Файл: Процессы принятия решений в организации (ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективным методом принятия решений в управлении являются деловые игры и их упрощенная разновидность – анализ конкретных управленческих ситуаций. Они позволяют не только принимать решения, носящие стратегический и тактический характер, но и обучать работников.

Методы экономического обоснования решений сводятся к расчетам их экономической эффективности. Выбор базы для сравнения определяется содержанием решения. Это может быть:

– сравнительная экономическая эффективность – для организационно-технических решений, значимых для данного предприятия. Рассчитывается годовой экономический эффект, срок окупаемости капитальных  затрат, приведенные затраты по сравниваемым вариантам;

– интегральная экономическая эффективность.

Для сравнения инвестиционных проектов и выбора лучшего их них используется система показателей, отражающих соотношение затрат и результатов, применительно к интересам его участников – чистая приведенная стоимость,  внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости [9, с. 111].

1.3 Модели принятия управленческих решений

Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации|.[15, с. 208]

1. Модель «организация-машина». Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.

Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления. К этой модели близка и «бюрократическая модель» организации.

2. Модель «естественной» организации предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.

3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.


4. Социотехническая модель. Согласно этой модели  особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.

5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.

6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций — традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.

7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции. Основной задачей при управлении взаимодействием организации с внешней средой является максимальная адаптация организации к внешней среде, снижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей.

Приведем наиболее общепринятые классификации моделей процесса принятия управленческих решений [14, с. 237]:

1. Дескриптивные и нормативные модели.  Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.

Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития. Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.

2. Индуктивные и дедуктивные модели. Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческого решения. Качество индуктивной модели определяется тем, насколько, с одной стороны, удается упростить описание ситуации принятия решения, а с другой — насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций. Здесь путь создания модели — от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.

3. Проблемно-ориентированные модели и модели решения. Проблемно-ориентированные модели строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решения. Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса. Модели решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач. Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей. 


4. Одноцелевые и многоцелевые модели. Одноцелевыми называются модели, когда имеется одна четко определенная цель, к достижению которой стремится организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной цели. В последнем случае степень достижения цели определяется с помощью специально разрабатываемого комплексного критерия. Многоцелевыми называются модели, в которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых целей, несводимых к одной комплексной.

5. Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Многопериодные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода принятия управленческого решения. Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного представления ситуации принятия решения.

6. Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях все факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации.

2. Система процесса принятия управленческих решений на предприятии ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»

2.1. Общая характеристика предприятия

ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» – дочернее предприятие ОАО «КАМАЗ» – одно из важнейших звеньев в инфраструктуре города Набережные Челны, обеспечивающее услугами водоснабжения и водоотведения более 520 тысяч жителей города, предприятия промышленной зоны и объекты материнской компании ОАО «КАМАЗ».

«ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» заслуженно считается одним из лидеров в отрасли не только в республике, но и за ее пределами, зачастую первопроходцем при внедрении ярких инновационных проектов и энергосберегающих технологий.


На сегодняшний день уставной капитал ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» увеличен с 973 240 400 рублей до 1 549 473 000 рублей за счет внесения дополнительного вклада Участником Общества (решение единственного участника от 11.02.2015 г.)\

В ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» разработана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии интегрированная система менеджмента (ИСМ), соответствующая требованиям МС ИСО 9001:2008 и МС ИСО 14001:2004.

Сертификаты о соответствии ИСМ ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» требованиям МС ИСО 9001:2000 и МС ИСО 14001:2004 в отношении обеспечения хозяйственно-питьевой водой населения, эксплуатации сетей водоснабжения Северо-Восточной части г. Набережные Челны, а также очистки хозяйственно-бытовых сточных вод выданы Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» в 2006 году.

В 2009 году Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» проведен ресертификационный аудит, который подтвердил результативность и эффективность ИСМ ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»

В конце 2012 года Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» проведена вторая ресертификация ИСМ ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ», в область сертификации был добавлен Юго-западный район водопроводно – канализационных сетей, принятый на обслуживание в 2008 году.

С целью создания основы для установки и анализа целей и задач в области качества и экологии на основе Миссии и стратегии организации разработаны и утверждены Политика в области качества и Экологическая политика ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ».

Для повышения эффективности управления «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» принята линейно-функциональная структура управления, где конкретные характеристики и черты деятельности той или иной службы соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

Структура управления на предприятии «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» представлена в Приложении.

В «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» с 2006 года успешно действует система «единого окна», значительно упрощающую процедуру документооборота при оформлении разрешительной документации на подключение к сетям водоснабжения и канализации.

Персонал ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» проявляет личную заинтересованность и эффективность, и его труд оценивается по достоинству:

  • Разработаны временные нормы выработки для машинистов экскаваторов Цеха капительного ремонта.
  • Продолжено развитие проекта «Мастер».

Таким образом, представленная характеристика предприятия позволяет сделать вывод о том, что предприятие успешно развивается и имеет неплохой потенциал для дальнейшего роста.


2.2 Анализ процесса принятия управленческих решений

Процесс принятия решений отражается на всех аспектах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на предприятии ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ» состоит из следующих этапов:

1. Подготовка управленческого решения.

2. Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения.

3. Выполнение управленческого решения.

4. Планирование управленческого решения.

5. Контроль за выполнением решения.

Таблица 1. Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»

Этапы управленческого решения

Субъекты управленческого решения

Подготовка управленческого решения

Генеральный директор

Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения

Генеральный директор

Выполнение управленческого решения

Все отделы и подразделения

Планирование управленческого решения

Генеральный директор, фин. директор, главный бухгалтер, ком. директор, директора подразделений

Контроль за выполнением решения

Генеральный директор

Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек генеральный директор.

С помощью матрицы управления можно проиллюстрировать уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии. Где:

«1» - обозначена фактическая ответственность.

«2» - общее руководство.

«3» - необходимость консультироваться.

«4» - «возможность» консультироваться.

«5» - необходимо ставить в известность

Таблица 2. Распределение полномочий при принятии решений

Директор

Информационный отдел

Фин. отдел

Бухгалтерия

Одел кадров

Торговый отдел

Подразделения

Планирование деятельности

1

5

3

3

5

3

5

Проведение анализа деятельности

1

5

2

3

5

3

5

Финансовое планирование

2

5

1

4

5

5

5

Бухгалтерский учет

2

5

2

1

5

3

3

Маркетинговое планирование

1

5

2

2

5

2

5

Снабжение компании товаром

2

5

3

5

5

5

4

Документальное оформление торгово-технологических операций

1

5

3

4

5

4

5

Управление человеческими ресурсами

1

5

4

5

3

4

4