Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12619
Скачиваний: 85
равление проектами обеспечивает то, что запланированные изменения также будут иметь успех. Добиться этого не просто. Общая оценка, составленная из данных практического опроса, показывает, что 25% участвующих в проектах изменений сотрудников поддерживают изменения, а 25% отклоняют изменения. 50% составляет равнодушное большинство. Цель управления проектом будет достигнута, если удастся мобилизовать эти 50%. По модели Блока1 мы различаем следующие группировки:
-
Единомышленники и соратники (скорее, «играющие» в одной команде)
-
Противники и оппоненты (скорее, «играющие» против команды)
-
Нерешительные.
Единомышленники разделяют основную идею, но не сразу начинают действовать. Соратники сразу же включаются в активную деятельность. Нерешительные, в своем большинстве, не имеют своего мнения. Чаще всего они хотят оставаться «нейтральными». Но они, во всяком случае, склонны к тому, чтобы занять сторону возникающего большинства. Оппоненты просто думают иначе, но не выступают против идеи как таковой. Они, в целом, еще за идею. А вот противники имеют прямо противоположное мнение, у них совершенно иные представления и интересы и мало доверия к идее и носителям идеи.
Как нужно работать с такими группами?
Единомышленникам предлагается личная поддержка и информация, когда они задают вопросы. Соратников уважают и берегут, стараясь сохранить согласие в общем деле. Нерешительным нужно оказывать особенно много личной помощи и постоянно предоставлять информацию о планах и намерениях. Разъяснения последствий и ожидаемых результатов и эффектов для нерешительных просто необходимы. Оппоненты хотят, чтобы их принимали всерьез и ценили. Им тоже надо предоставлять четкую информацию о том, чего хотят достичь.
Противников не обязательно нужно игнорировать. Но и не надо тратить на них много времени и энергии. Заботиться о том, чтобы они не прошли мимо фактов, — вот нужная и важная стратегия.
Управление проектами должно стараться исключать случайности и избегать импровизации. Задача системного управления проектами заключается в том, чтобы идея проекта была успешно проведена в жизнь.
1 Block. Der autonome Manager, Frankfurt, 1992.
98
Седьмой шаг. Воодушевление всех сотрудников
Воодушевление — это понятие, которое благодаря Петеру Зенге стало требованием практики. Это понятие означает «вдохнуть в систему жизнь», «сделать систему дееспособной». Внедрить в практику видение — это не то, что внедрить, например, «программное обеспечение».
Если есть результаты работы проектных групп, то целесообразно незамедлительно ознакомить с ними, по меньшей мере, тех сотрудников, которые связаны с разработкой проекта. Для этого используются, например, информационные ярмарки. Сотрудники получают возможность внести дополнительные предложения, высказать свое мнение и свои сомнения.
Мы уже указывали на то, что обычно в самом начале достаточно мобилизовать положительно настроенных сотрудников и использовать их для формирования общественного мнения с целью привлечь на свою сторону нейтрально настроенных сотрудников и сдвинуть с места проекты изменений. Но есть еще и оппоненты и противники, которых просто невозможно убедить, потому что они не хотят, чтобы их убедили. Но во всех случаях во время этого шага необходимо дать возможность всем «запрыгнуть в тронувшийся с места поезд изменений». Никого не нужно «сталкивать с поезда».
Во время всего процесса изменений важно, и мы не устанем повторять это снова и снова, чтобы высшее руководство не только активно поддерживало изменения, но и давало бы им ускорение. Ибо руководство задает тон и направление действий, особенно для вначале нейтральных сотрудников. Они смотрят на руководство и пойдут в конечном итоге туда, куда пойдет руководство.
При этом важно, чтобы в глазах сотрудников действия руководителей были наполнены смыслом. От того, насколько последовательно будут представлять новую культуру именно руководители, будет зависеть яркость искры воодушевления всех сотрудников предприятия.
И все же, с точки зрения изменений, воодушевление имеет более широкое значение. Оно означает разделение власти, влияния и контроля. Это не только возможность высказать свое мнение, это еще и условие, чтобы сотрудники обязательно имели возможность формулировать собственные цели и принимать самостоятельные решения. Сотрудник отвечает перед самим собой за решение проблем и задач. Первичная цель ступени воодушевления — это через вклад сотрудников добиться большей эффективности организации. Люди, которые обладают правом участия в принятии решений, проявляют повышенную обязательность при выполнении необходимых этапов работы. В этом заключается связь этого шага со следующим «Планирование успехов».
99
Для того чтобы изменить предприятие у основания и открыть новые горизонты, необходимо отказаться от прежних условий разделения власти. Децентрализация власти и сфер влияния — это важный аспект процесса изменений.
Эволюция власти
-
от авторитарной власти
-
через разделение власти (соучастие)
-
к новому перераспределению власти.
Под этим подразумевается то, что в организации будущего власть, которая раньше находилась в руках небольшого числа, а иногда и одного человека, будет, в значительной части, отдана в руки многих, а то и всех сотрудников. Это произойдет не бескорыстно, а путем разъяснения намерений, что благодаря этому повысится производительность труда и эффективность работы предприятия. При такой логике сотрудники будут удовлетворены своей работой, и не нужно будет дополнительно применять различные методы мотивации сотрудников, как это было в прошлом. Это станет второстепенным.
Для того чтобы воодушевление стало действительностью, необходимо, по Лолэ1, выполнить ряд условий:
-
сотрудники должны хотеть изменить свою ситуацию на работе
-
организации должны быть готовы к тому, чтобы поддерживать сотрудников в их стремлениях
-
организации должны постоянно вдохновлять на инновации
-
сотрудники должны иметь доступ ко всей информации
-
сотрудники также несут ответственность за свои действия.
Отсюда вытекает, что программа воодушевления никогда не может совершаться по шаблону. В зависимости от исходной ситуации в организации каждый раз используются различные методы и подходы.
Бауэн & Лолэ2 указывают поэтому на различные степени воодушевления, чтобы подчеркнуть при этом их решающее значение:
-
Малая степень участия, например, лишь рационализаторскими предложениями
-
Средняя степень участия, например, через кружки качества
-
Значительная степень участия, например, через, частично, самостоятельные группы
-
Высшая степень участия, например, участие в принятии решений во всех специфических делах предприятия.
1 Lawlor
Е. The
Ultimate Advantage: Creating The High-Involvement Otganization,
1992.
2 Bowen
D., Lawlor E. The
Empowerment Of Service, Sloan Management. Reviev, 1992/
33,
S.
33-39.
100
Работу по воодушевлению сотрудников можно проводить в рамках семинаров и других собраний, на которых следует:
-
Ставить под сомнение заезженные, само собой разумеющиеся представления о том, как должна быть организована работа и процессы
-
Размышлять о том, как можно что-то улучшить и от чего и почему отказаться
-
Принимать конкретные решения о том, кто, что, как, до каких пор и с каким результатом должен делать.
Из всех этих аспектов лишний раз становится понятно, что работа по широкомасштабному воодушевлению всех сотрудников в пользу изменений означает организационную необходимость, и эта работа тоже должна стать само собой разумеющимся делом.
Восьмой шаг. Планирование краткосрочных успехов
Ученье на успехах с давних пор является испытанным средством формирования поведения. Люди тоскуют по положительному опыту любого вида. Полученные благодаря этому успешные результаты хочется повторить и преумножить. Люди хотят получать все новые и новые успешные результаты, и им всегда будет этого недостаточно.
Чем реже приходит ощущение успеха, тем менее стойко вытекающее из него поведение. На многих предприятиях, например, отсутствие критики расценивается как похвала. На тех же предприятиях похвала может считаться слишком «нежным» средством поощрения и поэтому вообще не практикуется, в то время как другие руководители используют такое средство и выражают точную критику и дифференцированную похвалу по поведению своих сотрудников. Для успешной работы над изменениями необходимо использовать согласованные и не противоречащие друг другу методы поощрения или критики действий сотрудников.
При работе над изменениями успешный опыт выполняет двойную роль:
-
Он жизненно необходим, чтобы вообще продвигать проект
-
Он пробуждает готовность участников вносить активный вклад в достижение поставленных целей и тем самым мотивацию.
Весь проект должен быть спланирован таким образом, чтобы в соответствии с приоритетами уже через короткое время достигались успехи процесса изменений. Они являются, своего рада, горючим для того, чтобы позже более крупные и более сложные проекты, которые нуждаются в большем количестве времени и человеческих ресурсов, обрабатывались и продвигались вперед с необходимым для этого эн-
101
тузиазмом. Успехи, достигнутые вскоре после начала работы над проектом, могут подвигнуть к участию «сомневающихся и осторожных», которые ждут, а что из этого выйдет.
«Эти маленькие успехи дают возможность сторонникам перемен передохнуть и расслабиться»1. Коттер по праву указывает на то, что как раз менеджеры могут дать в этой фазе важные импульсы, но важны и лидеры, которые своими визионерскими идеями вообще делают возможным добиваться успехов проектов изменений2.
Не следует оставлять без внимания и принцип отрицательного усиления, при котором делают нечто такое, за что потом последуют соответствующие санкции. Например, это могут быть последовательные выступления сотрудников против методов и способов новой организации рабочих процессов, за которые им даже не делают выговора. Такое преуменьшение серьезности дела может быть фатальным для форсирования изменений.
И наконец, важную роль в этой связи также играет учение «на модели», и руководитель как «образец» является на всех предприятиях своего рода главным условием. При этом нужно понимать, что образец это тот, кто
-
имеет контроль над другими
-
имеет на предприятиях имидж преуспевающего человека.
Девятый шаг. Закрепление в организационной культуре
Под организационной культурой следует понимать совокупность всех норм, представлений о ценностях, образцов мысли и запретов, которые формируют поведение всех руководителей и сотрудников и тем самым имидж предприятия.
Формальная — неформальная организационная культура
Существуют два вида организационной культуры — формальная и неформальная культуры. Неформальная организационная культура означает то, что стандарты поведения чаще всего нигде письменно не декларируются, о них редко говорят, и большинство членов организации их даже не осознают. Если, например, говорят: «Сегодня снова состоится наше еженедельное совещание с руководством фирмы», — то участники и руководители придут на это совещание с совершенно определенным представлением о ситуации и определенными ожиданиями. Эти ожидания и представления о ходе совещания для всех настолько само собой разумеющиеся, что вряд ли кому-либо из участ-
1 KotterJ.P. Chaos, Wandel, Fiihrung, S. 168.
2 Там же, с. 177.
102