Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12618
Скачиваний: 85
ников придет в голову изменить свое отношение к этому процессу или вообще поставить под сомнение его целесообразность.
Этой неформальной структуре организационной культуре противостоит формальная система официального организационного порядка, как, например, принципы руководства, правила успешного ведения совещаний и пр. Они складываются из всех сознательно запланированных и легализованных официальными инстанциями директив, инструкций, ценностей и норм.
Обе структуры — как формальная, так и неформальная — оказывают влияние на ежедневно совершающийся в практике процесс поведения людей.
Рис. 14. Поток процесса поведения
Поток «процесса поведения» находится в этом примере между «берегами» формальной илеформальной структуры организации. Таким образом, характерное для какого-то определенного предприятия течение процесса коммуникации направляется как официально установленным порядком, так и едва ощутимой, но постоянно присутствующей организационной культурой, которой живет все предприятие. Иногда расстояние между двумя берегами огромно.
Несмотря на все вышеизложенное, при организационных изменениях принято ставить за скобки организационную культуру и подвергать изменениям, в первую очередь, формальную структуру. Если после этого оказывается, что изменением одной формальной структуры нельзя добиться желаемого результата, то делается попытка с помощью обучения (тренинг поведения) оказать влияние на модель поведение сотрудников внутри «русла реки». Но и это не приносит желаемого успеха. В процесс организационных перемен должен быть включен и другой «берег» — неформальная система норм и ценностей организационной культуры. Чем сильнее сближаются формальная и неформальная структуры или становятся почти конгруэнтными, тем быстрее в действительности произойдут изменения в поведении сотрудников. Это означает, что успешными могут быть только целостные стратегии изменений, планируемые как изменение системы.
103
Пример
Формальная структура. Принцип делегирования компетенций, а с ними и ответственности зафиксирован в «Общих принципах руководства». Например, в диаграмме функций и положениях о компетенциях установлены задания и компетенции для всех сотрудников.
Русло реки. Этот принцип излагается и тренируется в рамках специальной учебы.
Неформальная структура. В практике (культуре) такой организации допуск ошибок может стать роковым. Ибо позиция и девиз верхушки руководства таковы: «За ошибки — расплата головой!».
Выводы. В этой организации совершенно невозможно или чрезвычайно трудно добиться изменения поведения сотрудников-исполнителей до тех пор, пока не произойдут изменения в организационной культуре. Сотрудники, правда, будут официально брать на себя задания и компетенции, но из-за страха перед ошибками и последствиями за них они будут склонны к перестраховке и постараются делегировать обратно компетенции и не брать на себя ответственность.
Ниже мы приводим противопоставление формальной и неформальной культур.
Официальная культура реальности
«Что, собственно говоря, мы хотели бы иметь?»
-
Все позиции на верхних ступенях заняты исключительно людьми из своих рядов, участие в руководстве людей со стороны дало бы большое преимущество
-
Делись своими знаниями с коллегами
-
Работай активно в проектных группах
-
За инициативу дается вознаграждение
-
Доверяй своему начальнику '
-
Тебе разрешается допускать ошибки
-
Радуйся и будь приветлив с клиентами
-
Каждый должен открыто делать предложения
-
У каждого есть возможность обратной связи со своим начальником.
Спрятанная (неофициальная) культура реальности «Как это на самом деле?»
-
В действительности интересные позиции занимают снова и снова члены семьи и друзья высшего руководства
-
Делиться знаниями — смертельно наказуемо: тебя могут быстрее уволить
104
-
Начальникам не нравится, когда их сотрудники работают в проектных группах
-
Если ты проявляешь слишком много инициативы, то считается, что ты недостаточно загружен — тебя еще больше загружают работой
-
Никому в фирме не доверяй, ибо все думают только о своей выгоде
-
Ошибки —это смерть
-
Клиенты — это факторы помех, единственное, что мешает — это клиент
-
Делать предложения — означает критиковать соответствующего начальника: это может плохо кончится.
Если между официальной и неофициальной культурой действительно зияет такая пропасть, то все принципы и постулаты не будут в должной степени находить применение в ежедневной практике предприятия.
Преобразование и организационная культура
Джон Коттер, по праву, указывает на то, что превосходная организационная культура возводит в один ранг клиентов, акционеров и сотрудников — все три категории1. Однако сегодня при слияниях и переходах фирм из одной собственности в другую — при так называемых «слоновьих свадьбах», мегасинтезах создается впечатление, что в центре внимания находится лишь принцип защиты собственности акционеров. На переднем плане стоит аспект сокращения персонала, хотя, во многих случаях, вопрос о том, действительно ли сокращение персонала приведет к экономии, остается открытым. При этом следует учитывать, что более половины всех слияний терпят фиаско и не приносят обещанных результатов. Аспект чрезмерного «растягивания» предприятий, которые могут погибнуть из-за своей величины и тяжести, как погибли динозавры, еще недостаточно изучен.
А вот то, что все государственные структуры, ставшие огромными в результате выигранных войн, с течением времени снова благополучно уменьшились в размерах — это факт. Британский историк Поль Кеннеди чрезвычайно выразительно изображает этот факт с помощью многочисленных примеров, начиная с 16-го века и до порога 21-го века, и отмечает неизменный ритм: подъем, чрезмерное увеличение в размерах, истощение и падение великих держав2.
1 KotterJ.P. Transformation und Unternehmenskultur, in: FAZ, 31.12.99, Nr. 305, S. 64.
2 Kennedy J.P. Auftieg und Fall der groBcn Machte, немецкое издание, июнь 1994.
105
Эту книгу очень рекомендуется прочитать политикам и руководителям фирм. Может быть, тогда удастся сдержать неуемное стремление многих руководителей высшего ранга в экономике и политике к величию и власти, которые они хотят удовлетворить слияниями разных учреждений и расширением политического влияния, и доказать, что все это иллюзии и самообман. Время крупных слияний — «слоновьих свадеб» — уходит, считает Карл-Хайнц Флетер, консультант фирмы «Андерсон Консалтинг и партнеры» из Германии. «Доля успеха стратегических альянсов может принести такие же разочаровывающие результаты, как и слияние фирм: там партнеры остаются довольными лишь в чуть больше одной третьей случаев. Еще одна треть — это чистейшие поражения. Ожидания остальных также остаются далеко позади действительно достигнутых результатов1.
Руководители, ответственные за такие мегаслияния, как Авентис (из Хехст и Рон Пуленк), Даймлер-Крайслер, Гипо- и Ферейнсбанк, Карштадт-Квелле, Тиссен-Крупп (если назвать лишь некоторые из многих) еще должны предоставить нам доказательства оправданности своих действий. Будет ли в действительности достигнут обещанный синэргетический эффект? Или на верхнем ярусе руководства банка «Дойче Банк» забыли в связи с его переходом в банковский трест о потере большого числа квалифицированных сотрудников и об угрозе руководства лондонского инвестиционного банка, «что они, якобы, еще не готовы к приему или слиянию»2.
Не все ли равно клиенту, будет ли он в ближайшем будущем совершать свои денежные операции во Всемирном банке или в местном отделении своего национального банка. Решающую роль для него играет личное с ним обращение, доброжелательность, квалификация и компетентность, инновационные услуги, не бюрократическое и быстрое обслуживание, выгодные условия и пр. Сможет ли все это предложить учреждение-великан — это вопрос. В случае великого слияния двух объединений «Банкферейн» и «Банкгезельшафт» также была целая волна «беглецов от слияния», которые переместили свои денежные средства в более мелкие банки3.
Заявленные в связи с крупными слияниями квантовые скачки роста, в результате которых один плюс один должно было составлять больше двух, в практике не произошли.
1 FloterK-H. GroBfusionen sind out, in: Handelsblatt, 24./25. 12. 99, S. 4.
2 Schulz B. Damit hatien wir nicht gerechnet, in: FAZ, 8. 3. 00, Nr. 57, S. 17.
3 Ср.:
Schweizer
Bar will von der deutschen Grofifusion profitieren in: FAZ,
09.03.2000,
Nr.
58, S.
30 (Швейцарский
медведь хочет получить прибыль от
крупных немецких
слияний).
106
Печальный итог представляют собой недавно опубликованные исследования консультационной фирмы КПМГ, согласно которым восемь (!) из 10 слияний фирм оказались неудачными, по крайней мере, для акционеров1. Принесло ли это прибыть сотрудникам, также очень и очень сомнительно.
А что же клиенты? Получит ли эта группа выгоду от слияния, нужно еще доказать. Скорее всего, нет. Однако остаются еще консультационные и обслуживающие органы, такие как адвокатские конторы, рекламные агентства, инвестиционные банки и т.д., вот они, без сомнения, должны радоваться гонорарам, полученным в результате М&А — мегасинтезов, но еще больше повторным гонорарам в случае краха этих гигантов.
Мартин Кольхаузен, представитель АО «Комерцбанк», подвергает сомнению целесообразность гигантских объединений. Он считает, что «мода» на объединения и передачу в другую собственность скоро пройдет. Опыт многих крупных объединений недавнего прошлого показал, что в ходе интеграции после объединения происходит потеря имевшегося ноу-хау вместо того, чтобы было создано новое.
Итак, крупные изменения должны приносить пользу всем участникам, в противном случае, это будет колосс на глиняных ногах, который рухнет, как только недостатки станут очевидными.
Еще несколько слов о культуре управления. По рабочим формулярам «Культура управления», табл. 14, проверьте, на каком уровне находится Ваше предприятие. Формуляр «Уровни культуры предприятия» (табл. 15) дополнит обзор перемен со времен «культуры каменного века» до «культуры будущего», которая, кстати, на некоторых предприятиях уже сегодня является само собой разумеющимся явлением.
Опишите, если Ваш интерес к этому вопросу еще шире, различные уровни культуры для следующих факторов:
-
Культура ошибок
-
Мотивация сотрудников
-
Ориентация на клиента
-
Командная работа
-
Работа над проектом
-
Аттестация (оценка) сотрудников.
Организационная культура — как мы увидели — также должна изменяться и развиваться. Это долгий процесс, который продолжается годами: в большинстве случаев, около семи лет, а то и дольше. «Культуру нельзя изменить как прическу. Культуру нельзя увидеть и потро-
Ср.: KPMG-Studie, in: Presse, 02.12.99, S. 17.
107