Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12612

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ответственностью), являющихся на 100% дочерними предприятиями АО и работающими самостоятельно.

Вы децентрализировали все Ваше предприятие, но потом снова цент-рализировали— это произошло потому что все важнейшие стратегичес­кие решения принимаются высшим руководством ?

Нет, просто в развитии предприятия существуют определенные фазы, когда нужнее централизация, а потом наступают фазы, при которых правильной будет децентрализация. Это нельзя обобщать, все это варьируется от отрасли к отрасли, зависит от ситуации на рынке и от людских ресурсов. Сейчас мы стоим на пути к децентрализации. Всегда остаются сферы деятельности, без которых не обойтись, — маркетинг, отчетность, технология, бухгалтерия и т. д. Это дело АО. Оперативные области (отделы) являются самостоятельными объеди­нениями. Это означает, что стратегия не задается сверху — цели рабо­ты и бюджет обсуждаются и разрабатываются руководителями пред­приятий.

Сказывается ли успех предприятия на зарплате простых сотрудни­ков и руководящих работников децентрализованных объединений?

Конечно, мы все больше стараемся прийти к тому, чтобы суще­ственная часть дохода руководства зависела от успеха предприятия, ведь работа руководящего звена напрямую влияет на этот успех. Если у нас сейчас кризис, например, из-за войны, наши доходы падают, то будет логично, обдумать какие-либо новые пути. Но если мы рабо­таем в нормальных рыночных условиях, то мерилом всегда является получение прибыли.

Идеально, конечно, когда сотрудники являются держателями ак­ций. Важной целью является в последующие четыре-пять лет распро­странить как можно больше акций среди руководящего звена и среди своих сотрудников. Тогда они осознают, что рост курса их ценных бумаг — это реальная прибыль; таким образом, есть возможность све­сти на нет дискуссию о том, кто является акционером, а кто просто сотрудником предприятия.

Решили ли Вы уже, сколько процентов сотрудников сколько процентов акций будут иметь ?

Еще рано говорить об этом, мы еще достаточно недавно начали выпуск акций. В Австрии нет ярко выраженной культуры обращения с акциями, в этом году мы впервые ввели премии в виде акций. Нашей неудачей было то, что сотрудники начали перепродавать свои акции. Я не могу никого заставить сохранять акции при себе. Когда сотрудни­ки увидят по телетексту, насколько вырос курс этих акций, то, если они верят в производимый ими продукт, вскоре они захотят эти ак­ции купить. В тот момент, когда это произойдет, можно будет сказать,

133


что полдела сделано. Никто не захочет преднамеренно сокращать свое состояние.

Можем ли мы в итоге сказать, что успех Вашего предприятия, стре­мительно развивающегося в последние годы, объясняется тем, что и Вы, и Ваши сотрудники были готовы к преобразованиям ? То есть очень быстро смогли адаптироваться к новым условиям рынка, и не просто правильно на них отреагировали, но и активно поддержали их?

Если сравнивать с нашими конкурентами, то это, конечно, так, иначе у нас не было бы таких темпов роста — совершенно невидан­ных для нашей отрасли. Мы имели и имеем счастье работать в очень привлекательной для людей отрасли. Молодежь рада воспользоваться такой возможностью, как: объездить весь мир, довольно быстро зара­ботать себе на жизнь без отрыва от учебы, по окончании учебы пойти на треннинговую программу, достаточно рано получить двойное об­разование — как теоретическое (в вузе), так и практическое, полу­чить шанс «дать полный газ», — это ли не заманчиво? Кто бы не хотел путешествовать по миру, с одной стороны много работая, но с другой стороны, и отлично развлекаясь, посещая и «Формулу 1», и теннис, и игры в гольф? Гастрономия и авиация чрезвычайно пре­стижные сферы для работы, они привлекают много людей.

Благодарю за интервью.


Интервью с господином Феликсом Феслем

Председатель правления

Название фирмы

ВВК Альгемайне Ферзихерунг АГ

Адрес

Марсштрасе 37 D-80292 Мюнхен

Вид деятельности

Страхование

Экономические данные



В млн (нем. марки)

1997

1998

1999

Оборот

1074

1086

1160

Итоговая сумма

11 947

12 568

13 882

Чистая годовая прибыль

411

476

401

Сотрудники




1997

1998

1999

Количество сотрудников

1925

2002

2123

Как развивался Ваш бизнес в последние годы и какие перемены про­изошли за это время ?

Где-то в начале 90-х годов мы пережили некоторую стагнацию в реализации нашей продукции как в страховании жизни, так и в обла­сти смешенного страхования. После смены руководства в наших пред­ставительствах стала заметна позитивная тенденция, особенно с 1997— 1998 годов. То же самое можно сказать и об этом финансовом годе.

Насколько произошедшие на предприятии преобразования повлияли на это позитивное развитие? Какие конкретно преобразования произошли?

В сущности, это была целая совокупность процессов. Была полнос­тью изменена структура организации внешнего представительства, то есть все пути сбыта (собственные маклеры представительства и объе­динения сбыта), а также был создан целый ряд новых задач.

135


Параллельно с этим возникла огромная потребность в преобразо­ваниях внутри предприятия. Наша организационная структура в це­лом не менялась за последние 25 лет. Поэтому мы запланировали вне­сти изменения во внутреннюю область нашего предприятия, прежде всего в двух сферах: в службе работы с клиентами и в сфере обработки данных. Целью изменений была реструктуризация, то есть избавление от закостенелых структур и переход к организации работы в команде. Вместе с этим было, естественно, запланировано и сокращение иерар­хий. Такова была исходная идея.

Определенная проблема состояла в том, что в правлении не было единого мнения по поводу этих процессов преобразований. После долгих дискуссий мы, наконец, пришли к единому мнению. Мы решили вве­сти организацию работы в команде в тех сферах, в которых, по наше­му мнению, это было разумно. В остальных сферах мы оставили ста­рую организацию работы — в условиях соревнования двух совершенно разных структур.

Стагнация в реализации Вашей продукции подтолкнула Вас к реше­нию еще раз обдумать внутреннюю структуру Вашего предприятия и заняться поиском новых форм?

Это не совсем так. Было две, не зависимые друг от друга идеи — усилить (активизировать) структуру внешнего представительства и заново обдумать то, как можно сделать структуру предприятия более гибкой. То, что оба эти процесса перемен начались одновременно, было просто случайным совпадением, потому что — как уже упоми­налось — в руководстве внешнего представительства имела место сме­на персонала.

Процессы преобразований, направленные на внутреннюю струк­туру предприятия, начались с наших классических отделов оформле­ния страхования (технических вопросов страхования) — в отделе рас­смотрения заявлений, в отделе управления работами по договору и в исполнительном отделе. Их структура основывалась на строгой иерар­хии: правление, подразделения, отделы, группы, сотрудники. Задум­ка была следующей: ликвидировать промежуточные уровни и одно­временно объединить специализированные задачи по командам. Цель состояла в том, чтобы команда могла проработать договор всесторон­не. То, что раньше осуществлялось в разных отделах (отдел по провер­ке степени риска, отдел рассмотрения заявлений, отдел управления текущих работ по договор), теперь было сведено в одну команду — так, чтобы клиент всегда мог обратиться за помощью к контактному лицу.

Таким образом, на Вашем предприятии Вы ввели рациональную струк­туру управления предприятием, то есть пересмотрели технологию веде-

136


ния бизнеса. Вы заменили старые иерархии и решение вопросов внутри отделов («мышление отделами») на организацию работы в команде. Вы подразделили Ваше предприятие по процессам. Правда ли, что именно благодаря этому Ваше предприятие стало более «подвижным», актив­ным, и период стагнации был преодолен ?

Я хотел бы сказать следующее по поводу той идеи, той цели, кото­рая стояла за всем этим.

Помимо руководящих линий самого предприятия, мы руководство­вались и экономико-политическими принципами. Например, один из принципов гласит, что мы должны претворять в жизнь на равноправ­ных началах такие задачи, как: ориентация на запросы клиентов, вы­сокая производительность, доходность предприятия и удовлетворен­ность сотрудников своей работой. Словосочетание «на равноправных началах» в этом контексте особенно касается удовлетворенности со­трудников своей работой.

Само по себе вливание в эту рациональную структуру управления предприятием не являлся для нас вопросом первостепенной важнос­ти — главное то, что в этой организации работы в команде мы увиде­ли преимущества и для своих сотрудников: возможность дальнейшего развития, возможность проявления своих творческих способностей, а следовательно, и большая удовлетворенность содержанием и объемом своей работы. В то же время мы хотели увеличить ориентацию сотруд­ников на запросы клиентов и объединение объемов работы.

Теперь мне хотелось бы перейти к другой сфере работы нашего предприятия — к сфере обработки данных. Эта подразделение было тоже организована, как обычно. И здесь мы также предприняли серь­езные изменения в сторону перехода к организации работы в коман­дах. Мы намеривались тем самым избежать дополнительной потребно­сти в руководителях групп. Такова была политика предприятия в отношении затрат. Также мы планировали переложить большую от­ветственность на отдельных сотрудников и, таким образом, увеличить их удовлетворенность своей работой. Мы добились этих целей, упраз­днив посты руководителей групп и распределив их работу между со­трудниками в командах. В то же время мы хотели повысить и ориента­цию сотрудников на запросы клиента. Клиенты должны обслуживаться быстрее и кфалифицированнее, чем раньше (электронная обработка данных работает как сфера услуг). По крайней мере, таковы были пред­ставления и цели.

В процессе введения преобразований в обоих этих подразделени­ях — оформлении страхования и электронной обработке данных — была создана одинаковая система руководства путем организации так называемых руководящих команд. На переходный период для работы в этих руководящих командах были назначены бывшие руководители отделов и подразделений. На более нижней ступени, в подразделении

137