимают на своих рынках по сравнению с другими оборонительную и пассивную позицию; предприятия же, которые видят мир богатым на выбор и шансы, соответственно, готовы к тому, чтобы ступить пионерами на тропу инноваций»1. Перемены и тем самым быстрая адаптация к новым данным действительности являются гарантией успеха.
«В исторической перспективе нет никакой уверенности в том, что Запад навсегда останется на вершине в экономической, технологической и политической областях. Но ясным остается одно: те культуры добились успеха, которые сказали «да» переменам или хотя бы меньше их отвергали, чем другие»2.
Из актуальной ситуации для нас вытекают три парадигматических измерения, которые имеют особо важное значение для ориентации в размышлениях об изменениях:
-
Доверие
-
Ориентация на клиента
-
Инновация
1 Olbrich M. Die Elemente der Unternehmungskultur, in: FAZ, 7.8. 99, Nr. 181, S. 60.
2 Okonomische
Miszcllen zum ZifTerwechsel, in: Neue Ziiriche Zeitung,
31.12.1999,
Nr.
305, S.
9.
47
На этих трех конкретных примерах мы хотим подробно объяснить парадигмы изменений и их влияние на ценности и нормы, а также их воздействие на торговлю и модели поведения сотрудников и руководителей, участвующих в принятии решений.
В нашем изложении мы следуем трехуровневой структуре по Шей-ну (см. рис. 4 на с. 52) и различаем:
1-й уровень: организационно-парадигматический уровень — существующие основные устои организации;
2-й уровень: ценности и нормы организации;
3-й уровень: поведение и поступки членов организации.
4.2. Качество культуры — доверие
При этом качестве речь идет о консервативном и практикуемом уже в течение десятилетий культурном образце. Чтобы описать его, обратимся к классику учения об организациях, который наиболее метко и, одновременно, наиболее компактно описал качество культуры. Мы имеем в виду Дугласа Мак-Грегора1 и его теории «X» и «Y». Он описывает две противоположные так называемые «модели человека». Так как в то время его внимание было особенно направлено на группу руководителей, то он выработал образы мышления руководителей (= «их человеческие модели»). Далее он излагал, что поведение сотрудников в организации зависит от проявляемого к ним отношения. Для нас это репрезентация первого уровня, то есть организационно-парадигматическое измерение или аспект основных установок организации.
В частности, он различал:
Уровень 1. Парадигма — основные устои
По «теории X» и отношениям
-
Человека мотивируют главным образом экономические стимулы
-
Человек действует по основному принципу получения максимально возможной выгоды
-
Человек, по сути, инертен и должен быть мотивирован извне.
-
Человек в силу своих иррациональных чувств не способен к самодисциплине и самоконтролю
-
Цели отдельного человека и людей в целом не соответствуют целям организации, поэтому необходим контроль для обеспечения рентабельной работы организации
' Сравни: Dr. McGregor. Der Mensch im Unternehmen, Dusseldorf-Wien 1970, S. 47.
48
-
Средний человек имеет врожденную антипатию к работе и пытается уклониться от нее везде, где может
-
Так как человек характеризуется таким нежеланием работать, то его в большинстве случаев нужно принуждать, направлять, руководить им, грозить ему штрафом/наказанием, в любом случае его необходимо насильно заставлять работать для выполнения установленных планов организации. Это отвращение к работе так сильно, что даже обещания вознаграждения не в силах его преодолеть.
Мак-Грегор противопоставляет этой характеризующейся негативно-пессимистическим недоверием «теории X» «теорию Y», суть которой в том, что:
-
люди с большим удовольствием работают, когда чувствуют ответственность,
-
прилагают усилия для достижения целей организации и
-
проявляют высокую степень изобретательности, то есть характеризуются самомотивацией и самоконтролем.
Они должны, так он считает, взять на себя задачи руководства и ответственность за всех остальных.
Уровень 2. Ценности и нормы
Производными данной парадигмы являются соответствующие ценности и нормы, которые документируются в посланиях и запретах, табу, образах мышления, а также директивах и принципах.
Для парадигмы недоверия — «Доверие хорошо, контроль лучше» (Ленин). Контроль из-за недоверия вышел в классическую экономику производства, где, например, написано: «Контроль — это постоянная, сплошная проверка со стороны ответственного за подразделение или назначенного им подчиненного»1. В Пруссии, например, Фридрих Вильгельм Первый исходил из того, что чиновники и княжеские слуги чрезвычайно глупы, непослушны, ленивы, корыстны, лживы, и продажны. Ему принадлежит высказывание: «Чем больше слуг, тем больше воров!»2.
Основные устои, ценности и нормы проявляются также в совершенно конкретных поступках руководителей и сотрудников организации (= 3-й уровень — поведение и поступки).
Против этой характеристики Мак-Грегора всегда имелось много предубеждений. Многим руководителям тяжело было признать его
1 Mellerowicz К. Unternehmenspolitik, Bd. 1, Freiburg 1963, S. 255.
2 Hohn
R. Verwaltung
heute —
autoritare
Fuhrung oder modernes Management, Bad
Harzburg 1970.
S. 5.
49
правоту. Однако психологические исследования последних десятилетий, проводимые в этой связи, ни разу не подвергли сомнению принципиальность его идей.
Уровень 3. Поведение начальника
Трудно понять, почему могут существовать две такие различные точки зрения о сущности и поведении сотрудников, как их описывает Дуглас Мак-Грегор. Являются ли причинами таких абсолютно противоположных точек зрения разные структуры личностей, или здесь существенную роль играет окружающая среда и особенно поведение и поступки начальников, на которые обычно реагируют сотрудники?
Если мы будем следовать последнему, то решение этого вопроса может выглядеть только следующим образом: сотрудник сам по себе ведет себя ни в направлении X, ни в направлении Y. Его реакция, в большой степени, зависит от того, как с ним обращается и как им руководит начальник. В окружении по структуре теории X он будет себя вести в соответствии с теорией X, то же относится к структуре по теории Y. Поэтому здесь решающую роль играют основные устои, парадигмы соответствующего начальника, которые управляют его ценностями и нормами.
Можно, однако, предположить, что обычно начальники поступают положительно, оптимистично и доверительно при управлении своими сотрудниками. Интересно, что такие предположения не соответствуют эмпирическим исследованиям. Конкретно это означает, что преобладающая часть начальников относится к своим сотрудникам с недоверием, отрицательно и деструктивно1. Об этом свидетельствуют эмпирические исследования проведенные с 317 руководителями в рамках семинаров в немецко-говорящих европейских странах. Эти исследования под названием «Доверие и недоверие» принесли ошеломляющие результаты.
Участникам семинара было предложено посмотреть 10 разных тезисов2, которые образуют картину мнений о среднем человеке. Опрашиваемые должны были сравнить перечисленные там мнения со своими личными наблюдениями из производственной практики и проверить, насколько эти высказывания соответствуют качествам их сотрудников. Каждый из этих десяти тезисов можно было оценить по десятибалльной шкале. 10 означало, что с тезисом полностью согласны; 1 — что это вообще не так. Чем выше ставился балл, тем больше
1 Freilinger
Ch. Wie
viel Vertrauen haben Vorgesetzte zu ihren Mitarbeitern?, в
management
heute
1.87, S.
8.
2 Анкета, см. «Приложение 2а», с. 252.
50
мнение начальника о подчиненном соответствовало теории X. Чем ниже получался балл, тем больше начальник склонялся к теории Y.
Такие же тезисы были затем предложены руководителям еще раз. На этот раз у них была возможность применить эти тезисы к себе, опираясь на опыт, который они сами только что получили.
Результаты этих исследований чрезвычайно интересны:
-
88% опрошенных (всего 271 человек) поставили себе более высокий балл по сравнению с тем, как они оценили своих сотрудников
-
Лишь 12% (38 начальников) считали, что в отношении к работе они ведут себя так же или лишь чуть лучше, а иногда и хуже, чем подчиненные им сотрудники
-
2,6%, то есть 8 начальников, оценили себя ниже своих сотрудников, при этом оценка, данная себе, лишь незначительно отличалась от оценки, данной сотрудникам
-
Если взять среднюю оценку всех исследований, то опрошенные участники семинара из ста возможных дали своим подчиненным 58 баллов, себе же 32, таким образом, разница составила 26 баллов. Это означает, что участники семинара считают, что их сотрудники относятся к своей работе лишь наполовину так хорошо, как они сами1.
Исходя из этих результатов, к сожалению, приходится говорить об «управлении с недоверием». Это может еще более отравить атмосферу между руководителями и сотрудниками. Результаты глубоко задели участников. Большинство из них считало, что на их оценку сильное влияние оказали веские предубеждения, не подкрепленные фактами. И здесь — так же как и в тезисах Дугласа Мак-Грегора — снова напрашивается вопрос: действительно ли негативное восприятие начальниками работы своих сотрудников соответствует фактам, или на результаты работы сотрудников и их мотивацию массивное влияние оказывают именно основные устои и парадигмы начальников по отношению к сотрудникам.
Если начальник на практике проявляет по отношению к своим сотрудникам резко негативное отношение, то это отрицательно отразится на поведении и поступках сотрудников. Их реакция будет соответствовать этому2.
Появившееся при исследовании недоверие имеет следствием то, что
• сотрудники
аттестуются как недостаточно
квалифицированные
и поэтому
' Freilinger СИ. Wie viel Vertrauen haben Vorgesetzte zu ihren Mitarbeitern?, S. 9. 2 Сравни: Freilinger Ch. Wer kann fiihren? 2-е дополненное и переработанное издание. Linz 1993, S. 13.
51