Файл: История развития менеджмента. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит формирование современных количественных методов обоснования управленческих решений под влиянием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается и по сей день. Таким образом, Д. МакГрегор первым обосновал свою теорию и доказал, что отношение руководителя к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и рабочий климат в организации. В теории «Х» - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории «Y» - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950 - 1960).
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг. Ученые-менеджеры разрабатывают новые подходы в развитии теории менеджмента, смысл которых сводится к тому, что организация представляет собой открытую систему, которая адаптируется к внутреннюю среду (организацию) нужно искать во внешней среде. На основе этого сообщения было произведено установление взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегическое управление» И. Ансоффа, «теория структур власти между организациями» Г. Саланчика, «специфическая стратегия, конкурентоспособность, потребительские качества продуктов и ресурсов» Портера и др.
Седьмой этап относится к 80-м годам. XX века, ознаменовавшиеся появлением новых подвидов в менеджменте, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно используемого Японией и другими странами, с наиболее важными методами управления с точки зрения воздействия.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м годам. XX век. На этом этапе просматриваются три основных тенденции:
‾ возвращение в прошлое - осознание важности материально-технической базы современного производства;
‾ создание социальных поведенческих элементов - это повышение внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в получении прибыли, в выполнении управленческих функций в других сферах деятельности;
‾ укрепление интернационального характера менеджмента. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкуренции, организация современной деятельности.
По мнению М. Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество разработало только три принципиально разных инструмента управления, то есть воздействия на людей.
Иерархия - это организация, в которой основным средством воздействия на властные отношения является подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроль над распределением материальных благ.
Культура, то есть организации, разработанные и признанные обществом, групповые ценности, социальные нормы, отношения, модели поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, то есть наличие сети равных горизонтальных отношений, основанных на купле-продаже товаров и услуг, на отношениях собственности, на балансе интересов продавца и покупателя[18].
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод из первой главы: реализация управленческих функций необходима для успеха организации. Практика управления стара, как организация, а это значит, что она действительно очень древняя. Глиняные таблички, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры, содержат информацию о коммерческих сделках и законах древнего Шумера. Это явление ясно свидетельствует о существовании там управленческой практики. Более древние свидетельства существования организаций можно проследить на археологических раскопках: еще до исторических времен люди часто жили организованными группами.
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Школа научного управления
Отмечается, что организация и управление становятся самостоятельным предметом изучения науки в тот момент, когда уровень развития техники и технологий входит в резкое противоречие с существующей системой производственных отношений. Это наглядно проявилось в эпоху перехода классического капитализма к его высшей, монополистической стадии, т.е.в период, когда объективные предпосылки для возникновения научного менеджмента в США и деятельности его лидера Ф.У. Тейлор.
Возникновение современной науки управления восходит к началу 20 века. И связан с именами Ф.В. Тейлора, Фрэнка и Лили Гилбрет и Генри Ганта. Важной заслугой этой школы была позиция о том, что можно управлять «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов процесса управления и их обобщения[19].
Этот метод исследования впервые применил к отдельному предприятию американский инженер Ф.В.Тейлор, которого следует считать основоположником научного управления производством.
Термин «научный менеджмент» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдисом. После смерти Тейлора это имя получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (выполнение трудового и управленческого труда) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда на основе экспериментальных данных и анализа процессов физического труда и его организации.
Рисунок 1 – Классическая модель менеджмента
Создавая свою систему, Тейлор не ограничился только рационализацией труда рабочих. Тейлор уделял значительное внимание более эффективному использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также на планировку предприятия и цехов.
Функции реализации взаимодействия производственных элементов возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому отводится центральное место в системе Тейлора[20].
Важным вкладом Тейлора было признание того, что управленческая работа - это особая специальность. Тейлор считал основной задачей предложенной им системы сближение интересов всего персонала предприятия.
Философской основой системы Тейлора была широко распространенная в то время концепция так называемого экономического человека. Эта концепция была основана на утверждении, что единственный мотивирующий стимул для людей - это их потребности. Тейлор считал, что с соответствующей системой оплаты труда можно добиться максимальной производительности. Еще одним ложным принципом системы Тейлора было провозглашение единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.
Рисунок 2 – Менеджмент как научные знания
Идеи Ф. Тейлора развивались его последователями, среди которых прежде всего следует назвать Генри Ганта, его ближайшего ученика. Гант внес значительный вклад в развитие теории лидерства.
Фрэнк Гилбрет и его жена Лилиан Гилбрет занимались рационализацией труда рабочих и исследовали возможности увеличения выпуска за счет повышения производительности.
Г. Эмерсон внес значительный вклад в развитие системы Тейлора. Emerson изучила принципы работы применительно к любому производству, независимо от вида его деятельности.
Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области производства. В системе Тейлора ручной труд занимал центральное место. Форд заменил ручной труд машинным, т.е. сделал следующий шаг в развитии системы Тейлора.
Вторая половина 19 века - эпоха значительных изменений в структуре и организации делового предпринимательства в США: создание огромных национальных и транснациональных корпораций в сфере транспорта и промышленности, вобравших в себя все новое и передовое.
Напротив, изменение организации труда в цехе и на предприятии происходило крайне медленно. Это было одно из противоречий, определившее необходимость возникновения научного менеджмента. Однако и в рамках самой фабричной системы противоречий было не меньше. Переход от кустарного производства 18 века к машинному производству 19 века был неравномерным и длительным. Ко второй половине XIX века в целом сформировалась система промышленности, которую историки называют первой, или старой фабричной системой (вторая фабричная система в начале ХХ века называется поточным производством). Правда, к началу ХХ века он уже не отвечал потребностям общественного производства и не соответствовал последним достижениям науки и техники. Социальная организация труда на предприятии, в которой бригадир был центральной фигурой, также устарела.
Основные принципы Тейлора и его школы можно сформулировать следующим образом[21]:
- создание научного подхода (методологии) к организации конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на основе научных исследований каждого элемента, заменяя старые традиционные и практически установленные методы работы.
- отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их обучение и обучение новым способам выполнения этой работы,
- сотрудничество между руководством и работниками в практической реализации научно разработанной системы организации труда,
- равное распределение труда и ответственности между администрацией и работниками.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулов для мотивации рабочих к увеличению производительности и производительности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.
Таким образом, концепция научного менеджмента стала начальным этапом в становлении и признании менеджмента как науки и самостоятельной области исследований. Развитие школы научного менеджмента началось с книги Тейлора «Принципы научного менеджмента».
Его власть была практически безграничной: он отвечал за управление производством, производственные затраты, управление персоналом. Бригадир единолично нанимал и увольнял рабочих, повышал их в должности или понижал в должности, контролировал систему обучения рабочих, распределение задач, отвечал за поддержание дисциплины и устанавливал часы работы, время посещаемости и производительность. Понятно, что его реальная роль в производстве была немного ниже, чем у менеджера.
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
Классическая или административная школа менеджмента охватывает период с 1920 по 1950 год. Основателем этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории менеджмента.
В отличие от школы научного менеджмента, которая занималась в основном рациональной организацией труда отдельного работника и повышением эффективности производства, представители классической школы начали разрабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом[22].
Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие принадлежали к администрации организаций, поэтому классическую школу часто называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все управленческие функции на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и частные, непосредственно связанные с управлением промышленным предприятием[23].
Последователями Файоля, разработавшими и углубившими основные положения его учения, являются Линдал Урвик, Л. Гулик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоан, Г. Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей была сформирована классическая модель организации, основанная на четырех основных принципах[24]:
- Разделение труда. Специализация - это естественный порядок вещей. Цель разделения труда - выполнять более крупную и качественную работу с одинаковыми усилиями. Это достигается за счет уменьшения количества целей, на которые необходимо направить внимание и усилия.