Файл: Процессы принятия решений в организации (ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (см. табл. 3).

Итак, как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц принимающих решения частично проявляются попытки творческого подхода, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения поставленного генеральным директором. Процесс руководства принятия решения в фирме ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» авторитарный. Принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения на предприятии ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» принимает только генеральный директор.

Таблица 3. Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия

Лицо, принимающее решение

Оценка качества принятия решений

Пояснения

Директор

3

Слишком авторитарные решения, редко использует мнения других специалистов

Главный бухгалтер

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности

Финансовый директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Коммерческий директор

4

Проявляются попытки творческого подхода, ограничен властью директора

Начальник отдела кадров

3

Решения шаблонные, опираются на указания генерального директора

Директора подразделений

3

Решения шаблонные, не рассматривает другие альтернативы и возможности

Торговый персонал

3

Не проявляют самостоятельности, опираются на указания генерального директора, директора подразделений

Чтобы определить какие факторы влияют на принятие управленческих решений необходимо оценить деятельность предприятия ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» в целом, для этого проведем SWOT анализ. Как правило, SWOT-анализ, т.е. анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз, исходящих из окружающей среды, проводится с помощью вспомогательных таблиц (матриц) (табл. 4).

Таблица 4 - Анализ сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз (SWOT-анализ) ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»

Сильные стороны Компании

Возможности Компании во внешней среде

Обучение персонала

Предприятие располагает собственными ресурсами

Высококвалифицированные специалисты

Комплексность предлагаемых решений,

Разумная ценовая политика

Наличие системы качества

Улучшение сервиса и повышение качества услуг

Стимулирование платежеспособности населения

Дальнейшее повышение качества предоставляемых услуг

Повышение спроса на услуги со стороны корпоративного сектора

Расширение возможностей автоматизации бизнес-процессов

Слабые стороны компании

Угрозы внешней среды для бизнеса

Пассивная рекламная компания

Низкий уровень организационной культуры

необходимо расширить спектр проводимых акций и предлагаемых скидок;

Низкий уровень обратной связи

Увеличение транспортных издержек

Экономический кризис, снижение курса рубля

Рост тарифов

Падение уровня жизни населения, понижение платежеспособности потребителей


Одна из наиболее сильных угроз – это влияние кризиса. Нивелировать ее предприятие не может, но может сосредоточиться на совершенствовании управления предприятием.

В целом по результатам исследования процесс разработки и принятия управленческих решений в ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» можно признать удовлетворительным, но, тем не менее, можно дать некоторые рекомендации по его усовершенствованию.

Во-первых, для принятия наиболее эффективных решений необходимо осуществлять постоянную диагностику ситуации. Руководителям необходимо более правильно и точно оценивать состояние ситуации принятия решения, характер ее изменения для того, чтобы были приняты наиболее приемлемые для конкретной ситуации решения и предприняты действия, обеспечивающие достижение желательного состояния ситуации.

Во-вторых, одним из наиболее важных факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, является информационное обеспечение. Поэтому с целью оптимизации всего процесса принятия решений можно рекомендовать использование новых информационных технологий для организации технологического процесса переработки информации.

3. Совершенствование процесса принятия решений в организации

3.1 Оценка эффективности процесса принятия управленческих решений на предприятии

Руководство производственным процессом ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» осуществляется путем принятия различных управленческих решений.

Стадия принятия решения заключается в разработке и оценке альтернативных решений, которые проводятся на основе многовариантных расчетов; отбор оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. Генеральный директор рассматривает все варианты альтернативных решений и принимает решение, учитывая при этом мнение сотрудников.

На стадии реализации решения принимаются меры по конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за его выполнением, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.


В целях реализации решения, генеральный директор, прежде всего, определяет комплекс работ и ресурсов и распределяет их по исполнителям и срокам, т.е. кто, где, когда и какие действия должен предпринять, и какие необходимы ресурсы. Генеральный директор отслеживает выполнение решение, оказывает в случае необходимости помощь и вносит коррективы.

Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии используется метод принятия решений, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения.

Принятые решения оформляются приказом, посредством которого генеральный директор доводит информацию о принятом решении каждому из своих заместителей. Заместители гендиректора в свою очередь дают указания (например, в письменной форме, поставив свою резолюцию на приказе, иногда устные распоряжения) начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые должны использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения.

Таким образам, процесс принятия решений отражается на всех аспектах управления, а управленческая деятельность при формировании и реализации решений на предприятии состоит из этапов: подготовка управленческого решения; обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения; выполнение управленческого решения; планирование управленческого решения; контроль за выполнением решения.

В целом по результатам исследования процесс разработки и принятия управленческих решений в ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» можно признать удовлетворительным, но, тем не менее, можно дать некоторые рекомендации по его усовершенствованию.

Во-первых, для принятия наиболее эффективных решений необходимо осуществлять постоянную диагностику ситуации. Руководителям необходимо более правильно и точно оценивать состояние ситуации принятия решения, характер ее изменения для того, чтобы были приняты наиболее приемлемые для конкретной ситуации решения и предприняты действия, обеспечивающие достижение желательного состояния ситуации.

Во-вторых, одним из наиболее важных факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, является информационное обеспечение. Поэтому с целью оптимизации всего процесса принятия решений можно рекомендовать использование новых информационных технологий для организации технологического процесса переработки информации.


Кроме того целесообразно рекомендовать своевременное повышение квалификации сотрудников, принимающих участие в процессе разработки управленческих решений и их реализации. С этой целью будут эффективными посещение тренингов и семинаров, а также внедрение и использование новых информационных технологии для организации технологического процесса переработки информации.

Следует отметить, что принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает руководитель, формулируя цели и добиваясь их достижения. Именно поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений

В ходе анализа процесса разработки решений в управлении производственным процессом ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» изучены основные этапы процесса принятия решений. Выявлено, что при принятии управленческого решения используется метод группового принятия решений. Генеральный директор хотя и обеспечивает на совещании свободный обмен информацией и учитывает способности и опыт членов данной группы, однако окончательное решение он принимает единолично. Это говорит о том, что руководство процессом принятия решения больше авторитарное, принятие управленческих решений напрямую зависит от личностного фактора, окончательное решение принимает генеральный директор.

Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений в ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» можно разделить в соответствии с основными этапами процесса принятия управленческого решения.

Мероприятия по совершенствованию этапа сбора информации и анализа ситуации. Для того чтобы этот этап осуществлялся эффективно, информация должна быть полной, достоверной и своевременной. Для этого необходимо:


1. Внедрение в регламент работы всех подразделений временное ограничение на выполнение запроса, полученного от другого подразделения. В зависимости от сложности получения информации запрос необходимо выполнить в течение рабочего дня, либо дня, следующего за тем, когда получен запрос.

2. Ограничение сроков отражения документов в электронных базах для того, чтобы возможно было получать достоверные данные (например, величину задолженности, остатки на складах и т.д.). Срок отражения документов должен составлять не более трех рабочих дней, со дня поступления документа ответственному лицу.

3. Определение ответственности за наличие всех документов в системе электронного документооборота. В зависимости от вида документа закрепить функцию его согласования за разными подразделениями. Так, все договора, претензии и пр. должны поступать в юридический отдел, счета, товарные накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ и пр. - в бухгалтерию и т.д.

Таким образом, можно избежать ситуации, когда документ согласован не электронным способом, и невозможно поднять этот документ в случае необходимости, либо на это уходит много времени, так как неизвестно где он находится.

4. Внедрение возможности получения информации от рядовых сотрудников, которые непосредственно сталкиваются с имеющейся проблемой, дать им возможность высказать свои идей. Конечно, велика вероятность, что предложение работника будет недостаточно продуманным, но в то же время он видит ситуацию более подробно, возможно это позволит учесть некоторые детали, о которых не знает руководитель, но которые так или иначе должны быть учтены, чтобы проблема была решена максимально. Для этого в каждом подразделении необходимо регулярно проводить собрания, целью которых и будет возможность высказать свое мнение о работе, внесения своих предложений. Проводить их можно, например, в виде мозгового штурма. Это также позволит уменьшить негативный социальный эффект, приведет к лучшему взаимопониманию между руководителем и подчиненным.

Мероприятия по совершенствованию этапа принятия решения. Для повышения эффективности этого этапа необходимо оперативно проанализировать информацию. Для этого необходимо: ·

1. Исключение согласования документов, минуя электронную систему, если предусмотрен именно такой способ.

2. Создание разных цепочек утверждения в электронной системе, в зависимости от значимости документа и суммы. Тогда произойдет равномерное распределение нагрузки между ответственными лицами.