Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12579
Скачиваний: 85
Опрос состоял из двух частей. В первой части было поставлено 10 вопросов, затрагивающих причины, препятствующие изменениям. Во второй части также с помощью 10 вопросов определялись мероприятия, которые могли бы способствовать проведению изменений.
Что препятствует изменениям? В качестве самых крупных выкристаллизовались следующие проблемы: «Смысл и цель изменений не понятны коллективу» и «Все намечаемые изменения относятся исключительно к техническим, производственным и организационным областям». Каждый из этих двух критериев набрал по пятибалльной шкале оценку, соответственно, 3,46 балла. Это означает, что согласно мнению опрошенных, эти два пункта возглавляют список проблем, из-за которых намечаемые изменения на предприятиях чаще всего терпят провал.
Если рассматривать вместе категории «соответствует частично» и «соответствует в значительной степени», то с пунктом «все намеченные изменения относятся исключительно к техническим, производственным и организационным областям» согласились 76% всех опрошенных, а с пунктом «смысл и цель изменений не понятны коллективу» в сумме 83% руководителей. Это дает ясную картину ситуации и условий, при которых в настоящее время осуществляются изменения.
На третьем месте со средней оценкой 3,42 балла находится пункт «Цели, в каком направлении должны идти изменения, формулируются недостаточно ясно». Если здесь также сложить вместе категории «соответствует частично» и «соответствует в значительной степени», то этот пункт оценивается как критический общим количеством опрошенных руководителей 78%.
Другие критические замечания:
-
Намеченные изменения принимаются под сильным нажимом времени — средний балл 3,29
-
Многие сотрудники из-за постоянного появления новых намечаемых изменений считают, что им с этим не справиться — средний балл 3,25
-
Потенциал идей сотрудников относительно изменений используются слишком мало — средний балл 3,24
-
Изменения вводятся сверху вниз, с потребностями сотрудников не считаются — средний балл 3,18
-
Принципиальная готовность сотрудников к изменениям, скорее, невелика — средний балл 2,84
-
Намеченные изменения лишь в редких случаях приводят к успеху, которого от них ожидают — средний балл 2,72
-
Намеченные изменения требуют слишком больших затрат с бюрократической точки зрения и поэтому лишь в редких случаях выходят за фазу идей — средний балл 2,3.
23
Из результатов опроса вырисовывается совершенно четкая логическая взаимосвязь: если цели, которые должны быть достигнуты в результате изменений, сформулированы недостаточно ясно и четко, то невозможно ясно и четко довести до сознания сотрудников смысл и цель изменений.
Если изменения намечается проводить исключительно в технических, производственных или организационных областях, то есть если они касаются только так называемых жестких факторов, и при этом люди, которые должны стать носителями изменений, остаются в стороне и с ними почти не считаются, то тогда возникает большая опасность, что изменения не принесут успеха.
Таким образом, психологическим аспектам, как и прежде, все еще уделяется слишком мало внимания. И это в наше время, когда почти каждое предприятие разработало концепцию и образцовую модель и громогласно объявляет:
-
какую важную роль играют сотрудники как носители потенциальных идей,
-
что человеческие ресурсы должны целенаправленно развиваться,
-
что следует считаться с желаниями и потребностями сотрудников и т.д.
Создается впечатление, что это всего лишь лицемерные высказывания, которые не выдерживают испытания на практике. Когда же дело действительно доходит до изменений, то обо всем этом забывают и выбирают привычный путь «приказов и послушания». Петер М. Зенге цитирует одного консультанта, который охарактеризовал проблему следующим образом: «Люди противятся не изменениям. Они противятся тому, чтобы изменяли их»1.
Кроме этого можно наблюдать, что многие изменения проводятся при сильном давлении времени, сотрудники чувствуют, что им не по плечу осуществлять следующие друг за другом изменения. Едва ввели или собираются ввести «стройный менеджмент» (одно название-то чего стоит!), как уже наплывает волна бизнес-реинжиниринга, не успели закончить его, хотя бы частично, уже все устремляются в направлении всеобщего управления качеством (TQM). И наступает момент, когда сотрудники просто устают от всех этих мнимых изменений. Цель всех этих изменений всегда одинакова, отличаются лишь названия и главные моменты, на которых акцентируется внимание. И тогда сотрудники отказываются (не официально, конечно, а неформально) вообще вникать в эти изменения и предоставляют делать эти «модные глупости» каким-нибудь штабам или руководству предприятия.
' Senge P.M. Die finfte Disziplin, 4-е немецкое издание.
24
К этому сценарию хорошо подходит и то, что во многих фирмах непростительно мало используется идейный потенциал сотрудников. Там слишком попадают в зависимость от внешних консультантов и ищут лекарства у них. Сотрудников же, которых касаются эти изменения, при этом умышленно обходят. Об этом как раз и говорит пункт «Изменения диктуются сверху, с потребностями сотрудников не считаются». И этим объясняется тот факт, что когда дело доходит до изменений, готовность сотрудников к этим изменениям очень мала. Намерения, которые заложены в проектах, редко завершаются с тем успехом, которого от них ожидают. Если к этому добавляется еще и то, что к осуществлению подходят слишком бюрократично, тогда «бочка переполняется». Предотвратить провал уже нельзя.
Что способствует изменениям?
Интересно посмотреть, какие же мероприятия были предложены для того, чтобы способствовать изменениям. Согласно мнению опрошенных руководителей, это следующие пункты:
-
Наше руководство активно включается в разработку намечаемых изменений и поддерживает их — средний балл 3,34
-
Рабочие группы, необходимые для проведения комплексных проектов изменений, сформированы со смыслом — средний балл 3,2
-
Для осуществления обширных проектов изменений мы привлекаем внешних модераторов / консультантов — средний балл 3,12
-
В намечаемых изменениях никакие темы не являются запретными — средний балл 3,06
-
Успех проектов изменений измеряется сравнением с первоначально поставленными целями — средний балл 3,01
-
В проектах изменений имеется журнал обязанностей (цели, критерии измерения, запланированные этапы действий, ось времени...) — средний балл 2,92
-
У нас есть все необходимые для процесса изменений ресурсы — средний балл 2,81
-
В процессах изменений в значительной мере могут принимать участие сотрудники в рамках кружков качества/группах непрерывного совершенствования процессов — средний балл 2,88
-
Для участия в предстоящих мероприятиях по изменениям предоставляется достаточно времени — средний балл 2,69.
Из этого следует, что всегда, когда в процесс широко вовлекаются сотрудники, а внешние консультанты лишь исполняют роль модераторов и консультантов, изменения обычно проходят успешно.
25
Важно также, чтобы при проведении изменений сотрудникам предоставлялось бы достаточно времени. И вообще, в зависимости от комплексности планируемого изменения необходимо учитывать фактор времени. Определенные этапы развития нельзя перепрыгнуть. При излишней спешке при проведении изменений все может плохо кончиться и кончается плохо.
Итак, если предприятие хочет успешно проводить изменения, требуется следовать следующим критериям:
-
Исходным моментом (поводом) для изменений является, в большинстве случаев, появление чувства беспокойства. Важно, чтобы это беспокойство, которое появляется вначале у небольшого числа сотрудников/руководителей, получило положительный заряд, так чтобы возникло общее (коллективное) сознание проблемы. Если значительное число руководителей и сотрудников на предприятии коллективно считают, что какая-то определенная ситуация стала проблематичной, то это и есть та энергия, которая обязательно требуется, чтобы приступить к необходимым изменениям, составить концепцию изменений, а также успешно и, прежде всего, прочно внедрить их в организацию. Беспокойство и сознание проблемы должны присутствовать в течение всего времени проведения изменений в жизнь, иначе есть опасность, что проект будет преждевременно прерван или завершен раньше времени (уйдет в песок).
-
Важно также, чтобы была создана соответствующая коалиция из руководителей и менеджеров, которые, с одной стороны, развивали бы определяющие идеи и стратегии, а с другой стороны, как менеджеры выполняли бы мелкую, но необходимую работу, а также следили за ее четким выполнением другими сотрудниками.
-
Нужно разработать видения, цели и стратегии изменений и донести их, по возможности, до большего количества сотрудников.
-
При крупных проектах важно создать собственную проектную группу и через, например, информационные каналы добиться их широкой огласки и воодушевления.
-
Особенно важным является то, что быстро реализуемые объекты изменений должны ставиться в начало всего процесса изменений. Так, в самом начале достигаются краткосрочные результаты, и намеченные мероприятия претворяются в практику. Они являются гарантией того, что мобилизуются соответствующая энергия, чтобы успешно взяться за решение более крупных и сложных объектов изменений.
-
Существенно то, чтобы новые подходы и методы действий закреплялись в культуре предприятия. Если этого не сделать, то
26