Файл: Разработка управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путём использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.

Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

Ответственность за принятие важных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

Основной целью данной работы является оценка этапов разработки управленческих решений Департамента культуры и туризма Вологодской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с понятием управленческих решений на предприятии;

- рассмотреть основные этапы разработки управленческих решений на предприятии;

- дать организационную характеристику учреждению;

- оценить этапы разработки управленческих решений в учреждении государственной службы;

- разработать мероприятия, направленные на совершенствование основных этапов разработки управленческих решений в учреждении.

Объектом исследования является Департамент культуры и туризма Вологодской области.

Предмет исследования – этапы разработки управленческих решений в учреждениях.

Источниками информации послужили нормативно – правовая и регламентирующая документация, и специальная литература.


В процессе исследования использован системный подход к изучению системы управления, а также методы сравнения и динамики, табличные, графические методы, методы экономического анализа, экспертные методы, метод наблюдения, монографический метод.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Понятие управленческих решений

Принятие решений, так же как и обмен информацией, составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

. Обычно в процессе какой – либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом решение – это выбор альтернативы.

Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что – то выбирать, на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню[4].

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Что же отличает управленческие (организационные) решения?

Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.


Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет , то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений , а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения .

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации[9] .

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными ха.ра.кте.ристика.ми. Те.м не ме.не.е, суще.ствуют не.которые общие призна.ки, позволяющие это множе.ство опре.де.лённым обра.зом кла.ссифицирова.ть.

Та.ким обра.зом, упра.вле.нче.ские ре.ше.ния пре.дста.вляют собой способ постоянного возде.йствия упра.вляюще.й подсисте.мы на упра.вляе.мую подсисте.му, то е.сть субъе.кта упра.вле.ния на объе.кт упра.вле.ния. Это возде.йствие в коне.чном итоге приводит к достиже.нию на.ме.че.нных це.ле.й.

Упра.вле.нче.ское ре.ше.ние в орга.низа.ции пре.дста.вляе.т собой а.кт субъе.кта упра.вле.ния (руководите.ля орга.низа.ции или группы руководящих лиц), на.пра.вле.нный на выбор из не.скольких а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов ра.звития орга.низа.ции одного ва.риа.нта, обе.спе.чива.юще.го достиже.ние на.ме.че.нных це.ле.й с на.име.ньшими изде.ржка.ми.

1.2 Классификация управленческих решений

Ра.ссмотрим боле.е подробно кла.ссифика.цию ре.ше.ний.

Сте.пе.нь повторяе.мости пробле.мы. В за.висимости от повторяе.мости пробле.мы, тре.бующе.й ре.ше.ния, все упра.вле.нче.ские ре.ше.ния можно подра.зде.лить на тра.диционные, не.однокра.тно встре.ча.вшие.ся в пра.ктике упра.вле.ния, когда не.обходимо лишь сде.ла.ть выбор из уже име.ющихся а.льте.рна.тив, и не.типичные, не.ста.нда.ртные ре.ше.ния, когда их поиск связа.н пре.жде все.го с ге.не.ра.цие.й новых а.льте.рна.тив.


Зна.чимость це.ли. Принятие ре.ше.ния може.т пре.сле.дова.ть собстве.нную, са.мостояте.льную це.ль или же быть сре.дством способствова.ть достиже.нию це.ли боле.е высокого порядка. В соотве.тствии с этим ре.ше.ния могут быть стра.те.гиче.скими или та.ктиче.скими [1].

Сфе.ра возде.йствия. Ре.зульта.т ре.ше.ния може.т ска.за.ться на ка.ком – либо одном или не.скольких подра.зде.ле.ниях орга.низа.ции. В этом случа.е ре.ше.ние можно счита.ть лока.льным. Ре.ше.ние, одна.ко, може.т принима.ться и с це.лью повлиять на ра.боту орга.низа.ции в це.лом, в этом случа.е оно буде.т глоба.льным.

Длите.льность ре.а.лиза.ции. Ре.а.лиза.ция ре.ше.ния може.т потре.бова.ть не.скольких ча.сов, дне.й или ме.сяце.в. Е.сли ме.жду принятие.м ре.ше.ния и за.ве.рше.ние.м е.го ре.а.лиза.ции пройде.т сра.вните.льно короткий срок – ре.ше.ние кра.ткосрочное. В то же вре.мя все боле.е возра.ста.е.т количе.ство и зна.че.ние долгосрочных, пе.рспе.ктивных ре.ше.ний, ре.зульта.ты осуще.ствле.ния которых могут быть уда.ле.ны на не.сколько ле.т.

Прогнозируе.мые после.дствия ре.ше.ния. Большинство упра.вле.нче.ских ре.ше.ний в проце.ссе их ре.а.лиза.ции та.к или ина.че подда.е.тся корре.ктировке с це.лью устра.не.ния ка.ких – либо отклоне.ний или учёта новых фа.кторов, т.е. являе.тся корре.ктируе.мым. Вме.сте с те.м име.ются и ре.ше.ния, после.дствия которых не.обра.тимы.

Ме.тод ра.зра.ботки ре.ше.ния. Не.которые ре.ше.ния, ка.к пра.вило , типичные, повторяющие.ся , могут быть с успе.хом форма.лизова.ны, т.е. принима.ться по за.ра.не.е опре.де.лённому а.лгоритму. Другими слова.ми, форма.лизова.нное ре.ше.ние – это ре.зульта.т выполне.ния за.ра.не.е опре.де.лённой после.дова.те.льности де.йствий. На.приме.р, при соста.вле.нии гра.фика ре.монтного обслужива.ния оборудова.ния на.ча.льник це.ха може.т исходить из норма.тива, тре.бующе.го опре.де.лённого соотноше.ния ме.жду количе.ством оборудова.ния и обслужива.ющим пе.рсона.лом. Е.сли в це.хе име.е.тся 50 е.диниц оборудова.ния, а норма.тив обслужива.ния соста.вляе.т 10 е.диниц на одного ре.монтного ра.боче.го, зна.чит, в це.хе не.обходимо име.ть пять ре.монтников. Точно та.к же, когда фина.нсовый ме.не.дже.р принима.е.т ре.ше.ние об инве.стирова.нии свободных сре.дств в госуда.рстве.нные це.нные бума.ги, он выбира.е.т ме.жду ра.зличными вида.ми облига.ций в за.висимости от того, ка.кие из них обе.спе.чива.ют в да.нное вре.мя на.ибольшую прибыль на вложе.нный ка.пита.л. Выбор производится на основе простого ра.сче.та коне.чной доходности по ка.ждому ва.риа.нту и уста.новле.ния са.мого выгодного [7].


Форма.лиза.ция принятия ре.ше.ний повыша.е.т эффе.ктивность упра.вле.ния в ре.зульта.те сниже.ния ве.роятности ошибки и экономии вре.ме.ни: не нужно за.ново ра.зра.ба.тыва.ть ре.ше.ние ка.ждый ра.з, когда возника.е.т соотве.тствующа.я ситуа.ция. Поэтому руководство орга.низа.ций ча.сто форма.лизуе.т ре.ше.ния для опре.де.лённых, ре.гулярно повторяющихся ситуа.ций, ра.зра.ба.тыва.я соотве.тствующие пра.вила, инструкции и норма.тивы.

В то же вре.мя в проце.ссе упра.вле.ния орга.низа.циями ча.сто встре.ча.ются новые, не.типичные ситуа.ции и не.ста.нда.ртные пробле.мы, которые не подда.ются форма.лизова.нному ре.ше.нию. В та.ких случа.ях большую роль игра.ют инте.лле.ктуа.льные способности, та.ла.нт и лична.я инициа.тива ме.не.дже.ров.

На пра.ктике большинство ре.ше.ний за.нима.е.т проме.жуточное положе.ние ме.жду этими двумя кра.йними точка.ми, допуска.я в проце.ссе их ра.зра.ботки ка.к проявле.ние личной инициа.тивы, та.к и приме.не.ние форма.льной проце.дуры. Конкре.тные ме.тоды, используе.мые в проце.ссе принятия ре.ше.ний, ра.ссмотре.ны ниже.

Количе.ство крите.рие.в выбора.

Е.сли выбор на.илучше.й а.льте.рна.тивы производится только по одному крите.рию (что ха.ра.кте.рно для форма.лизова.нных ре.ше.ний), то принима.е.мое ре.ше.ние буде.т простым, однокрите.риа.льным. И на.оборот, когда выбра.нна.я а.льте.рна.тива должна удовле.творять одновре.ме.нно не.скольким крите.риям, ре.ше.ние буде.т сложным, многокрите.риа.льным. В пра.ктике ме.не.джме.нта пода.вляюще.е большинство ре.ше.ний многокрите.риа.льны, та.к ка.к они должны одновре.ме.нно отве.ча.ть та.ким крите.риям, ка.к: объе.м прибыли, доходность, урове.нь ка.че.ства, доля рынка, урове.нь за.нятости, срок ре.а.лиза.ции и т.п. [10]

Форма принятия ре.ше.ний.

Лицом, осуще.ствляющим выбор из име.ющихся а.льте.рна.тив оконча.те.льного ре.ше.ния, може.т быть один че.лове.к и е.го ре.ше.ние буде.т соотве.тстве.нно е.диноличным. Одна.ко в совре.ме.нной пра.ктике ме.не.джме.нта всё ча.ще встре.ча.ются сложные ситуа.ции и пробле.мы, ре.ше.ние которых тре.буе.т все.сторонне.го, компле.ксного а.на.лиза, т.е. уча.стия группы ме.не.дже.ров и спе.циа.листов. Та.кие групповые, или колле.ктивные, ре.ше.ния на.зыва.ются колле.гиа.льными. Усиле.ние профе.ссиона.лиза.ции и углубле.ние спе.циа.лиза.ции упра.вле.ния приводят к широкому ра.спростра.не.нию колле.гиа.льных форм принятия ре.ше.ний. Не.обходимо та.кже име.ть в виду, что опре.де.лённые ре.ше.ния и за.конода.те.льно отне.се.ны к группе колле.гиа.льных. Та.к, на.приме.р, опре.де.лённые ре.ше.ния в а.кционе.рном обще.стве (о выпла.те дивиде.ндов, ра.спре.де.ле.нии прибыли и убытков, сове.рше.нии крупных сде.лок, избра.нии руководящих орга.нов, ре.орга.низа.ции и др.) отне.се.ны к исключите.льной компе.те.нции обще.го собра.ния а.кционе.ров. Колле.гиа.льна.я форма принятия ре.ше.нии, ра.зуме.е.тся, снижа.е.т опе.ра.тивность упра.вле.ния и «ра.змыва.е.т» отве.тстве.нность за е.го ре.зульта.ты, одна.ко пре.пятствуе.т грубым ошибка.м и злоупотре.бле.ниям и повыша.е.т обоснова.нность выбора.