Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12620
Скачиваний: 85
Окончание табл. 13
Целевые элементы |
9. Экспансия на рынке • Что мы предполагаем предпринять на наших рынках |
Стратегические цели |
• Рост рынков • Рост оборота • Образование групп |
Величины измерения |
• Рост в отдельных подразделениях • Рост на отдельных рынках
• Рост
оборота в отдельных подразделениях
и на • Количество групп (оборот в %) |
Оперативные цели |
• ...
• ... • ... |
Мероприятия по реализации |
• Опрос клиентов по анкете «ориентация на клиента» • Тема для каждого совещания с сотрудниками • Наблюдение за конкурентами (benchmarking) • Форсирование партнерских отношений |
Пятый шаг. Доведение до сотрудников видения перемен (коммуникация с сотрудниками)
«Представляешь, есть видение, но никто его не знает». Содержащийся в этом высказывании факт смягчен в своем действии, так что прочитав его, можно даже улыбнуться. К сожалению, на многих предприятиях происходит так, что руководство предприятия имеет представление о том, в каком направлении идти, но не доводит его до своих сотрудников или доводит не в полном объеме, то есть отсутствует коммуникация между руководством и сотрудниками. Без коммуникации ни одно видение ничего не значит. Не само видение как таковое играет решающую роль, а то, каким образом оно доводится до сотрудников. Не всегда при этом речь идет о неумении делать это, чаще это преднамеренное нежелание. Не затрагивая второе, мы хотели бы здесь кратко показать необходимость и возможности сообщения видения сотрудникам.
Прежде всего, это моральная обязанность руководителей не оставлять в неведении людей, которые работают с тобой на одном предприятии (вдобавок к этому, связаны с тобой договором), о намерениях предприятия. Если речь идет о каких-либо других решениях, то это еще допускается, но в случае с видением предприятия это непременное условие.
Никого не удастся воодушевить, побудить и/или принудить что-либо делать, не сообщив, куда, зачем и почему надо идти. Это, ко-
93
нечно, не означает, что тем самым будет исключена обратная реакция в форме других соображений, сопротивления и отказа.
Как известно, при коммуникации видения существуют различные пути и средства для того, чтобы закрепить его. Если положить в основу четыре качества коммуникации, то нужно, чтобы
-
видение было ясным и понятным по содержанию
-
были разъяснены причины и мотивы видения
-
видение несло в себе положительный заряд и оказывало мотивирующее воздействие
-
был отчетливо донесен приглашающий и одновременно требовательный характер видения.
Все эти категории играют важную роль при подготовке мероприятиях по донесению видения до сотрудников. Для упрощения можно различать
-
фиксированную (письменно) информацию и
-
передаваемую от человека к человеку устную информацию.
Следующий принципиальный пункт — это общая стратегия коммуникации видения.
Руководство подразделений
Руководство главных отделов
Начальники отделов
Руководство предприятия
Сотрудники Рис. 13. Стратегия коммуникации видения предприятия
Из рисунка видно, что коммуникация видения может происходить принципиально лишь сверху вниз. Стрелка вверх свидетельствует о том, что при этом, само собой разумеется, не должен использоваться принцип «в одну сторону».
Как только готовы письменные документы о видении, целях, стратегиях, составленные рабочими группами, необходимо сразу же довести их до сведения всех сотрудников, которых коснутся грядущие изме-
94
нения, и в первую очередь, тех сотрудников, которые будут работать в проектных группах.
Благодаря этому удастся преодолеть скептическое отношение сотрудников, которое всегда появляется при изменениях. Иногда у сотрудников появляется самый обыкновенный страх перед чем-то новым, перед переменами. Страх парализует, от страха «слипаются» мозги. Этот страх в отдельных случаях может привести к психосоматическим болезням. Это можно предотвратить, если предоставить открытую честную информацию1.
Независимо от того, насколько отдельные инстанции руководства организации заранее вовлекаются в подготовительный процесс, последовательность шагов коммуникации должна идти от верхней ступени руководства вниз, к сотрудникам — шаг за шагом. Каждый шаг будет лишь тогда успешным, когда на всех уровнях руководства все руководители поняли видение, согласились с ним и сделали его делом своей жизни.
Сотрудники получают информацию от своего непосредственного начальника. Несмотря на это нужно вменить в обязанности руководителей всех уровней, как сплоченной команды руководства предприятия, быть всегда готовыми убеждать сотрудников по вопросам видения. Этот процесс может проходить только по принципу «с глазу на глаз» или «из глаз в глаза».
Было бы фатально уже в первой фазе коммуникации видения использовать письменные предложения, внутренние предписания и пр.
При изложении стратегии целесообразно начинать с общего собрания сотрудников, на котором излагаются идеи высшего руководства, история появления необходимости изменений, а также намерения на будущее. Эти собрания можно в настоящее время провести с использованием аудио-, видеотехники очень ярко и интересно.
Во времена сенсационных достижений в области средств массовой информации было бы большой ошибкой работать в форме речей и докладов, как это было раньше на производственных собраниях.
Многие фирмы идут на оправданные затраты при введении и презентации новых продуктов (например, автомобильная промышленность при введении новых моделей автомобилей). Такие «шоу» можно принять за образец при презентации видений. На выставке «Экспо-2000» в Ганновере в павильоне «Планета видения» были продемонстрированы разнообразные формы и методы, которые также можно, частично, взять за образец и использовать при презентации собственного видения. В любом случае, нужно действовать крупно, а не мелочиться.
' Ср. Volk H. Сотрудники, имеющие чувство неуверенности, быстро заболевают. В: FAZ,18.a2000, Nr. 217, S. 38.
95
Наряду с этим существует целый ряд других средств коммуникации идей видения, например, консультанты в области коммуникации. Их можно привлекать параллельно или по мере обстоятельств. Организации правильно сделают, если послушают совет и доверятся в этом деле профессиональным консультантам по коммуникациям и включат это в соответствующий план работы.
Сегодня многие предприятия имеют свою собственную страницу в интернете. Она не только должна содержать основную идею, но и приглашать к интерактивной обратной связи. Хорошим средством являются также внутрифирменные журналы, листовки и прочие давно существующие и привычные для сотрудников средства коммуникации.
Шестой шаг. Предусмотреть управление проектами
Только системная работа над изменениями может быть успешной, как мы это не раз подчеркивали. Поэтому мы советуем предусмотреть организацию эффективного управления проектом и создание проектной команды.
В рамках опроса 230 руководящих работников был проанализирован их опыт в области управления проектами (см. Приложение 7, с. 259). Ниже приведены факторы, которые в практической работе предприятия препятствуют успешному управлению проектами:
69% Неясная постановка целей проекта со стороны заказчика
68% Управление проектом по принципу работы пожарной команды
62% Скоропалительность как интервенция проблем
61% Нажим времени
57% Недостаточная поддержка со стороны высшего руководства
54% Неправильно подобранный состав проектной команды
54% Противодействие в окружении проекта
51% Недостаток предоставленных ресурсов
46% Отсутствие ориентации на клиентов при работе над проектом
45% Недостаточный личный вклад сотрудников, работающих над
проектом 44% Концентрация на отдельных решениях 43% Несоответствие результатов понесенным затратам
Важным личным фактором проектной работы (часто недооцениваемым) является личность руководителя проекта. Описания Реддина1 со ссылкой на информацию учебного материала Штата Огайо более
1 Reddin W.J. Das 3-D-Programm zur Leistungssteigerung des Managements, Munchen, 1981.
96
чем отчетливо документируют, какую большую роль играет именно эта личность.
Спектр представлений руководителя проекта о своей роли весьма богатый. Так, руководитель проекта может представлять собой
-
миссионера — он подчеркивает человеческие аспекты и пренебрегает целями предприятия
-
труса — он не считается ни с техническими, ни с гуманными аспектами и мешает успешной работе над проектом
-
бюрократа — придает особое значение окончанию дела и его документированию
-
угодника — он пытается именно при конфликтах всем угодить, сам же, в большинстве случаев, не поддерживает проект
-
аварийную службу — концентрируется только на проблемных и исключительных ситуациях и тем самым мешает органичной работе над проектом.
В каждой из вышеназванных ролей — где больше, а где меньше — в сценарии чего-то не хватает. Что нужно проекту, — так это интегрирующая личность, которая подходит для выполнения сложной задачи сообщения и коммуникации видений. Это подтверждает и результат нашего опроса в отношении факторов, которые делают возможным успешное управление проектом:
96% Четко и ясно сформулированный проектный заказ 96% Следование главным целям проекта 92% Последовательное руководство проектом 88% Организация эффективной работы над проектом 86% Превосходная работа команд внутри проектных групп 85% Воля и способность продвигать вперед необходимые процессы изменений 82% Последовательное обеспечение промежуточных результатов 78% Польза клиента в работе над проектом стоит на первом месте 73% Благоприятная окружающая атмосфера / климат на предприятии 67% Легкий доступ к информационным и коммуникационным системам 64% Энергичные самоуправляемые проектные группы 63% Гибкое управление проектами с точки зрения людей и организации 56% Высокая квалификация членов проектной группы 48% Использование шансов в расчете над проектом 42% Воспитание способности к инновационным прорывам
Из вышесказанного видно, на что нужно обращать внимание в работе над проектами, чтобы они были успешными. Успешное уп-
4-2419 97