Файл: История развития менеджмента. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы заключается в том, что любая наука основана на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, возникающих на ранних этапах развития науки.

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любую науку, ее интересует прошлое, настоящее и будущее. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы предсказать будущее развитие.

Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

- всегда интересно и нужно;

- позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объема ваших знаний;

- дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;

- позволяет извлечь соответствующие уроки из прошлого, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Знание и понимание прошлого способствует лучшему пониманию текущего состояния науки, а также возникновению и формированию новых идей. Развитие управленческой науки свидетельствует о том, что неважные концепции погибли, а остались только самые ценные, проверенные практикой и временем. Как показывает предыдущий опыт развития многих стран мира, обращение к истории часто происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

В процессе работы была использована литература как зарубежных, так и отечественных авторов, таких, как:

– Вершигора Е.Е, Викерстафф С., Семенова И.И рассмотрели и проанализировали работы Ф. Тейлора, который разработал научные подходы и принципы построения системы управления.


– Герчиков и Мескон М.Х. выработали три принципиально различных инструментов управления, т. е воздействия на людей.

– Кравченко А.И., Попов А.В. рассмотрели школы научного управления, связанные с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта.

– Альберт М., Хедоури Ф. анализировали классическую школу в управлении Файоля.

– Уткин Э.А, Семенова И.И. рассмотрели и проанализировали школу психологии Г. Мюнстерберга и школу человеческих отношений американских ученых Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергера, а также А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.

Основываясь на аргументации об актуальности выбранной темы, можно определить целевую ориентацию курсовой работы.

Цель – изучить этапы развития и школы менеджмента.

В соответствии с данной целью, в работе решаются следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы определения менеджмента.

2. Изучить управленческую революцию возникновения менеджмента.

3. Провести анализ различных школ управления по работам отечественных исследователей.

4. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления.

5. Изучить разнообразие моделей менеджмента.

Объектом является школы менеджмента.

Предмет – история и этапы развития менеджмента.

Методологические основы работы: в основе данной работы лежит системный подход, позволяющий рассмотреть объекты анализа не изолированно, а в связи со многими другими объектами и явлениями.

ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Предпосылки и источники формирования менеджмента

Посмотрим на историю управления и смену типов управления. При представлении мы выберем только ключевые, наиболее важные моменты, когда менеджмент изменился по мере того, как изменилось существование человечества, и мы будем называть это эволюцией управленческой мысли. Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без организации управления. Однако менеджмент как вид деятельности и как наука, о которой мы будем говорить, возник не сразу. Как только доисторические люди начали жить организованными группами, ими потребовалось управлять. На первом этапе, когда группы были небольшими, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком - лидером этой группы[1]. Позже, по мере роста групп и усложнения выполняемых ими функций, возникла необходимость разделить труд и дифференцировать функции. Но на это потребовались века.


Египетские пирамиды, построенные в 3000 - 2000 гг. До н. Э., Являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкой планировки. Особое внимание древние греки уделяли организации и управлению производственными процессами, позаботились о четкой специализации рабочих[2]. Сократ дает понимание менеджмента как особой сферы человеческой деятельности. Он рассказал о том, что в менеджменте главное - поставить нужного человека в нужное место и добиться стоящих перед ним задач. Линейная структура правления выразилась в системе правления Римской империи. Его главной проблемой был сбор налогов со всех его частей, удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима было крайне сложно осуществить. Изменение структуры управления позволило усилить мощь Римской империи. В практике управления есть примеры организаций, которые возникли еще в древности и успешно функционируют сегодня благодаря созданию рациональной структуры управления. В их число входит Римско-католическая церковь, имеющая простейшую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Революция в производственных отношениях связана с промышленной революцией, начавшейся в середине 18 века. Промышленная революция связана с выделением трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился прораб, которого быстро возненавидели рабочие.

На данном этапе развития менеджмента только наметилась тенденция перехода от принципа руководства работниками к принципу организации труда на научной основе. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Британские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит и Дэвид Риккардо внесли большой вклад в формирование науки управления[3].

Нельзя не отметить огромный вклад английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Он раньше других заметил и оценил роль человеческого фактора в производстве и указал на необходимость учета, другие исследователи пришли к этой идее только через 100 лет. Работы К. Маркса и Ф. Энгельса оказали большое влияние на формирование теории управления в социалистическом обществе. Не исследуя сущность и сущность менеджмента, они способствовали формированию этой науки с помощью созданных ими исследовательских методов. Карл Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации, капиталист часто не может самостоятельно управлять своей фабрикой. Более того, в этом нет необходимости, поскольку надзорный труд, полностью отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в изобилии. Таким образом, отпала необходимость в проведении этой надзорной работы со стороны капиталиста. Таким образом, результатом разделения труда стала изоляция управления, которая стала рассматриваться как особая функция любого совместного труда. В этот же период Ф. Энгельс указывал, что необходимо различать управление вещами и управление людьми. Многие ученые продолжат развивать этот тезис в своих исследованиях. Однако до эпохи империализма управленческую функцию выполнял сам капиталист и небольшая группа близких ему людей. Роль специально подготовленных менеджеров особенно возрастает в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией и изменяющейся средой, менеджеры разработали систему знаний о том, как наилучшим образом использовать ресурсы.


Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются[4]:

  • индустриальный способ организации производства;
  • развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются
  • спрос, предложение и цена.

Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа. На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.

1.2. Сущность и содержание понятия «менеджмент»

Понятие «менеджмент» носит общий характер и по-разному трактуется в экономической литературе. Он объединяет очень разные принципы, роли, действия и функции. Это понятие чаще всего используется в двух значениях: как функциональное понятие, охватывающее бизнес-процессы и функции, характеризующие деятельность предприятия (закупки, производство, продажи и т. Д.), И как организационное понятие, характеризующее субъектов, принимающих решения. , их роль в деятельности предприятия (правление, начальник цеха, прораб). Преобладает функциональный подход, который очерчивает задачи деятельности и бизнес-процессы, тогда как второй подход делает упор на роли менеджеров на разных уровнях организации[5].

Экономическая категория управления имеет межотраслевой характер и очень сложную семантику. Довольно часто слово «менеджмент» используется как синоним лидерства или управления предприятием. Управление, менеджмент - это практически игра по определению. Неслучайно они часто употребляются как синонимы в переводной литературе. Г. Друкер как признанный авторитет в области теории менеджмента объясняет[6], что слово менеджмент в англоязычных странах используется очень свободно и в разных значениях, хотя термин «менеджмент» чрезвычайно труден для понимания. Во-первых, он имеет сугубо американское происхождение и вряд ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британских островов. Это означает и функцию, и людей, которые ее выполняют; он указывает на социальное или официальное положение и в то же время обозначает академическую дисциплину и область научных исследований.


Термин «менеджмент» по сути является аналогом термина «менеджмент», он является его синонимом, но не полностью. Термин «менеджмент» намного шире, поскольку применяется к различным видам человеческой деятельности (вождение); в различные сферы деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, государственное управление); в органы управления (подразделения в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и ассоциациях). Термин «менеджмент» применяется только к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, работающей в рыночных условиях, хотя недавно его начали использовать в Соединенных Штатах и ​​в отношении непредпринимательских организаций.

Менеджмент - это: рациональный способ управления бизнес-организациями; менеджмент ориентирован на прибыльность и прибыльность; надзорная деятельность, при которой используются особые формы организации труда, договорные и договорные отношения между трудом и капиталом; особая область научных знаний и профессиональная специализация менеджеров-менеджеров, входящих в состав управленческого аппарата предпринимательской организации и др.[7]

С научной точки зрения менеджмент - это способность использовать те объективные законы и закономерности, которые выражают причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Руководство рассматривает предприятие не столько как технологическое звено общественного производства, сколько прежде всего как общественно-производственную подсистему рыночных отношений.

Подходы, которые наиболее часто используются при определении сущности и содержания управления, представлены в виде модели.

Особенности менеджмента как науки заключаются в том, что менеджмент - это, прежде всего, управление людьми, наука о человеке, его интересах, поведении и взаимодействии с другими людьми[8].

Также особенности менеджмента как науки отражаются в его тесной взаимосвязи с другими науками. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследования операций и т. д.

Во-вторых, истинность определенных теорий и концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и решений.

В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, имеющая прикладной характер, выражающийся в действиях и умениях человека.