Файл: Роль и значение бухгалтерской (финансовой) отчетности в условиях рыночной экономики (на примере ООО Пищекомбинат «Докшукино»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль бухгалтерской отчетности в системе информационного обеспечения процесса управления
1.1. Роль бухгалтерской отчетности в системе управления деятельностью предприятия
1.2. Системообразующие элементы отчетности их использование в анализе
Глава 2. Анализ финансового состояния ООО Пищекомбинат «Докшукино»
2.1. Краткая технико – экономическая характеристика ООО Пищекомбинат «Докшукино»
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Глава 3. Анализ эффективности деятельности ООО Пищекомбинат «Докшукино»
3.1. Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности предприятия
Эффективность управления в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные и бухгалтерская отчетность.
Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа оценки финансового состояния предприятия. Чтение бухгалтерского баланса дает возможность получить значительный объем информации о предприятии, определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, установить за счет каких статей изменилась величина собственных оборотных средств и предварительно оценить общее финансовое состояние предприятия.
Таким образом, бухгалтерский баланс является реальным средством коммуникации, благодаря которому руководство предприятия получает представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, о правильности выбранного стратегического курса.
Выделяют следующие виды балансов, сгруппированные по различным признакам [12, с.62]:
По времени составления бухгалтерские балансы делятся на:
- вступительные,
- текущие,
- ликвидационные,
- разделительные,
- объединительные.
Вступительный баланс составляют на момент возникновения предприятия. Он определяет сумму ценностей, с которыми предприятие начинает свою деятельность.
Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования предприятия. Они подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные (исходные).
Начальный баланс формируют на начало, а заключительный – на конец отчетного года. Поэтому заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года.
Промежуточные балансы составляются за периоды между началом и концом года. Отличаются они от заключительных, во – первых, тем, что к заключительным балансам прилагается большее количество отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса; во – вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основе данных текущего бухгалтерского учета, в то время как перед составлением заключительного баланса обязательно должна быть проведена инвентаризация всех статей баланса.
Ликвидационный баланс формируют при ликвидации предприятия.
Разделительные балансы составляют в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц, или при передаче структурного подразделения другому предприятию, в этом случае баланс называют еще передаточным.
Объединительные балансы составляют при объединении нескольких предприятий в одно.
По источникам составления балансы подразделяются на:
- инвентарные,
- книжные,
- генеральные.
Инвентарные балансы составляют только на основе описи средств. Такие балансы требуют при возникновении предприятия на существовавшей ранее имущественной основе или при изменении предприятием своей формы (из государственной формы преобразуется в акционерное, в совместное).
Книжный баланс составляют только на основе данных текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки их путем инвентаризации.
Генеральный баланс составляют на основе учетных записей и данных инвентаризации.
По объему информации балансы делятся на:
- единичные,
- сводные.
Единичный баланс отражает деятельность только одного предприятия и составляется на основе данных текущего бухгалтерского учета.
Сводные балансы получаются путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов.
По характеру деятельности балансы могут быть:
- балансы основной деятельности,
- балансы неосновной деятельности.
Баланс основной деятельности – это баланс, составленный соответственно профилю предприятия.
Неосновная деятельность – это наличие в составе предприятия ЖКХ, подсобного сельского хозяйства, транспортного хозяйства. Баланс, составленный по этим подразделениям, представляет собой баланс неосновной деятельности.
По формам собственности различают балансы:
- государственных предприятий,
- муниципальных предприятий,
- частных предприятий,
- смешанных предприятий,
- совместных предприятий.
По объему отражения балансы делятся на:
- самостоятельные,
- отдельные.
Самостоятельный баланс имеют предприятия, являющиеся юридическими лицами.
Отдельный баланс составляют структурные подразделения предприятия (цехи, филиалы и т.д.)
По способу очистки могут быть: - балансы – брутто,
- балансы – нетто.
Баланс – брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Он используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса.
Баланс – нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи («Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и т. д.). Баланс-нетто позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия. В настоящее время сальдовый баланс-нетто является действующей формой отчетности.
Таким образом, по данным отчетности, в частности, по данным бухгалтерского баланса представляется возможность проанализировать и оценить финансовое состояние организации на определенную дату. По данным баланса устанавливаются и оцениваются следующие важнейшие показатели: состав, структура и динамика данных актива и пассива баланса; наличие собственного оборотного капитала; величина чистых активов организации; коэффициенты финансовой устойчивости; коэффициенты платежеспособности и ликвидности и т.д.
Глава 2. Анализ финансового состояния ООО Пищекомбинат «Докшукино»
2.1. Краткая технико – экономическая характеристика ООО Пищекомбинат «Докшукино»
История комбината начинается с 9 апреля 1938 года, когда Докшукинский (Нарткалинский) спиртовый завод был введен в список действующих предприятий СССР. Завод первоначально производил технический спирт. После войны было налажено производство растворителей: бутанол, ацетон, этанол. С 1984 года и до наших дней основной продукцией завода является спирт из пищевого сырья.
Учредителем общества являются ООО «Возрождение», физические лица и администрация Урванского района.
Основной целью общества является получение прибыли и расширение рынков сбыта продукции.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции,
- производство этилового спирта из пищевого сырья,
- производство, розлив, реализация алкогольной и слабоалкогольной
продукции,
- производство товаров народного потребления,
- производство тепловой и электрической энергии,
- производство углекислоты и кислорода,
- строительство и реконструкция производственных мощностей,
- оказание платных услуг населению и предприятиям,
- оказание платных услуг по очистке стоков.
ООО Пищекомбинат «Докшукино» состоит из четырех цехов основного производства (спиртовой цех, дрожжевой цех, углекислотный цех, теплоэлектроцех) и пяти цехов вспомогательного производства (ремонтно – механический цех, автотранспортный цех, цех контрольно – измерительных приборов и автоматики, электроцех, сырьевой цех), а также предприятие имеет собственную систему химводоочистки, очистные сооружения, водозаборные скважины, автоматическую телефонную станцию, паркетный и мукомольно - пекарный участки, подсобное хозяйство. Излишки воды, тепла, электроэнергии продаются сторонним потребителям.
Основной продукцией является спирт ректификованный. Мощность установки по производству спирта составляет 900 т. далл в год. Всего предприятие выпускает продукции на 189 млн. руб.
Основными потребителями продукции являются предприятия – производители вино – водочных изделий на территории КБР.
Уставный капитал общества составляет 74000 тыс. руб.
На предприятии применяется наиболее распространенный тип структуры управления – линейно – функциональный. Этот вид структурного управления позволяет улучшить экономические и социальные параметры предприятия, позволяет быстро обрабатывать полученную информацию, необходимую для реализации управленческих решений.
Организационно – правовой формой предприятия является общество с ограниченной ответственностью, которое является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании действующего законодательства Российской Федерации.
В системе управления ООО ПК «Докшукино» экономическую работу осуществляют: планово – экономический отдел и бухгалтерия. Оба структурных подразделения подчиняются заместителю генерального директора по финансовой работе.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности предприятия на 1.01.2019г.
Показатель |
Ед. изм. |
Сумма |
Среднегодовая стоимость ОФ |
Тыс. руб. |
184897 |
Численность работающих |
Чел. |
612 |
Выработка на 1-го работающего |
Руб. |
316129 |
Среднемесячная заработная плата |
Руб. |
3554 |
Выручка от реализации продукции |
Тыс. руб. |
267204 |
Себестоимость реализованной продукции |
Тыс. руб. |
284862 |
Прибыль от реализации продукции (убыток) |
Тыс. руб. |
- 17658 |
Валовая (балансовая) прибыль (убыток) |
Тыс. руб. |
-23410 |
Товарная продукция |
Тыс. руб. |
189045 |
Чистая прибыль (убыток) |
Тыс. руб. |
-23410 |
Учет всех хозяйственных операций и формирование бухгалтерской отчетности осуществляет бухгалтерия. Организация учетных работ осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства, нормативных актов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Форма организации учета предусматривает использование журналов – ордеров на отдельных участках бухгалтерского учета.
Аналитическая работа на предприятии по выявлению его эффективной работы осуществляется начальником планово – экономического отдела, который детально анализирует результаты работы предприятия за определенный период времени и делает соответствующие выводы о эффективности или неэффективности деятельности предприятия, об отклонениях в деятельности предприятия и вырабатывает предложения и рекомендации по устранению недостатков.
2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия
Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но иметь неблагоприятные возможности в будущем.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы хозяйствующего субъекта разделяются на следующие группы [17, с.105]:
А1 – наиболее ликвидные активы (все денежные средства хозяйствующего субъекта (наличные и на счетах)) и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
А2 – быстро реализуемые активы (сюда входит краткосрочная дебиторская задолженность).
А3 – медленно реализуемые активы. К ним относится статья раздела 2 актива «Запасы», статья «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)», «Прочие оборотные активы».
А4 – труднореализуемые активы. Это внеоборотные активы предприятия: основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство и пр.
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
П1 – наиболее срочные пассивы (кредиторская задолженность).
П2 - краткосрочные пассивы (займы и кредиты, задолженность перед учредителями по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства).
П3 – долгосрочные пассивы (долгосрочные обязательства).
П4 - постоянные пассивы (статьи раздела 3 «Капитал и резервы»). Анализ ликвидности баланса ООО Пищекомбинат «Докшукино» приведен в таблице 1 (приложение 2).