Файл: «Роль рекламы в современном маркетинге на примере Акционерного общества «Оптико-механическое конструкторское бюро «АСТРОН».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 4
Введение
В современном мире сложно представить успешную компанию, которая бы не вела рекламную деятельность. Большинство компаний ежегодно тратят немало денег на выведение на рынок и продвижение товаров, брендов, услуг.
Каждая компания имеет свой определенный бюджет, выделенный на ведение рекламной деятельности. Чем меньше компания, тем этот бюджет меньше. В этом случае важно, чтобы каждая потраченная на рекламу монета принесла максимальную выгоду. А когда на привлечение профессиональных услуг выделить средства не представляется возможным, роль маркетолога приходится частично выполнять руководителю фирмы. Однако, несмотря на разный бюджет рекламы, любая компания стремится оригинально, ярко и убедительно преподнести свой товар.
В настоящее время рынок переполнен различными товарами, брендами, услугами. Компании, которые уже «сделали имя» не прекращая рекламируют свои товары или бренд, напоминая о своем существовании и поддерживая спрос. Новые компании через рекламу пытаются формировать положительное мнение о компании и подталкивать к покупке. Так действительно ли рекламная деятельность приносит доход?
Актуальность данной темы: тема данной курсовой работы «Роль рекламы в современном маркетинге», несомненно, актуальна. На рекламную деятельность тратится немало денег, перед рекламой ставятся различные цели и задачи, которые могут достигаться, частично достигаться или не достигаться вовсе.
Цель данной курсовой работы:
- Изучить роль рекламной деятельности с момента зарождения торговых отношений;
- Изучить разновидность целей и задач рекламы;
- Дать характеристику Акционерного общества «Оптико-механическое конструкторское бюро «АСТРОН»;
- Проанализировать и дать оценку рекламной деятельности на примере АО «ОКБ «АСТРОН».
Объект изучения: рекламная деятельность компании АО «ОКБ «АСТРОН».
Предмет изучения: анализ и оценка роли рекламы на примере АО «ОКБ «АСТРОН».
В работе использованы сводные данные по результатам маркетинговой деятельности АО «ОКБ «АСТРОН».
Глава 1. Теоретические основы рекламы
1.1 История рекламы
Реклама (от лат. Reclamare – «утверждать») – это «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний» (Закон РФ от 18.07.95 г. «О рекламе»). Сегодня реклама является основополагающей неотъемлемой частью маркетинга.
Реклама – это процесс донесения информации, преследующей различные цели, от рекламодателя до целевой аудитории через средства массовой информации на коммерческой основе.
«Следы» первой рекламы были обнаружены в Древнем Египте и Древней Греции. На папирусы и камни наносились примитивные объявления информационного характера. Одним из древнейших рекламных текстов принято считать высеченное на камне в Мемфисе объявление от толкователя сновидений. В Древнем Риме объявления размещались на специальных досках – амбусах. Размещенная на амбусах реклама носила информативный характер и оповещала в основном о гладиаторских боях, продаже рабов и домашних животных. Иногда рекламные надписи появлялись на жилых домах, что очень злило жителей и повлекло выпуск властями специального указа, запрещающего такую рекламу. По указу Ю.Цезаря на амбусах вывешивались решения сената, а А.Цезарь повелевал размещать частные объявления и светскую хронику.
Однако главнейшим каналом распространения рекламной информации в древнем мире были глашатаи. Ежедневно глашатаи доносили различную информацию в местах скопления людей: от торговой рекламы до политических призывов. В Древней Греции глашатаи сочиняли рекламные песни, по своему содержанию схожие с современными рекламными лозунгами.
Новый виток развития рекламы произошел с момента изобретения печатного станка в 1450 году Иоганном Гутенбергом. Появление станка означало начало эпохи средств массовой информации. Тексты, на изготовление которых ранее уходило несколько дней кропотливой работы, теперь печатались достаточно быстро. По всей Европе наряду с рукописными объявлениями стали появляться напечатанные рекламные объявления. В 1650 году в нескольких европейских газетах появилось первое объявление, обещающее награду за помощь в поиске украденных лошадей. С этого момента газеты стали наполняться объявлениями торгового характера.
С конца 18 века в Западной Европе стали открываться фирмы, занимавшиеся вначале продажей рекламных мест, а затем и изготовлением рекламного материала.
Достижения в области науки и техники способствовали развитию рекламы. Первая радиореклама появилась в эфире в 1920-е годы, а телереклама уже в 1930-е годы. Однако развитие этого канала распространения рекламы произошло только после Второй мировой войны, когда было налажено массовое производство техники.
В Киевской Руси периодом появления рекламной деятельности принято считать 10-11 века, когда купцам приходилось использовать различные приемы в предложении своего товара. Чаще всего нанимался зазывала, который громко расхваливал товар и его продавца возле лавки. Основоположниками устной рекламы считались коробейники. Они сочиняли незатейливые потешные четверостишия о своем товаре.
Немаловажный вклад в формирование рекламной деятельности внесли народные картинки – лубки (рисунок 1). В начале 17 века в царских палатах было сохранено уже несколько десятков потешных рисунков. Постепенно рисунки начали наполняться текстом, который все больше напоминал рекламу, а распространяться лубки начали практически в каждый дом.
Первая российская реклама в печатном издании появилась в 18 веке в «Ведомостях» Петра I. Со 2 января 1702 года газета «Ведомости» стала выходить на постоянной основе и положила начало отечественной журналистики. В «Московских ведомостях», выходивших с 1756 года, можно было встретить рекламу книжной продукции. Однако почти все рекламные объявления во всех печатных изданиях носили информативно-справочный характер.
Рис.1. Пример народного рисунка.
В 19 веке появляются новые средства размещения рекламы: круглые тумбы, размещенные в разных частях города, а также первые трамваи, на которые наносилась реклама. Появились первые рекламные бюро. Развитию рекламы способствовал быстрый рост населения и, как следствие, производство большого количества товаров.
Октябрьская революция 1917 года внесла изменение в содержание рекламы. Предприниматели лишились возможности увеличивать продажи с помощью рекламы в связи с тем, что реклама оказалась монополизирована государством, а значит отсутствовала рыночная конкуренция. В 1925 году в Париже состоялась Международная выставка, на которой были представлены плакаты с текстами В.В. Маяковского, который в этот период направил много сил и таланта на сочинение рекламных стихов, четко характеризующих товары и привлекающих внимание потребителей. На рисунке 2 представлен пример социальной рекламы с применением творчества Маяковского.
Рисунок 2. Плакат с текстом В.В. Маяковского.
Реклама 20-60-х гг. 20 века содержала в себе идеологические черты и фактически сливалась с пропагандой. В 60-70-е гг. были созданы рекламные советы, выпускавшие более 60 рекламных изданий. В 1989 году образовано ВПО «Союзреклама», оказывавшее рекламные услуги, в том числе и межреспубликанские. Однако из-за недостатка некоторых продуктов на рынке роль рекламе оставалась недооцененной в этот период: продукты выкупались населением и без рекламы. Также имело место быть мнение о том, что реклама обманывает покупателя, навязывая лишние потребности. Поэтому, профессиональный уровень рекламы в то время был очень низок, а рекламные тексты серы и однообразны. Не смотря на это, советская реклама имела свой индивидуальный стиль и четко доносила мысль до получателя информации.
Современная реклама в России подчиняется Федеральному закону «О рекламе» и четко выполняет его требования. Молодежью реклама воспринимается позитивно, тогда, как старшее поколение сохранило «раздраженность» от рекламы, оставшуюся с периода приравнивания рекламы ко лжи. Сегодня теле- и радиоэфиры, а также печатные издания, насыщены рекламой в рамках закона. Российская реклама отличается от любой другой, потому как ее основное развитие пришлось на достаточно короткий промежуток времени, начиная с момента распада СССР. Этот период можно поделить на три основных этапа:
- Начальный этап «молодой рекламы» (1990-1995). Период появления большого множества рекламных агентств, которые создавали рекламу на «свой вкус», ставя в приоритет не продвижение товара, а получение денег от появившихся торговцев. Ни о каких маркетинговых исследованиях в этот период не было и речи.
- Этап роста рынка рекламы (1995-1998). Период, когда продавцы начали осознавать роль и функции рекламы, представляя конечный рекламный продукт и результат от его использования. Рынок начал разделяться по каналам и средствам распространения рекламы. А кризис 1998 года способствовал разорению большинства рекламных агентств, и, как следствие, улучшению качества услуг.
- Зрелость рынка рекламы (с 2000 г.) Этап становления российской рекламы по образцу зарубежной рекламы, с применением зарубежных технологий.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что рекламная деятельность - это неотъемлемая часть торгового процесса в условиях конкуренции, что подтверждается столь ранним появлением рекламы в истории и ее развитием параллельно с развитием технологий. Сегодня реклама продолжает идти «в ногу» с технологиями и активно развивает и осваивает все новые каналы и способы распространения и занимает всё более значимое положение в деятельности многих компаний.
1.2. Основные цели и задачи рекламы
Главная цель рекламы – получение планировавшейся реакции потребителя: эмоциональная (привязанность к бренду), познавательная (узнаваемость бренда), поведенческая (покупка товара).
Рекламу можно разделить по целям, которые она преследует:
- Информативная – преследует цель информирования целевой аудитории о появившемся продукте. Чаще всего используется для выведения на рынок нового товара;
- Увещевательная – делает акцент на преимуществе товара в условиях конкуренции, подталкивая потенциального потребителя к скорейшей покупке;
- Сравнительная – сопоставление характеристик рекламируемого товара с характеристиками аналогичных товаров конкурентов;
- Напоминающая – реклама товара, уже присутствующего на рынке, служащая напоминанием о его существовании для поддержания и увеличения спроса;
- Подкрепляющая – разновидность рекламы-напоминания. Служит подтверждением правильного выбора уже купившему товар потребителю.
Любая реклама содержит в себе также и экономическую цель:
- Увеличение продаж, поддержание спроса;
- Формирование потребности;
- Побуждение к покупке;
- Стимулирование спроса и сбыта;
- Оповещение об акциях.
Реклама имеет различные территории распространения: локальная (территориальная), национальная, региональная, международная, глобальная. Если товар поставляется за рубеж, то реклама должна учитывать специфику экспортного рынка.
Также реклама классифицируется по предметному критерию:
- Реклама товаров – преследует цель сбыта определенного товара фирмы, который является предметом рекламы.
- Имиджевая реклама – предметом рекламы является сама фирма. Реклама позволяет формировать положительный образ компании в глазах потребителей. Такая реклама имеет наибольше значение для новых компаний, которые только выходят на рынок.
Реклама может быть направлена на решение коммерческих или некоммерческих задач.
- Коммерческая реклама направлена на получение прибыли от рекламируемого предмета.
- Некоммерческая реклама направлена на получение нематериальной выгоды или продвижение каких-либо идей:
- Государственная реклама – нацелена на формирование и поддержание государственного имиджа среди населения, акцентируется на интересах государства;
- Социальная реклама – пропаганда общественных ценностей;
- Политическая реклама – предвыборные кампании, напоминающая реклама о существовании той или иной партии.
Наряду с целями и задачами рекламы, немаловажную роль играет способ распространения рекламной информации, который также влияет на достижение целей и решение задач:
- Средства массовой информации: ТВ-реклама, реклама на радио, реклама в печатных изданиях;
- Наружная реклама: вывески магазинов, плакаты на билбордах, неоновая реклама, плакаты;
- Реклама в месте продаж: упаковка с названием торговой марки, реклама на витринах, вывески на магазинах;
- Реклама на транспорте: реклама в подголовниках, реклама снаружи или внутри транспорта;
- Сувенирная реклама: usb-накопители, ручки, календари, записные книжки;
- Печатная реклама: каталоги, листовки, открытки;
- Прямая реклама: реклама, направляемая лично – электронная почта, почтовый ящик, под стеклоочистителем автомобиля;
- Мероприятия, стимулирующие сбыт: ярмарки, викторины, конкурсы, промо-акции;
- Реклама в интернете: контекстная реклама, рекламные баннеры.