Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12588
Скачиваний: 85
чие семинары сменяются одно-трехмесячными фазами внедрения в практику. Каждый проект и каждый семинар представляют собой самостоятельные законченные темы и входят в подробный каталог подготовки мероприятий и проекта для следующего общего собрания.
Если подвести итог всему вышесказанному, то особое значение имеют следующие пункты:
-
Образование координационной комиссии «Бизнес-реинжиниринг», состоящей из членов руководства предприятия и следующей за ней иерархической ступени, которая называет имеющиеся проблемы, устанавливает цели и задания для проектных групп, а также принимает необходимые решения
-
Создание проектной группы, в которой обсуждаются все возникающие вопросы и готовятся предложений по их решению
-
Непрерывная проработка всех вопросов, возникающих во время рабочих семинаров и в проектных группах
-
Весь процесс должен осуществляться очень быстро. Каждый семинар заканчивается принятием пакета мероприятий
-
Привлечение к процессу развития всех лиц, принимающих решения и тех, кого они затрагивают
-
Главные моменты процесса развития планируются в соответствии с индивидуальными потребностями предприятия
-
Обеспечение переноса в практику. Для обеспечения претворения в практику (трансфера) проводятся контрольные совещания между рабочими семинарами. В рамках примерно трех общих собраний, проводимых последовательно с перерывом в шесть недель, выносится оценка того, насколько намеченные мероприятия претворены в жизнь. Первоначально такие собрания проводятся под руководством внешнего модератора, последующие самостоятельно
-
Внешние консультанты выполняют функцию модераторов процессов развития. Лучше всего они могут внести свои профессиональные знания в форме вопросов.
-
4
Организационная культура
и изменение
«Существуют только два сорта— первый и никакой».
Дэвид О. Зельцник
4.1. Феномен: Организационная культура
Организации при практическом рассмотрении имеют очень «своеобразную» формацию. Они оказываются неподвижными, когда необходимо адаптироваться, они иррационально реагируют на давление извне и оказываются дисфункциональными по отношению к своим внутренним процессам и методам работы. Они считаются более или менее успешными.
Для обозначения подразумеваемых под всем вышесказанным процессов в 80-е годы1 появилось понятие «организационная культура». В области распространения американского разговорного языка проводится различие между понятиями «натура» и «культура». «Культура» обозначает созданную людьми коллективную систему ценностей. Попытки различных исследователей и консультантов объяснить успехи японской экономики привели к тому, что наряду со стоящими на первом плане производственно-экономическими факторами пришлось заняться мягкими факторами «soft-facts», при этом натолкнулись на значение феномена «организационная культура».
Научно-исследовательское изучение организаций, происходившее в последующие годы, принесло большое количество концепций о культуре предприятия / организации и создало бесчисленное множество моделей толкования этого понятия. Но ни одна из этих моделей не нашла всеобщего признания. Уже в силу только одного этого имеется множество вариантов определения понятия «организационная культура».
1 Например, «Company Culture», Peters & Waterman, 1982; «Coporate Cultur», Deal & Kennedy, 1982.
38
Хофстеде говорит о «полученном коллективном программировании».
Закман1 говорит о культурном ядре.
Под этим понимают нормы, директивы, правила, стандарты для управления поведением и восприятием. Формы выражения культурного ядра — это: праздники, привычки, обычаи, действия и способы поведения. Сеть культуры охватывает мифы, церемонии, символы статуса, легенды, ритуалы, продукты. Культурное ядро предприятия зависит от уровня развития предприятия (фаза основания, фаза роста или фаза зрелости).
Шойс представляет культуру предприятия в качестве культурной рамы в союзе с другими уровнями культур. Так, он изображает частную культуру, культуру предприятия, культуру отрасли, культуру общества, а также культуры, связывающие различные общества, в форме пирамиды. Культуры оказывают друг на друга взаимное влияние.
Барлет видит культуру предприятия, поделенной на три части:
-
«сильные стороны» и «компетентность», созданные в течение истории,
-
выраженность и диапазон ответственности руководства различных уровней,
-
соотносимые друг с другом образцы, которые не так-то просто определить, и обычаи (кстати, из обычного права), которые именно при структурных изменениях проявляют себя как особенно консервативные.
Самым авторитетным исследователем в области организационной культуры считается Шайн. Шайн явился не только основателем системного исследования этого феномена, но и внес решающий вклад в то, чтобы над этой темой и ее влиянием задумались также и специалисты в области экономики. Под организационной культурой он понимает следующее2:
«Образцы, основные установки и представления о вещах, которые предприятие открыло для себя в прошлом для урегулирования внутренних отношений, с тем, чтобы отвечать поступающим извне требованиям и раскрывать для себя окружающий мир, и которые проявили себя так успешно, что их стали передавать новым сотрудникам предприятия».
При этом он также различает три уровня организационной культуры, причем различие между ними не так однозначно.
На самом нижнем уровне находятся основные устои, на которых затем выстраивается остальной каркас культуры. Основные устои в различных формах проявляются затем и на верхних уровнях. Они не
' Sackman. Cultural Knowledge in Organizations, 1991.
2 Schein.E.H. Organiztional Cultur and Leadership, 1985, S. 3.
39
обсуждаются, ни на что не отражаются. Они настолько фундаментальны, что даже не доходят до сознания членов общества в качестве мотива. По этой причине основные убеждения как составная часть организационной культуры не бросаются в глаза внешнему наблюдателю.
На следующем, более высоком уровне находятся представления о ценностях и сами ценности, которыми живут члены организации. Такие представления о ценностях могут развиваться таким образом, что они превращаются в основные устои. Эти культурные ценности представляют собой своего рода каталог требований, что расценивается в организации как нечто желаемое, к чему нужно стремиться.
Во главе культурной пирамиды стоят психические и социальные модели поведения, как, например, общение друг с другом, нравы, обычаи, запреты, отношение к работе. Сюда же относятся лозунги, различные «истории» и разного рода мифы.
Подводя итог, можно сказать, что организационная культура — это все что угодно, только не однозначное понятие.
-
Организация имеет культуру. Здесь речь идет о том, чтобы выявить особое своеобразие и неповторимость организации в отличие от других организаций
-
Организация — это культура. В соответствии с этим организации функционируют по определенным законам и правилам. Знание этих правил позволяет сторонним наблюдателям и/или участникам понимать модели поведения организации.
Организационная культура — это феномен, заключающийся в том, что в организации негласно и без письменного фиксирования устанавливаются и соблюдаются специфические нормы и ценности и «типичные» модели поведения. В сознании членов организации они не присутствуют непосредственно. Организационная культура может быть зафиксирована также в символах, знаках и других формах выражения (например, в зданиях, искусстве, корпоративном дизайне и многом другом).
Организационная культура имеет свою историю. Она выросла из комплексных коллективных процессов обучения. Конкретно — это опыт, полученный из общения друг с другом и в коллективе.
Что характеризует организационную культуру?
-
История организации
-
Имидж основателя организации
-
Аспекты организации труда и производства
-
Система ценностей (профессиональная этика, общие лейтмотивы)
-
Система норм
40
-
Язык (речь) и владение речью (специальные термины, жаргон)
-
Структуры (иерархия и пр.)
-
Мифы, табу и пр.
Здесь следует заметить, что в крупных организациях растет вероятность образования подструктур. Независимо от этого, можно наблюдать появление культурных различий внутри организации, например, между сбытом и производством.
Организационные культуры выражаются определенными параметрами. В качестве самых ярких параметров выражения организационной культуры можно назвать, например, постановку цели и окружающую среду, а также клиентуру организации.
Если представить себе страховую компанию или наркологическую консультацию, то влияние этих параметров можно обнаружить без особых раздумий.
В этой связи имеют силу системные сведения из области социологии о переплетении уровней системы (в данном случае: общество — экономика — предприятие или корпорация — социальная система — благотворительные учреждения и пр.).
Спорным является вопрос о значении и выражении влияния менеджеров и/или руководящих личностей в организации. Часто имеет место такой феномен, когда с уходом или приходом нового человека в руководство той или иной организации наступают весьма резкие изменения культуры. С точки зрения групповой психологии, не новость, что влияние на организационную культуру могут оказывать как формальные, так и неформальные лидеры.
Организационная культура имеет, в первую очередь, экономические параметры, куда можно отнести целесообразные действия ответственных лиц. Здесь речь идет о формах организации труда (например, есть разделение труда или нет) и использовании всех имеющихся ресурсов (человек, техника и пр.). Сюда же включен принцип экономичности и рентабельности, то есть разумное обращение с имеющимися денежными средствами (капитал — издержки).
Организационная культура имеет также параметры, связанные с отношениями между людьми (психологические, социально-психологические), в соответствии с которыми функционирует управление поведением и отношениями между сотрудниками в организации. В организации существуют определенные правила поведения (что нужно или не нужно делать, что можно и что нельзя), есть распоряжения, которые регулируют работу людей друг с другом, устанавливают границы и, наоборот, автономию.
Организационной культурой называют совокупность всех ценностей, норм, образов мышления и поведения (включая их материальные и нематериальные формы выражения), которые оказывают су-
41