Файл: Лидерство, влияние, власть . Виды власти. Баланс власти.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы. Самая большая ценность в любой организации, на любом предприятии представлена людьми, чье поведение является для управления непредсказуемым. Система управления традиционно держится на лидерах, менеджерах, которые способны не только эффективно выполнять свои непосредственные задачи, но и служить примером, вдохновителем, истинным лидером коллектива.

И действительно, лидерство является одним из центральных вопросов менеджмента (П. Друкер, К. Левин, Р. Стогдилл, Р. Блейк, Дж. Моутон, Р. Лайкерт, Ф. Фидлер, П. Херси, К. Бланшир, Б.Д, Парыгин, В.Г. Грязева-Добшинская, О.С. Виханский).

На сегодняшний день особое внимание уделяется изучению различных аспектов лидерства и видов власти (Е. Шейн, П. Друкер, Дж. Бойетт, Д. Бойетт, А.Н. Занковский, В.А. Спивак, О.В. Евтихов, А.А. Урбанович, В.А. Горячкина). Их значимость для эффективности руководства, позитивное и негативное воздействие на управление организацией имеют большую практическую важность. В сферу деятельности любого лидера входит также и множество повседневных задач, предполагающих необходимость быстрой реакции, моментального принятия решений и их осуществления в ежедневной работе.

В курсовой работе акцент будет сделан на лидерстве, влиянии и власти, несмотря на то, что понятия кажутся несколько близкими, между ними существуют существенные отличия, которые можно явственно проследить в системе менеджмента, что и определяет актуальность исследования.

Объект исследования – феномен лидерства и власти в менеджменте.

Предмет исследования – содержание понятий лидерства, влияния, власти и их взаимосвязь в контексте современных подходов.

Цель исследования - анализ понятий лидерства, влияния, власти и их взаимосвязь в современном менеджменте.

Задачи, поставленные для достижения цели:

- выделить сущность понятий «лидер», «влияние», «власть»;

- выявить особенности определяющие виды власти;

- рассмотреть механизм и условия баланса власти.

Методы, используемые в курсовой работе: описательный анализ научных и периодических источников, сбор практического материала и обработка статистических данных, проектирование, конструирование социальных процессов.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА

1.1. Основные понятия и сущность лидерства

Наиболее важным и существенным для исследования, как в рамках данного проекта, так и в любых других работах, является чёткое определение терминов и понятий, которые будут использоваться в дальнейшем. Это поможет избежать возникновения расхождений в понимании сути работы и трактовке отдельных её частей.

Основной, ключевой термин или понятие, которое повсеместно будет использовано в данном проекте, это именно понятие «лидер». Имеет смысл в самом начале дать ему определение.

Современная литература содержит множество подходов к определению понятия «лидер». В каждом из подходов рассматривается феномен лидерства с разных точек зрения.

Лидер определяется как [14]:

- личность, которая находится в центре групповой активности. Данный подход акцентирует поляризацию и расположение членов группы вокруг лидера. Положение лидера способствует получению ему максимума информации и оказанию большего влияния (в отличие от других членов группы). Чаще всего, лидер находится в центре внимания группы. Но далеко не все индивиды, которые попадают в центр внимания, фактически являются лидерами.

- личность, которая способна привести группу к намеченной цели. При данном подходе существует привлечение внимания к проблематичной роли лидера представленной, определением общей цели и разъяснением ее всем членам группы.

- личность, что лидером назвала сама группа. При данном подходе привлекается внимание к важности индивидуального и группового восприятия друг друга членами группы, к важности их взаимной оценки.

- личность, оказывающая влияние на групповые характеристики, изменяющая их.

- личность, носящая формальный статус лидера и управляющая групповой деятельностью.

- личность, которая выработала характерные лидерские модели поведения.

- личность, пользующаяся поддержкой членов группы и способная оказывать влияние на их поведение, без привлечения внешней силы и власти.

Для того чтобы дать определение понятию «руководитель», отражающему качество человека, выполняющего определенную деятельность, нужно сначала дать определение самой деятельности.


Итак, термин «руководство» имеет множество определений. Ниже будут приведены лишь те определения, которые рассматривают руководство в рамках различных аспектов психологии (социальной психологии, политической психологии), теории управления и конфликтологии.

Глоссарий политической психологии, ссылаясь на Е.С. Кузьмина [17] определяет руководство, как «социальную характеристику отношений в группе с точки зрения распределения ролей управления и подчинения; регламентированный обществом правовой процесс».

Н. И. Конюхов [9] дает руководству следующее определение: «руководство – это деятельность, направленная на координацию усилий людей при их совместном достижении определенной цели».

Также положения социальной психологии объясняют руководство, как «совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив».

На основе нескольких определений, имеет место необходимость вывести обобщенное, которое в дальнейшем будет определять используемое понятие.

Руководство – это совокупность процессов взаимодействия в группе, направленная на координацию усилий её членов для достижения совместной цели.

Определения понятию «руководитель», то есть человеку, осуществляющему руководство, дают следующие:

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности [10].

Руководитель - индивид, возглавляющий какую-либо формальную (вторичную) большую социальную группу или часть, подразделение такой группы и назначаемый на этот пост в соответствии с нормами и процедурами, официально принятыми в этой организации и/или по отношению к ней в рамках более всеобъемлющей вторичной группы [6].

Руководитель - в социальной психологии, индивид, который наделен властью награждать и наказывать других членов своей группы [8].

Основываясь на трех наиболее распространённых определениях понятия «руководитель» и обобщая их, выводим собственное определение, на которое и будет опираться дальнейшее исследование.

Руководитель – лицо, возглавляющее какую-либо группу лиц, чьи управленческие функции подкреплены официальными приказами и распоряжениями, принятыми в организации.

Стоит отметить, что в работах многих авторов, в том числе в психологическом словаре [11] определение руководителя и руководства как такового тес-но переплетаются с такими терминами, как «лидерство» и «лидер». В качестве примера можно привести тот факт, что определения термина «Руководство» в данном словаре нет, оно лишь отсылает читателя к термину «Лидерство». Если обращаться к зарубежной литературе по данному вопросу, то чётко прослеживается, что в своих работах англоязычные авторы для обозначения феноменов лидерства и руководство приводят один термин – «лидерство».


Очевидно, что имея определенные сходства в своей сути, лидерство и руководство, лидер и руководитель имеют и ряд отличий, на которых более, чем на сходствах необходимо сконцентрировать внимание.

Для начала дадим более точное определение понятиям «лидерство» и уточним понятие «лидер» данное нами ранее. Эти понятия имеют значения в дальнейшем исследовании, но их роль вторична по сравнению с данными ранее определениями. Поэтому вместо приведения различных определений из разных источников, здесь будет представлено обобщенное определение.

Официальных трактовок лидерства, популярных и не очень, на данный момент довольно много. Р.Л. Кричевский в своей работе «Психология лидерства» [12] только трактовок зарубежных авторов приводит более десяти. В отечественной литературе, которая к вопросам лидерства и руководства обратилась значительно позже (около 80-х годов XX века), трактовок меньше, и они уже четко разграничены на «руководство» и «лидерство», что отсутствует в англоязычной литературе.

Основываясь на различных трактовках и определениях, автором предлагается следующее определение понятия «лидерство»:

Лидерство – это осуществление социального влияния между определенным членом сообщества, выбранным и пользующимся доверием других его членов, и его последователями для достижения общих целей.

В данном определении за основу была взята наиболее популярная сейчас в англоязычной литературе трактовка лидерства как осуществления влияния (последователи данной трактовки – Е. Холландер, Г. Юкл, Д. Ван Флинт и другие). Определение понятия «лидер» будет дано как на основе существующих определений разных источником (краткий словарь психологических терминов, глоссарий политической психологии, словаря конфликтолога и другие), так и на основе выбранной за актуальную трактовки самого феномена лидерства.

Лидер – это член сообщества, за счёт своих личностных качеств и иных характеристик, занимающий центральную позицию в структуре межличностных отношений членов сообщества, пользующийся их доверием и наделенный ими правом принимать решения, ведущие к достижению общей цели.

Теперь, когда имеется четко сформулированные определения понятий «руководитель» и «лидер», и очевидна их тесная связь в исследованиях многих ученых, следует обозначить сходства и отличия этих понятий.

Первый среди зарубежных авторов, обративших своё внимание на различие этих двух понятий, был С. Джиббс в своей работе «Лидерство» (1969). В отечественной психологии первый развернутый сравнительный анализ различий руководства и лидерства был дан Б. Д. Парыгиным в своём наиболее известном труде «Основы социально-психологической теории» (1971). Также данный вопрос поднимался профессором Гарвардского университета А. Залезник в его статье «Менеджеры и лидеры: есть ли разница?» (1977).


Анализ всех трёх сопоставительных характеристик «лидерства» и «руководства» помог выбрать наиболее важные и значимые в рамках данного исследования различия между этими феноменами, представление которых в дальнейшем поможет составить обобщенный портрет лидера для использования в исследовании.

1.2. Стили управления. Характеристика управления по А. Файолю

Стиль управления является типичной манерой и способом поведения менеджера. Выделяется несколько классификаций стилей менеджмента.

Стили могут классифицироваться по ряду критериев.

1. Критерии участия исполнителей в управлении представлены [17]:

- авторитарным (единолично менеджером приказывается и решается – сотрудниками – исполняются решения);

- сопричастным (сотрудники участвуют в определённой мере в принятии решений);

- автономным (менеджером играется сдерживающая роль – сотрудники решают сами, чаще всего большинством).

2. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления представлена:

- управлением через инновацию (разработка инновации является руководящим заданием);

- управлением при помощи задания цели (на каждом иерархическом уровне происходит задание целей, существует свобода в методе ее достижения, которая ограничена сметой и контролем);

3. Критерий преимущественной ориентации представлен.

- слабым управлением – нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача минимальна;

- управлением по задачам – с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения;

- клубным управлением – присуща дружеская атмосфера, но пренебрегается решением задач;

- управлением по среднему пути – происходит достижение компромисса между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда;

- сильным управлением - идеальный стиль.

Характеристика руководителей по А. Файолю [18];

- Здоровье и физическая выносливость;

- Ум и умственная работоспособность;

- Нравственные качества: воля, активность, энергия, мужество ответственности, чувство долга, забота об общем интересе;

- Административные способности: умение строить социальный организм, распорядительность;