Файл: История развития менеджмента. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
- Авторитет и ответственность. Власть - это право отдавать приказ, а ответственность - его противоположность. Там, где дана власть, возникает ответственность.
- Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к соглашениям, достигнутым между фирмой и ее сотрудниками. Заключение этих соглашений, связывающих фирму и сотрудников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из основных задач менеджеров. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
- Единоначалие. Сотрудник должен получать приказы только от одного непосредственного руководителя.
- Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного лидера.
- Подчинение личных интересов общим интересам. Интересы одного сотрудника или группы сотрудников не должны преобладать над интересами компании или крупной организации.
- Оплата труда персонала. Рабочие должны получать справедливую зарплату за свои услуги.
- Централизация. Как и разделение труда, централизация - это естественный порядок вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильном соотношении централизации и децентрализации. Это проблема определения меры, которая обеспечит наилучшие результаты.
- Скалярная цепь. Скалярная цепочка - это ряд лиц, занимающих руководящие должности, от самого высокопоставленного лица в цепочке до рядового лидера. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без необходимости, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
- Порядок. Для всего есть место, и все на своих местах.
- Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и справедливости.
- Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный лидер, удерживающийся на своем месте, безусловно, предпочтительнее выдающегося, талантливого менеджера, который быстро уходит и не удерживается на своем месте.
- Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, это придает организации силы и энергию.
- Корпоративный дух. Союз - это сила, которая является результатом гармонии сотрудников.
Рисунок 3 – Принципы управления
Таким образом, по мнению А. Файоля, менеджмент - это универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Реализация одних и тех же основных принципов управления способствует повышению эффективности управления производством.
Все вышеперечисленные принципы построения организации актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что достижения научно-технического прогресса наложили на них определенный отпечаток. Таким образом, широкое использование электронных вычислительных технологий на практике упростило взаимодействие между органами управления (звеньями) в организации за счет ускорения обработки информации.
В целом для классической школы менеджмента характерно незнание человека и его потребностей. За это представителей школы справедливо критикуют теоретики и практики менеджмента.
2.3. Школа психологии и человеческих отношений
Одним из недостатков школы научного менеджмента и классической школы было то, что они не полностью понимали роль и значение человеческого фактора, который в конечном итоге является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, устранившую недостатки классической школы, часто называют школой неоклассической[25].
Первую попытку применить психологический анализ к практическим производственным проблемам предпринял профессор Гарвардского университета Г. Мюнстерберг.
В 20-х и 30-х годах нашего века зародилась школа человеческих отношений, в центре которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ретлисбергера, известных своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии от человеческих отношений является введение в нее бихевиоризма, то есть теорий человеческого поведения.
Одним из основателей Школы психологии и человеческих отношений является профессор Гарвардской школы бизнеса Элтон Мэйо.
Представители Школы «человеческих отношений» рекомендовали при реструктуризации формальной структуры организации уделить серьезное внимание изменению неформальной структуры. Официальный менеджер должен стремиться стать неформальным лидером, завоевывая «любовь людей». Это непростая задача, это «социальное искусство».
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих на производстве, ученые явно переоценили уровень воздействия на рабочих с помощью социальных и психологических методов.
Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, ее основные положения впоследствии нашли отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Рисунок 4 – Основные положения школы человеческих отношений
Важное место в исследованиях ученых, придерживающихся школы психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. Среди исследователей, которые уделили этим проблемам значительное внимание: А. Маслоу, Ф. Херцбергер, Д. Макклеланд, К. Альдерфер.
Наиболее последовательно понятие мотивации разработал видный представитель Школы психологии и человеческих отношений, профессор Школы менеджмента Мичиганского университета Дуглас МакГрегор. МакГрегор внес значительный вклад в разработку содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях[26].
Школа поведенческих наук и теории человеческих ресурсов. Школа поведенческих наук зародилась в 30-х годах прошлого века. Оживление деятельности школы приходится на 1950-1960-е годы. Школа получила свое название от широко известных психологических терминов «поведение», «бихевиоризм» (поведение, наука о поведении). Основная посылка бихевиоризма состоит в том, что необходимо изучать не сознание, а человеческое поведение, которое является реакцией на раздражитель.
В менеджменте этот подход был перенесен на работающего человека и конкретно на отношения между руководителями и сотрудниками. Суть этих отношений основана на том, что работник, получая хорошее вознаграждение (материальное и моральное) от руководителя, отвечает положительной реакцией - хорошей работой.
Школу поведенческих наук можно представить как развитие и углубление концепции человеческих отношений, но в то же время в рамках новой школы возникли другие концепции, существенно отличающиеся от школы человеческих отношений.
Начало новой концепции в науке управления положил У. Барнард, опубликовавший в 1938 году работу «Функции администратора». Среди более поздних последователей этой концепции следует отметить: Р. Лайкерта, Ф. Герцберга, А. Маслоу, Д. Мак-Грегори. Эти и другие исследователи занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, характера менеджмента, форм общения в коллективе, лидерства в организационной структуре. Основной целью этой школы был поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поэтому новая концепция получила название теории человеческих ресурсов. Новый подход был направлен на разработку таких приемов менеджмента, которые способствовали бы осознанию человеком его возможностей на основе применения основных концепций поведенческих наук к управлению организацией.
В рамках этой теории был разработан ряд концепций и положений об индивиде и «кооперации», формальной и неформальной системах, мотивации и потребностях, лидерстве в организации.
Таким образом, заслугой школы является изучение проблемы мотивов и потребностей, а также возможностей их эффективного использования в менеджменте. Мотивация работника имеет три уровня: потребности, цели, вознаграждения. Для эффективного использования сотрудника следует учитывать еще два фактора: факторы усилий и способностей человека. Вывод этой школы в том, что работа человека будет в том случае успешной, если положительная мотивация сопровождается достаточными усилиями и определенными способностями, стал программой эффективного управления трудовыми ресурсами, а научная концепция стала известной как теория человеческих ресурсов.
В целом школа психологии и человеческих отношений рассматривала предприятие как замкнутую социальную систему и игнорировала производственные и технологические факторы. Поэтому основные ее положения подвергались критике со стороны современников, которые отмечали слабую зависимость между "заботливым руководством" и качеством труда рабочих.
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений относили также отсутствие системного подхода к проблемам управления, в частности, неспособность построения научной теории о месте человека в организации.
Однако, несмотря на критику, основные положения этой школы нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале ХХ века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Существовали такие школы менеджмента как:
1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 – Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея – рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;
2) административная (поведенческая) школа – 1920-50 г.г. – А. Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея – существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации;
3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Маслоу – для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками;
4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители – Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк – “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии;
5) количественная школа (1950-настоящее время) – Винер, Акофф, Берталанфи – оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
В науке современного менеджмента выделяются следующие черты:
1) системный подход к управлению;
2) ситуационный принцип управления;
3) определяющая роль организационной культуры;
4) механизация и автоматизация управленческих процессов;
5) демократизация управления;
6) интернационализация менеджмента.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приводит к повышению эффективности производства. Символический ключ управления - «цели повышения эффективности человека». Золотое правило менеджмента: «эффективное управление, обеспечивающее выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителе, во внутренней среде - на персонале».
В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка современных профессиональных менеджеров невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался веками, прежде чем стать самостоятельной отраслью знания, наукой.
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного менеджмента, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа менеджмента (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ. школы, такие как F. Taylor, A. Fayol, E. Mayo et al.
2. Рыночная экономика требует адекватной системы управления, которая должна претерпевать радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям постоянное совершенствование теории и практики управления становится важнейшим фактором успеха.
3. Очень важно изучать передовой и прогрессивный опыт менеджмента зарубежных стран и использовать его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента чрезвычайно важно.
В современных условиях реструктуризации экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных направлений является разработка основных теоретико-методологических положений по использованию менеджмента в практической деятельности организаций. Главной особенностью управленческой мысли является поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы менеджмента, выработка позиций по различным управленческим проблемам применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.