Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12586

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

могут произойти массовые отступления назад, когда дело дой­дет до личных изменений. • И наконец, нужно создать петли обратной связи, чтобы обеспе­чить непрерывный процесс изменений.

Эти важные для изменений критерии будут более подробно разби­раться в Разделе 5, с. 73.

2.4. О чем говорит теория?

В книге мы используем понятие «изменение» и объясняем его, опираясь на опыт наших проектов. В этой связи необходимо немного поговорить о теории с тем, чтобы дать представление о нашем обра­зе мышления и интересе, которые руководили нами в наших изыс­каниях.

Этим мы хотели бы также подчеркнуть, что предпосылкой каждой «хорошей» практической консультации должно являться наличие се­рьезного теоретического фундамента. И здесь уместно вспомнить выс­казывание Курта Левина: «Лучшая практика — это хорошая теория!»

Все теоретические размышления начинаются с поиска следов. К теме нашей книги подходит несколько понятий, которые являются почти синонимами: развитие — учение — изменение — перемена. Что касается этих слов, то «Майерс Лексикон 2000» оставляет понятия «изменение» и «перемена» без объяснения, а вот для слов «развитие» и «учение» на разъяснения не скупится. Так, с лексической точки зрения, под развитием понимается проходящий в соответствии с оп­ределенными закономерностями процесс, который описывает изме­нения вещей и явлений как следование друг за другом различных форм и состояний.

При учении речь идет об усвоении знаний и сведений. Этот фено­мен содержит процесс, через который в течение времени опыт и по­нимание конструируются в определенные точки зрения, виды и фор­мы поведения, которые определяются сознательностью и сознанием.

Из этого становится совершенно очевидным, что изменение и пе­ремена представляют собой общие принципы, которые характеризу­ются развитием и учением. Некоторые авторы предпосылают измене­нию ученье или объединяют изменение с ученьем. В противоположность этому, развитие подчеркивает системность совершаемых друг за дру­гом шагов, которые означают дальнейшее продвижение вперед.

При фокусировании на такое понимание напрашивается традици­онный вопрос о «курице и яйце»: «Бытие определяет сознание или сознание определяет бытие?» Рассматривая вещи в системной перс­пективе, мы можем успешно обойти этот вопрос и утверждать, что

27


оба эти измерения имеют большое значение и тесно взаимодействуют друг с другом.

Упрощенно изменение можно изобразить следующим образом:

                  1. индивидуальный субъективный процесс, при котором люди получают новое понимание окружающего их мира и, одновре­менно, — это

                  1. структурный процесс, когда рамочные условия находятся внут­ри и под теми людьми, которые оказывают влияние на возмож­ности их восприятия и совершения других действий.

Кениг и Фольмер1 приводят шесть форм изменений, с которыми мы полностью согласны, и поэтому приводим их ниже.

                  1. Изменение личности и в ее окружении: личность может перей­ти из одной группы — в которой она себя ощущает некомфорт-

                  1. но или даже беспокойно — в другую группу, где эти отрица­тельные факторы отсутствуют.

                  1. Изменение субъективного характера: с появлением конструкти­визма мы знаем, что каждый человек видит свою окружающую среду целиком. Для того чтобы вообще иметь различные перс­пективы, требуются не только соответствующие точки зрения, но и способность занимать различные позиции, чтобы иметь различные способы восприятия (других людей и/или вещей).

                  1. Изменение правил системы: сосуществование людей функцио­нирует на основе официальных и неофициальных правил. Пра­вила декларируются и вводятся. Они могут также развиваться, так как против определенных процессов ничего нельзя возра­зить. Распознать и осознать правила (см. выше) — это важная предпосылка того, чтобы прийти к их переделке.

                  1. Изменение интерактивных структур: интерактивные структуры представляют собой комбинацию субъективных и коллективных понятий и правил. Они сохраняются и поддерживаются в «за­колдованных кругах». Их разрушение связано, как правило, с сильным сопротивлением.

                  1. Изменения относительно направления и скорости: здесь, преж­де всего, следует запомнить, что изменения всегда имеют либо ярко выраженные, либо скрытые цели. При появлении целей возникает напряжение для их достижения. Тем самым делается заявление о начале проведения процессов изменений, а затем об их ускорении.

                  1. Изменения окружающего мира системы: какими бы разными ни были возможности оказания влияния, изменения в окружа­ющем мире системы изменяют саму систему. Переезд в новое

1 См.: K6nig& Vollmer. 1993. Systemische Organisationsberatung.

28


здание с другой формой и расположением комнат изменяет формы поведения работающих в них людей. При этом субъек­тивные точки зрения, конечно же, играют большую роль.

При целостном (системном) рассмотрении изменений нельзя обой­тись без классического различия (по Ватцлавику) изменений первого и второго порядка.

Система может принимать различные состояния, это означает, что она изменяется по принципу первого порядка. Так, например, группа людей могла бы по-другому организовать и установить способы обще­ния друг с другом. Изменение осталось бы на первом уровне.

Иначе выглядит изменение второго порядка, согласно которому система осознает себя как таковую и совершенно по-новому играет эту роль. Изменения второго порядка — это квантовые скачки, ошеломля­ющие открытия или что-то в этом роде. Они становятся возможными благодаря рассмотрению и работе над системой из мета-перспективы.

Следующее задание является классической метафорой для измене­ний второго порядка. Свяжите одной линией без отрыва ручки эти девять точек.

Рис. 3. Задание к метафоре для изменений второго порядка

Почти каждый участник, выполняя это задание, занят вначале тем, чтобы не покидать границы системы, и в связи с этим, оставаясь в структуре и границах девяти точек, имеет очень мало шансов найти успешное решение. Лишь когда участник покидает систему (продляет линию за пределы точек), он может успешно выполнить это задание.

Если я, например, находясь в автомобиле, нажму сильнее на газ, то это будет изменение первого порядка. Если же я установлю более мощный двигатель, то я изменю структуру системы — перейду к из­менению второго порядка.

По Ватцлавику, существуют разные формы неправильных реше­ний первого порядка, которые проходят абсолютно безуспешно, но, несмотря на это, очень часто. Это такие решения, в которых советчи­ком является естественный разум человека.

Решения путем усиления того, что есть: у руководителя сложи­лось впечатление, что сотрудники слишком медлительны. Исхо­дя из этого впечатления и оценки, руководитель при осуществ­лении своей ежедневной философии руководства старается

29


сильнее загрузить сотрудников, чаще с ними беседовать, более внимательно наблюдать за их поведением и чаще осуществлять контроль. Поведение же сотрудников в глазах руководителя мо­жет оставаться прежним, не меняться.

                  1. Решения путем введения противоположного: нет ничего более само собой разумеющегося, чем попытка развеселить печального че­ловека различными шутками. Но, как показывает опыт, это еще более углубляет человека в его личное положение, когда из «про­тивоположного» он осознает, как плохи его дела.

                  1. Решение путем отрицания проблемы: многие люди вырабатывают в себе «непробиваемость» в восприятии действительности (про них говорят «у него толстая кожа») или прячут голову в песок, чтобы не соприкасаться с проблемами. Но то, что проблема от этого не исчезнет, это более чем ясно!

Решение несуществующих проблем: так, руководитель считает, что его авторитет подорван, если сотрудники практикуют самосто­ятельность и берут на себя ответственность.

Решение нерешаемых проблем: различие в восприятии молодых и
пожилых руководителей является фактом, и дискуссий здесь не
избежать.

Каковы практические последствия этих теоретических размышле­ний? Прежде всего, если проект изменений осуществляется на пред­приятии, то после него могут остаться незавершенные дела. Различ­ные задания, например, тренинг «приветливости с клиентом», без одновременной работы (в качестве трансфера из тренинга) над изме­нением структуры и рамочных условий отношений с клиентами, фи­лософии работы с клиентами и целенаправленности будет означать бесполезно потраченные время и деньги.

В каждом проекте изменений следует обращать внимание на то, чтобы возможности претворения в жизнь всех идей изменения безого­ворочно поддерживались бы руководством предприятия. Без авториза­ции мероприятий и, прежде всего, при проведении в жизнь решений против воли даже небольшого числа понимающих руководителей про­ект будет беззубым. Сюда же относится несправедливо бережное отно­шение к административному персоналу при одновременном принуж­дении к массивным изменениям простых сотрудников. Изменения касаются всех сотрудников, не взирая на лица и функции.

Крупный проект изменений обязательно нуждается в сопровождении и консультировании извне. Важным аспектом при этом является привле­чение дублирующей точки зрения (по Аргирису) и введение решений второго порядка. Без внешнего взгляда разработка решений второго по­рядка будет очень трудной, если не сказать невозможной. При этом орга­низация должна быть уверена в том, что внешние консультанты разби­раются в их бизнесе и обладают необходимой квалификацией.


3 Понимание и изменения

«То, что ты делаешь сегодня так же, как и год назад,

ты делаешь это не правильно.

То, что ты через год будешь делать так же, как сегодня,

ты не будешь это больше делать оптимально».

Фриц Гендрик

3.1. Как лично Вы относитесь к изменениям?

Мы пришли к выводу, что субъективные факторы, а именно: лич­ная позиция и отношение к изменениям представляют собой ключе­вую функцию в работе над изменениями1.

Таблица 3

АНКЕТА: КАК ЛИЧНО Я ОТНОШУСЬ К ИЗМЕНЕНИЯМ?



(1)= не соответствует, (2)= соответствует, но мало, (3)= близко к соответствию, (4) = соответствует наверняка


1. Жаль, что традиции и обычаи играют сегодня лишь второстепенную роль

(1)(2)(3)(4)

2. Уголовно-правовые реформы время от времени неизбежны

(1)(2)(3)(4)

3. Если на рынке появляется новый продукт, то я один из первых, кто его покупает (например, видеомагни­тофон)

(1)(2)(3)(4)

4. Я отмечаю семейные праздники, как это делали мои родители

(1)(2)(3)(4)

5. Я не держусь принципиально какой-то точки зре­ния, а делаю это до тех пор, пока убежден в ее пра­вильности

(1)(2)(3)(4)

6. Если я выполняю какую-то работу длительное время, то я теряю к ней интерес

(1)(2)(3)(4)

Источник: Институт прикладной психологии.

31