Файл: История развития менеджмента. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В основе менеджмента как практической управленческой деятельности лежит не знание, а действие, то есть недостаточно для объяснения определенного явления, необходимо показать, как теория работает на практике.

Управление как процесс отражает стремление теоретиков и практиков управления объединить все виды деятельности для решения проблем управления в единую цепочку. При этом внимание акцентируется на слаженности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, также является процессом[9]. Итак, менеджмент рассматривается как динамично изменяющийся в пространстве и времени, но связанные с ним функции управления, целью которых является решение проблем и задач организации.

Сущность и содержание процесса управления отражается в его функциях, поэтому его можно рассматривать как процесс воздействия на деятельность отдельного сотрудника, группы или организации в целом с целью получения максимальных результатов.

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленными специалистами в области управления, которые создают организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Способность ставить и реализовывать цель основоположник научного менеджмента Ф. Тейлор определил искусство точно знать, что нужно делать и как делать это наилучшим и дешевым способом. Этим искусством должна владеть соответствующая категория людей - менеджеры, чья работа - организовывать и направлять усилия всего персонала для достижения цели. Они создают условия для продуктивной и эффективной работы сотрудников организации и для получения результатов, соответствующих заявленной цели. Итак, основные задачи аппарата управления - эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения поставленных целей.

Менеджмент как наука имеет свой предмет и методы его изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научный недра этой дисциплины - это весь объем знаний об управлении, накопленный практикой человеческой цивилизации и сконцентрированный в виде концепций, теорий, методов, систем управления. Управление как наука объясняет сущность управленческой работы, устанавливает причинно-следственные связи, выявляет факторы и условия, при которых общая работа людей более эффективна[10]. Определение менеджмента как науки подчеркивает важность структурированных знаний об управлении. Они дают возможность не только своевременно и эффективно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и соответственно разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука об управлении разрабатывает собственную теорию, содержанием которой являются законы, закономерности, функции, принципы, методы управленческой деятельности.


Менеджмент как искусство управления основывается на том факте, что организации представляют собой сложные социально-технические системы, на которые влияют многочисленные и разнообразные факторы внутренней и внешней среды. Научиться управлять можно, только применив теоретические знания в конкретной ситуации. Менеджеры должны научиться изменять практику, чтобы отразить значение теории. Такой подход позволяет объединить науку и искусство управления в единый процесс. Теоретический плюрализм в трактовке сущности и содержания концепции менеджмента привел к тому, что в специализированной литературе менеджменту встречается множество определений.

1.3. Эволюция управленческой мысли и этапы развития менеджмента в мире

В настоящее время существует множество определений менеджмента. Например: В. Веснин дает следующее определение: «Менеджмент - это теория и практика управления компанией и ее персоналом в рыночных условиях».

Н.И. Герчикова предлагает определять менеджмент как управление в рыночных условиях. При этом менеджмент она рассматривает как организацию управления фирмой, работу людей как процесс принятия управленческих решений[11].

Р.А. Фатхутдинов: «Менеджмент - это вид профессиональной деятельности людей по организации достижения системы целей, принятой и реализуемой с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора»[12].

Современный экономический словарь трактует понятие «менеджмент» в двух аспектах:

- совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель управления

- достижение высокой эффективности производства, более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании;

- руководство предприятия, фирмы, орган управления.

У. Джек Дункан предлагает понимать под «менеджментом» координацию человеческих и других ресурсов для решения организационных задач[13].

Управленческий и непосредственно производительный труд в сфере материального и духовного производства качественно разнородны. Индивидуальный производительный труд редко оказывается общественно значимым трудом. Он может приобрести такое значение в глазах общества в очень отдаленное время от жизни рабочего. Управленческая работа в общественном объединении труда неизбежно, начиная с определенного уровня в иерархии социальной организации, оказывается работой в целом социального уровня значимости уже в период управленческой деятельности человека, поскольку она определяет жизнь. обстоятельства для многих людей. Таким образом, все общество находится в зависимости от достаточно узкого круга руководителей социального уровня.


Согласно концепции Р. Ходжеттса, управление как вид деятельности сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности[14]:

1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э. На определенном этапе жрецы отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взимать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело.

2. Светско-административная. Связана с деятельностью вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который попытался организовать эффективную систему управления своей огромной империей. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления государством, является определенным этапом в развитии менеджмента.
Хаммурапи, по мнению Ходжеттса, был первым, кто стал целенаправленно работать над созданием своего образа «заботливого покровителя народа».

3. Производственно-строительная. Связана с правлением в Вавилоне царя Навуходоносора XI (605-562 гг. до н.э.), который значительно усовершенствовал организацию труда на текстильных фабриках и зернохранилищах.

Однако первые проявления реального интереса к менеджменту как к самостоятельному виду профессиональной деятельности относятся только к началу ХХ века.

Изменение отношения к управлению организацией не было неожиданным. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины 19 века.

Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к менеджменту, была промышленная революция в Англии.

Однако, идея о том, что само руководство действительно может внести значительный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали объективные факторы, обусловленные специфическими условиями развития бизнеса, сложившимися в начале ХХ века в США. В частности, были созданы благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолевать трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там крупнейшего рынка труда, состоящего в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою жизнь, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и могли брать на себя различные роли в бизнесе, включая управление образовательными возможностями, которые возникли. Текущая рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой для стимулирования развития менеджмента.


Третья предпосылка связана с появлением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце 19 - начале 20 веков и превратило Америку в крупнейший единый (континентальный) рынок в мире. В Америке в то время не существовало государственного регулирования бизнеса, которое позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным образование крупных производств и конкретных предприятий, масштаб и сложность которых потребовали формализованных методов управления.

Возникновение и становление менеджмента как области научных исследований было, в первую очередь, ответом на потребности крупного бизнеса в профессиональном менеджменте. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться технологиями, созданными во время промышленной революции. И, в-третьих, заслуга небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать самые лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы.

Достижения в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, включая развитие технологий и исследования людей и человеческих отношений (математика, инженерия, психология, социология и т. Д.). В связи с этим менеджмент как менеджмент организации приобрел междисциплинарный характер. По мере развития этих областей знаний теоретики и практики управления получили больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарная наука об управлении организацией стала называться управленческой мыслью. Полученные новые знания помогли специалистам понять причины, по которым прежние теории при определенных условиях не выдержали проверки практикой, и найти новые подходы к решению проблем управления.

В то же время в мире происходили большие изменения, связанные с научно-техническим прогрессом, с изменением отношения общества и государства к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли лучше понять наличие не только внутренних, но и внешних факторов по отношению к организации, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к менеджменту, которые фактически отразили эволюцию менеджмента как науки.

С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению:

Подход к управлению с позиций выделения различных
школ, базирующихся на соответствующих концепциях[15].


– Процессный подход.

– Системный подход.

– Ситуационный подход.

Ни одна организация, ни один бизнес не могут добиться успеха без менеджмента. Однако менеджмент как вид деятельности и как наука в том виде, в каком мы его сейчас имеем, возник не сразу.

Как только доисторические люди начали жить организованными группами, ими потребовалось управлять.

Основоположник научного менеджмента Ф.У. Тейлор сказал, что «искусство научного управления - это эволюция, а не изобретение. Значимая и целенаправленная деятельность любой команды требует управленческого влияния в ее четырех основных областях - планирование, организация, лидерство и контроль.

Наша задача - показать этапы развития менеджмента в ХХ веке в целом, как в мировом сообществе, так и в России. Условно автор выделил 8 этапов развития менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого века и связан с учением Ф. Тейлора после публикации его книги «Принципы научного менеджмента», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения система управления. Используя систему управления, разработанную Ф. Тейлором, американские фирмы и Америка в целом убедительно продемонстрировали ее практическое значение и влияние на экономическое развитие. Однако систематический анализ модели управления, предложенной Ф. Тейлором, показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение из-за непонимания ее сущности рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Именно под влиянием учения Тейлора несколько позже появились научные работы по менеджменту Фрэнка, Гилберта, Ганита.[16]

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии управленческой доктрины, основанными на учении Ф. Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и проверяется на практике так называемая классическая (административная) школа менеджмента, основоположниками которой были А. Файоль, П. Урвик, Д. Муни, П. Слоан. В частности, А. Файоль был первым, кто предложил новую теорию управления, выявив ее функции, принципы и необходимость теоретических исследований.

Третий этап в развитии менеджмента стал называться «неоклассическим», зародилась и начала развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А. Файоля, Д. Муни, П. Слоун, Э. Мэйо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления[17].