Файл: История развития менеджмента. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит формирование современных количественных методов обоснования управленческих решений под влиянием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается и по сей день. Таким образом, Д. МакГрегор первым обосновал свою теорию и доказал, что отношение руководителя к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и рабочий климат в организации. В теории «Х» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «Y» - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950 - 1960).

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг. Ученые-менеджеры разрабатывают новые подходы в развитии теории менеджмента, смысл которых сводится к тому, что организация представляет собой открытую систему, которая адаптируется к внутреннюю среду (организацию) нужно искать во внешней среде. На основе этого сообщения было произведено установление взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегическое управление» И. Ансоффа, «теория структур власти между организациями» Г. Саланчика, «специфическая стратегия, конкурентоспособность, потребительские качества продуктов и ресурсов» Портера и др.

Седьмой этап относится к 80-м годам. XX века, ознаменовавшиеся появлением новых подвидов в менеджменте, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно используемого Японией и другими странами, с наиболее важными методами управления с точки зрения воздействия.

Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м годам. XX век. На этом этапе просматриваются три основных тенденции:

‾ возвращение в прошлое - осознание важности материально-технической базы современного производства;

‾ создание социальных поведенческих элементов - это повышение внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в получении прибыли, в выполнении управленческих функций в других сферах деятельности;

‾ укрепление интернационального характера менеджмента. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкуренции, организация современной деятельности.

По мнению М. Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество разработало только три принципиально разных инструмента управления, то есть воздействия на людей.


Иерархия - это организация, в которой основным средством воздействия на властные отношения является подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроль над распределением материальных благ.

Культура, то есть организации, разработанные и признанные обществом, групповые ценности, социальные нормы, отношения, модели поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

Рынок, то есть наличие сети равных горизонтальных отношений, основанных на купле-продаже товаров и услуг, на отношениях собственности, на балансе интересов продавца и покупателя[18].

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод из первой главы: реализация управленческих функций необходима для успеха организации. Практика управления стара, как организация, а это значит, что она действительно очень древняя. Глиняные таблички, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры, содержат информацию о коммерческих сделках и законах древнего Шумера. Это явление ясно свидетельствует о существовании там управленческой практики. Более древние свидетельства существования организаций можно проследить на археологических раскопках: еще до исторических времен люди часто жили организованными группами.

ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Школа научного управления

Отмечается, что организация и управление становятся самостоятельным предметом изучения науки в тот момент, когда уровень развития техники и технологий входит в резкое противоречие с существующей системой производственных отношений. Это наглядно проявилось в эпоху перехода классического капитализма к его высшей, монополистической стадии, т.е.в период, когда объективные предпосылки для возникновения научного менеджмента в США и деятельности его лидера Ф.У. Тейлор.

Возникновение современной науки управления восходит к началу 20 века. И связан с именами Ф.В. Тейлора, Фрэнка и Лили Гилбрет и Генри Ганта. Важной заслугой этой школы была позиция о том, что можно управлять «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов процесса управления и их обобщения[19].


Этот метод исследования впервые применил к отдельному предприятию американский инженер Ф.В.Тейлор, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научный менеджмент» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдисом. После смерти Тейлора это имя получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (выполнение трудового и управленческого труда) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда на основе экспериментальных данных и анализа процессов физического труда и его организации.

Рисунок 1 – Классическая модель менеджмента

Создавая свою систему, Тейлор не ограничился только рационализацией труда рабочих. Тейлор уделял значительное внимание более эффективному использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также на планировку предприятия и цехов.

Функции реализации взаимодействия производственных элементов возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому отводится центральное место в системе Тейлора[20].

Важным вкладом Тейлора было признание того, что управленческая работа - это особая специальность. Тейлор считал основной задачей предложенной им системы сближение интересов всего персонала предприятия.

Философской основой системы Тейлора была широко распространенная в то время концепция так называемого экономического человека. Эта концепция была основана на утверждении, что единственный мотивирующий стимул для людей - это их потребности. Тейлор считал, что с соответствующей системой оплаты труда можно добиться максимальной производительности. Еще одним ложным принципом системы Тейлора было провозглашение единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

Рисунок 2 – Менеджмент как научные знания

Идеи Ф. Тейлора развивались его последователями, среди которых прежде всего следует назвать Генри Ганта, его ближайшего ученика. Гант внес значительный вклад в развитие теории лидерства.

Фрэнк Гилбрет и его жена Лилиан Гилбрет занимались рационализацией труда рабочих и исследовали возможности увеличения выпуска за счет повышения производительности.


Г. Эмерсон внес значительный вклад в развитие системы Тейлора. Emerson изучила принципы работы применительно к любому производству, независимо от вида его деятельности.

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области производства. В системе Тейлора ручной труд занимал центральное место. Форд заменил ручной труд машинным, т.е. сделал следующий шаг в развитии системы Тейлора.

Вторая половина 19 века - эпоха значительных изменений в структуре и организации делового предпринимательства в США: создание огромных национальных и транснациональных корпораций в сфере транспорта и промышленности, вобравших в себя все новое и передовое.

Напротив, изменение организации труда в цехе и на предприятии происходило крайне медленно. Это было одно из противоречий, определившее необходимость возникновения научного менеджмента. Однако и в рамках самой фабричной системы противоречий было не меньше. Переход от кустарного производства 18 века к машинному производству 19 века был неравномерным и длительным. Ко второй половине XIX века в целом сформировалась система промышленности, которую историки называют первой, или старой фабричной системой (вторая фабричная система в начале ХХ века называется поточным производством). Правда, к началу ХХ века он уже не отвечал потребностям общественного производства и не соответствовал последним достижениям науки и техники. Социальная организация труда на предприятии, в которой бригадир был центральной фигурой, также устарела.

Основные принципы Тейлора и его школы можно сформулировать следующим образом[21]:

- создание научного подхода (методологии) к организации конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на основе научных исследований каждого элемента, заменяя старые традиционные и практически установленные методы работы.

- отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их обучение и обучение новым способам выполнения этой работы,

- сотрудничество между руководством и работниками в практической реализации научно разработанной системы организации труда,

- равное распределение труда и ответственности между администрацией и работниками.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулов для мотивации рабочих к увеличению производительности и производительности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.


Таким образом, концепция научного менеджмента стала начальным этапом в становлении и признании менеджмента как науки и самостоятельной области исследований. Развитие школы научного менеджмента началось с книги Тейлора «Принципы научного менеджмента».

Его власть была практически безграничной: он отвечал за управление производством, производственные затраты, управление персоналом. Бригадир единолично нанимал и увольнял рабочих, повышал их в должности или понижал в должности, контролировал систему обучения рабочих, распределение задач, отвечал за поддержание дисциплины и устанавливал часы работы, время посещаемости и производительность. Понятно, что его реальная роль в производстве была немного ниже, чем у менеджера.

2.2. Классическая (административная) школа в управлении

Классическая или административная школа менеджмента охватывает период с 1920 по 1950 год. Основателем этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории менеджмента.

В отличие от школы научного менеджмента, которая занималась в основном рациональной организацией труда отдельного работника и повышением эффективности производства, представители классической школы начали разрабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом[22].

Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие принадлежали к администрации организаций, поэтому классическую школу часто называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все управленческие функции на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и частные, непосредственно связанные с управлением промышленным предприятием[23].

Последователями Файоля, разработавшими и углубившими основные положения его учения, являются Линдал Урвик, Л. Гулик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоан, Г. Черч.

На основе разработок Файоля и его последователей была сформирована классическая модель организации, основанная на четырех основных принципах[24]:

- Разделение труда. Специализация - это естественный порядок вещей. Цель разделения труда - выполнять более крупную и качественную работу с одинаковыми усилиями. Это достигается за счет уменьшения количества целей, на которые необходимо направить внимание и усилия.