Файл: Процессы принятия решений в организации (ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1 Процесс принятия управленческих решений
1.2 Методы принятия управленческих решений
1.3 Модели принятия управленческих решений
2. Система процесса принятия управленческих решений на предприятии ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ процесса принятия управленческих решений
3. Совершенствование процесса принятия решений в организации
3.1 Оценка эффективности процесса принятия управленческих решений на предприятии
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений
ВВЕДЕНИЕ
Принятие управленческих решений является важной частью любой деятельности руководителя, так как эффективность деятельности предприятия в целом зависит от качества управленческих решений, поэтому чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений. Выработка и принятие решения - узловая процедура в деятельности руководителя, которая определяет конечный результат управленческой деятельности.
Принятие решений - это важный и сложный процесс. Если при разработке управленческого решения не спрогнозировали достаточно точно стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности будущего товара, изменения компонентов внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой банкротства.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений, так как выработка и принятие оптимального управленческого решения обеспечивает конкурентоспособность предприятия, формирование рациональных организационных структур, проведение правильной кадровой политики, регулирование социально-психологических отношений в коллективе, создание положительного имиджа организации и т.д.
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Цель курсовой работы заключается в разработке мероприятий, направленных на совершенствование процесса принятия управленческих решений в ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ».
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- дать определение процесса принятия решений;
- изучить методы принятия управленческих решений;
- описать модели управленческих решений;
- дать общую характеристика исследуемого предприятия ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»;
- провести анализ системы управления предприятием;
- провести анализ процесса принятия управленческих решений на предприятии;
- дать оценку эффективности процесса принятия управленческих решений на предприятии;
- предложить мероприятия по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на предприятии.
Объектом исследования в рамках дипломного проекта является предприятие ООО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ».
Предметом исследования выступает существующая на предприятии технология принятия управленческих решений.
Теоретической и методической основой проведения исследования явились законодательные акты, регламентирующие управление персоналом на предприятии. Использованы источники учебной, монографической и периодической литературы таких авторов как Балдин К.В., Веснин В.Р., Зайцев М.Г., Титоренко Г.А., Карданская Н.Л., Литвак Б.Г., Панов А.В., Соколов Н.Н., Фахрутдинова А.З., Чудновская С.Н. Шеремет П.В. и др., ресурсы сети интернет по теме исследования.
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1 Процесс принятия управленческих решений
Управленческое решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления [10, с. 115].
Цель управленческого решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации.
К параметрам качества управленческого решения относятся[5, с. 53]:
- показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;
- степень риска вложения инвестиций;
- вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
- степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.
К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся [2, с. 96]:
- применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
- изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
- обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;
- применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
- структуризация проблемы и построение дерева целей;
- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;
- обеспечение многовариантности решений;
- правовая обоснованность принимаемого решения;
- автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
- разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
- наличие механизма реализации решения.
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней) организации [19, с. 49].
Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью управленческих решений , является также проблема выполнения этих решений. До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по причине невысокой исполнительской культуры. В России и зарубежных странах, социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию «фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления [3, с. 174].
Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. Блок-схема процесса управления представлена на рисунке 1 [20, с. 210].
Рисунок 1. Основные этапы разработки управленческих решений
Первый блок этапов – это подготовка к разработке управленческого решения, он включает[20, с. 216]:
- получение информации о ситуации;
- определение целей;
- разработка оценочной системы;
- анализ ситуации;
- диагностика ситуации;
- разработка прогноза развития ситуации.
В состав второго блока этапов (разработки управленческого решения) входят:
- генерирование альтернативных вариантов решений;
- отбор основных вариантов управленческих воздействий;
- разработка сценариев развития ситуации;
- экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
В третий блок этапов – принятие решения, реализация, анализ результатов:
- коллективная экспертная оценка;
- принятие решения ЛПР;
- разработка плана действий;
- контроль реализации плана;
- анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.
Таким образом, нужно рассматривать организацию с позиций системного подхода и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех частей организации.
1.2 Методы принятия управленческих решений
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности [13, с. 64].
Выделяют следующие группы методов:
1. Интуитивно-волевые.
2. Методы математического анализа.
3. Эвристические.
4. Методы экономического обоснования решений.
Интуитивно-волевые (логические) – методы используются в условиях определенности. Руководитель использует свои знания, опыт, интуицию, психологические и организаторские способности. Решения оформляются в виде письменного или устного распоряжения.
Математический анализ – используется в сложных, но хорошо структурированных ситуациях, когда вся исходная информация изложена в количественной форме и имеется возможность провести необходимые расчеты (материальных балансов, затрат по технологическим процессам, показателей экономической эффективности и др.) [14, с. 123].
К основным методам математического анализа, применяемым при принятии управленческих решений, относятся: метод сравнения, балансовый метод, функционально-стоимостной анализ (ФСА), факторный анализ (с применением ЭВМ)
Метод сравнения позволяет оценить работу, установить причины отклонений, выявить резервы. Основные виды сравнений [22, с. 58]:
а) отчетные показатели с плановыми;
б) плановые и отчетные показатели с соответствующими показателями предшествующего периода;
в) показатели работы за день, смену;
г) показатели технического уровня и качества продукции с показателями других предприятий, конкурентов.
Балансовый метод применяется при анализе обеспеченности ресурсами и использования ресурсов.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – объектом анализа может быть любая система и её элементы, по которым можно количественно выразить полезный эффект функционирования по назначению (изделия, процессы, структуры, ресурсы).
Факторный анализ (с применением ЭВМ).
Эвристические, поисковые (совещание, семинар, деловая беседа, «мозговой штурм» и др.) – применяются в ситуациях, характеризующихся новизной, высокой степенью неопределенности и риска, недостаточной полнотой и достоверностью информации. Большую роль играет правильный подбор группы для выработки такого решения. [24, с. 91]
Правила реализации метода совещания:
- начинаться точно в установленное время;
- соблюдать повестку дня и установленный регламент;
- результаты оформлять в виде протокола, в котором указываются исполнители и сроки;
- заранее знакомить с обсуждаемыми вопросами;
- приглашать действительно необходимых людей;
- проводить в атмосфере непринужденности и откровенности.
При «мозговом штурме» или «мозговой атаке» создаются две группы – генерации идей и оценки идей, работающие раздельно.
Каждый участник группы генерации предлагает любую идею, способствующую разрешению обсуждаемой проблемы. Они записываются без обсуждения и без указания автора идеи. Отобрав наиболее перспективные идеи, группа оценки передает их обратно в группу генерации для дальнейшей проработки. Подобный процесс повторяется несколько раз, пока не будет найдено лучшее решение.
Наиболее популярным из экспертных методов является метод Дельфи. Специально подобранные специалисты, предлагают варианты решения проблемы, которые передаются экспертам. Они выбирают наиболее перспективные, и так повторяется несколько раз, до решения проблемы. Эвристические методы используются обычно при решении глобальных проблем [10, с. 170].