Файл: Разработка управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способ фикса.ции ре.ше.ния.

По этому призна.ку упра.вле.нче.ские ре.ше.ния могут быть ра.зде.ле.ны на фиксирова.нные, или докуме.нта.льные (т.е. оформле.нные в виде ка.кого либо докуме.нта прика.за, ра.споряже.ния, письма и т.п.), и не.докуме.нтирова.нные (не име.ющие докуме.нта.льной формы, устные.). Большинство ре.ше.ний в а.ппа.ра.те упра.вле.ния оформляе.тся докуме.нта.льно, одна.ко ме.лкие, не.суще.стве.нные ре.ше.ния, а та.кже ре.ше.ния, принятые в чре.звыча.йных, острых, не те.рпящих проме.дле.ния ситуа.циях, могут и не фиксирова.ться докуме.нта.льно [3].

Ха.ра.кте.р использова.нной информа.ции. В за.висимости от сте.пе.ни полноты и достове.рности информа.ции, которой ра.спола.га.е.т ме.не.дже.р, упра.вле.нче.ские ре.ше.ния могут быть де.те.рминирова.нными (принятыми в условиях опре.де.лённости) или ве.роятностными (принятыми в условиях риска или не.опре.де.лённости). Эти условия игра.ют чре.звыча.йно ва.жную роль при принятии ре.ше.ний, поэтому ра.ссмотрим их боле.е подробно .

1.3 Основные этапы разработки управленческих решений

Орга.низа.ция проце.сса ра.зра.ботки упра.вле.нче.ского ре.ше.ния — это сложный компле.кс ра.бот. Ра.ссмотрим основные эта.пы ра.зра.ботки упра.вле.нче.ских ре.ше.ний.

Пе.рвый эта.п — это получе.ние информа.ции о ситуа.ции. Да.нна.я информа.ция должна быть полной и достове.рной. Не.полна.я или не.достове.рна.я информа.ция може.т обусловлива.ть принятие ошибочных либо ма.лоэффе.ктивных ре.ше.ний. Чтобы полне.е пре.дста.вить ситуа.цию используют не только количе.стве.нную, но и ка.че.стве.нную информа.цию.

Второй эта.п — опре.де.ле.ние це.ле.й.. Лишь после ихопре.де.ле.ния этих це.ле.й опре.де.ляются фа.кторы, ме.ха.низмы, за.кономе.рности, ре.сурсы, ока.зыва.ющие влияние на ра.звитие да.нной ситуа.ции. Зна.чите.льную роль зде.сь игра.е.т выявле.ние приорите.тности це.ле.й, та.к ка.к в проце.ссе упра.вле.ния все.гда производится выбор ка.ких-либо це.ле.й.

Тре.тий эта.п — ра.зра.ботка оце.ночной систе.мы. На ста.дии принятия упра.вле.нче.ского ре.ше.ния не.обходимо а.де.ква.тно оце.нива.ть да.нную ситуа.цию, е.е ра.зличные стороны. Все это не.обходимо учитыва.ть в проце.ссе принятия ре.ше.ний, приводящих к успе.ху.

Че.тве.ртый эта.п — это а.на.лиз ситуа.ции. Е.сли име.е.тся не.обходима.я информа.ция о да.нной ситуа.ции и об опре.де.ле.нной це.ли, к достиже.нию которой стре.мится орга.низа.ция, то сле.дуе.т приступить к а.на.лизу ситуа.ции. Це.лью та.кого а.на.лиза являе.тся уста.новле.ние фа.кторов, влияющих на ра.звитие да.нной ситуа.ции [8].


Пятый эта.п — это диа.гностика ситуа.ции. Не.обходимо опре.де.лить ва.жне.йшие пробле.мы, на которые сле.дуе.т в пе.рвую оче.ре.дь обра.тить внима.ние в условиях це.ле.на.пра.вле.нного упра.вле.ния проце.сса.ми. Нужно та.кже иссле.дова.ть ха.ра.кте.р влияния этих пробле.м на ра.ссма.трива.е.мые проце.ссы. В этом и за.ключа.ются за.да.чи диа.гностики ситуа.ции.

Достиже.ние це.ле.й, име.ющихся у орга.низа.ции, постоянно тре.буе.т це.ле.на.пра.вле.нных возде.йствий. Это не.обходимо для обе.спе.че.ния ра.звития да.нной ситуа.ции в на.пра.вле.нии, которое являе.тся же.ла.те.льным для да.нной орга.низа.ции.

Сле.дуе.т име.ть в виду, что а.де.ква.тна.я диа.гностика ситуа.ции в зна.чите.льной ме.ре обе.спе.чива.е.т принятие эффе.ктивных упра.вле.нче.ских ре.ше.ний.

Ше.стой эта.п — это ра.зра.ботка прогноза ра.звития ситуа.ции. Не.льзя упра.влять орга.низа.цие.й, не прогнозируя те.че.ние ра.звития событий. Поэтому ва.жне.йшую роль в проце.ссе принятия ре.ше.ний игра.ют вопросы, связа.нные с оце.нкой ожида.е.мого ра.звития а.на.лизируе.мых ситуа.ций, а та.кже ожида.е.мых ре.зульта.тов осуще.ствле.ния ра.зличных а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов упра.вле.нче.ских ре.ше.ний.

На се.дьмом эта.пе осуще.ствляе.тся ге.не.рирова.ние а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов упра.вле.нче.ских ре.ше.ний. В этом проце.ссе не.обходимо полностью использова.ть информа.цию о ситуа.ции принятия ре.ше.ния, а та.кже ре.зульта.ты а.на.лиза и оце.нки да.нной ситуа.ции, ре.зульта.ты е.е диа.гностики и прогноза ра.звития ситуа.ции при ра.зличных возможных на.пра.вле.ниях ра.звития событий [8].

Восьмой эта.п включа.е.т в се.бя отбор ва.риа.нтов упра.вле.нче.ских возде.йствий.

После ра.зра.ботки а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов упра.вле.нче.ских возде.йствий, име.ющих форму опре.де.ле.нных иде.й, конце.пций, те.хнологиче.ской после.дова.те.льности де.йствий, а та.кже возможных способов осуще.ствле.ния ра.зличных ва.риа.нтов ре.ше.ний, не.обходимо прове.де.ние их пре.два.рите.льного а.на.лиза для выбра.ковки не.жизне.способных, не.конкуре.нтоспособных, а та.кже ма.лоэффе.ктивных ва.риа.нтов.

Де.вятый эта.п — пре.дпола.га.е.т ра.зра.ботку сце.на.рие.в ра.звития ситуа.ции.

Ва.жне.йше.й за.да.че.й в проце.ссе ра.зра.ботки сце.на.рие.в являе.тся уста.новле.ние фа.кторов, ха.ра.кте.ризующих да.нную ситуа.цию и те.нде.нции е.е ра.звития. Кроме того, одной из основных за.да.ч зде.сь являе.тся опре.де.ле.ние а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов изме.не.ния ситуа.ции и те.нде.нций е.е изме.не.ния во вре.ме.ни, а та.кже опре.де.ле.ние ве.роятных а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов ожида.е.мых изме.не.ний ситуа.ции в условиях на.личия упра.вляющих возде.йствий, а та.кже в условиях их отсутствия.


А.на.лиз ряда а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов ра.звития ситуа.ции способствуе.т принятию на.иболе.е эффе.ктивных упра.вле.нче.ских ре.ше.ний, та.к ка.к этот а.на.лиз являе.тся на.иболе.е информа.ционно е.мким.

На де.сятом эта.пе осуще.ствляе.тся экспе.ртна.я оце.нка основных ва.риа.нтов упра.вляющих возде.йствий.

Экспе.ртиза, да.юща.я сра.вните.льную оце.нку а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов упра.вляющих возде.йствий, во-пе.рвых, ха.ра.кте.ризуе.т сте.пе.нь ре.а.лизуе.мости этих возде.йствий, а та.кже возможность достиже.ния с их помощью опре.де.ле.нных це.ле.й, и во-вторых, да.е.т возможность осуще.ствить ра.нжирова.ние упра.вляющих возде.йствий с использова.ние.м име.юще.йся оце.ночной систе.мы в соотве.тствии с ра.зличным уровне.м ожида.е.мого достиже.ния це.ли, не.обходимыми за.тра.та.ми трудовых, ма.те.риа.льных и фина.нсовых ре.сурсов, а та.кже в соотве.тствии с на.иболе.е ве.роятными сце.на.риями ра.звития да.нной ситуа.ции [11].

Одинна.дца.тый эта.п — это эта.п колле.ктивной экспе.ртной оце.нки. Е.сли принима.ются ва.жные упра.вле.нче.ские ре.ше.ния, то сле.дуе.т использова.ть колле.ктивные экспе.ртизы, которые обе.спе.чива.ют на.ибольшую обоснова.нность и эффе.ктивность принима.е.мых ре.ше.ний.

Трина.дца.тый эта.п — эта.п ра.зра.ботки пла.на де.йствий. На этом эта.пе на.ме.ча.ются опре.де.ле.нные орга.низа.ционно-те.хниче.ские ме.роприятия, на.пра.вле.нные на осуще.ствле.ние принятого упра.вле.нче.ского ре.ше.ния. На че.тырна.дца.том эта.пе производится контроль осуще.ствле.ния ра.зра.бота.нного пла.на. Ход осуще.ствле.ния пла.на долже.н систе.ма.тиче.ски контролирова.ться, а име.ющие ме.сто изме.не.ния условий либо отклоне.ния в проце.ссе выполне.ния пла.на сле.дуе.т систе.ма.тиче.ски а.на.лизирова.ть.

На за.ключите.льном, пятна.дца.том эта.пе ра.зра.ботки упра.вле.нче.ских ре.ше.ний осуще.ствляе.тся а.на.лиз ре.зульта.тов ра.звития да.нной ситуа.ции после упра.вле.нче.ских возде.йствий. Зде.сь выполне.нный пла.н упра.вле.нче.ских возде.йствий подве.рга.е.тся тща.те.льному а.на.лизу для оце.нки эффе.ктивности принятых упра.вле.нче.ских ре.ше.ний и их осуще.ствле.ния.

А.на.лиз ре.зульта.тов упра.вле.нче.ских возде.йствий, на.ряду с прогнозирова.ние.м на будуще.е може.т являться основа.ние.м для уточне.нной оце.нки возможносте.й да.нной орга.низа.ции [4].

Та.ким обра.зом, ра.зра.ботка и принятие упра.вле.нче.ского ре.ше.ния — это, ка.к пра.вило, выбор одного из не.скольких а.льте.рна.тивных ва.риа.нтов. Не.обходимость принятия упра.вле.нче.ских ре.ше.ний обусловлива.е.тся созна.те.льным и це.ле.на.пра.вле.нным ха.ра.кте.ром че.лове.че.ской де.яте.льности. Эта не.обходимость возника.е.т на все.х эта.па.х проце.сса упра.вле.ния и соста.вляе.т ча.сть любой функции ме.не.джме.нта.


2. ОЦЕНКА ЭТАПОВ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ДЕПАРТАМЕНТЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Организационная характеристика Департамента культуры и туризма Вологодской области

Де.па.рта.ме.нт являе.тся орга.ном исполните.льной госуда.рстве.нной вла.сти Вологодской обла.сти в сфе.ре культуры и туризма, а.рхивного де.ла и спе.циа.льно уполномоче.нным в сфе.ре сохра.не.ния и восста.новле.ния тра.диционной на.родной культуры.

Полное на.име.нова.ние орга.на исполните.льной госуда.рстве.нной вла.сти обла.сти - Де.па.рта.ме.нт культуры и туризма Вологодской обла.сти.

Де.па.рта.ме.нт являе.тся юридиче.ским лицом, име.е.т бюдже.тную сме.ту, ге.рбовую пе.ча.ть, шта.мпы, бла.нки со своим на.име.нова.ние.м, сче.та, открыва.е.мые в соотве.тствии с за.конода.те.льством Российской Фе.де.ра.ции и Вологодской обла.сти.

Основными за.да.ча.ми Де.па.рта.ме.нта являются:

- Подде.ржка и ра.звитие культуры и искусства в Вологодской обла.сти.

- Подде.ржка туризма и туристской индустрии в Вологодской обла.сти в це.лях созда.ния бла.гоприятных условий для ра.звития туризма и ра.циона.льного использова.ния туристских ре.сурсов на те.рритории обла.сти.

- Упра.вле.ние а.рхивным де.лом на те.рритории обла.сти, обе.спе.че.ние прове.де.ния в пре.де.ла.х свое.й компе.те.нции е.диной госуда.рстве.нной политики в сфе.ре а.рхивного де.ла на те.рритории обла.сти, на.пра.вле.нной на компле.ктова.ние, уче.т, обе.спе.че.ние сохра.нности и использова.ния А.рхивного фонда обла.сти, являюще.гося соста.вной ча.стью А.рхивного фонда Российской Фе.де.ра.ции.

Имуще.ство Де.па.рта.ме.нта являе.тся госуда.рстве.нной собстве.нностью Вологодской обла.сти и за.кре.пляе.тся за ним на пра.ве опе.ра.тивного упра.вле.ния.

Де.па.рта.ме.нт осуще.ствляе.т пра.ва вла.де.ния, пользова.ния и ра.споряже.ния в отноше.нии за.кре.пле.нного за Де.па.рта.ме.нтом имуще.ства в пре.де.ла.х, уста.новле.нных за.конода.те.льством.


Де.па.рта.ме.нт отве.ча.е.т по своим обяза.те.льства.м на.ходящимися в е.го ра.споряже.нии де.не.жными сре.дства.ми. При их не.доста.точности субсидиа.рную отве.тстве.нность по е.го обяза.те.льства.м не.се.т собстве.нник имуще.ства.

2.2 Оценка состава и структуры персонала учреждения

Де.па.рта.ме.нт возгла.вляе.т на.ча.льник Де.па.рта.ме.нта, который на.зна.ча.е.тся на должность и освобожда.е.тся от должности Губе.рна.тором обла.сти в уста.новле.нном порядке.

На.ча.льник Де.па.рта.ме.нта име.е.т за.ме.стите.ле.й, которые на.зна.ча.ются и освобожда.ются от должности Губе.рна.тором обла.сти в уста.новле.нном порядке.

На.ча.льник Де.па.рта.ме.нта и е.го за.ме.стите.ли подотче.тны и подконтрольны Губе.рна.тору обла.сти, Пра.вите.льству обла.сти, за.ме.стите.лю Губе.рна.тора обла.сти.

На.ча.льник Де.па.рта.ме.нта по вопроса.м, отне.се.нным за.конода.те.льством Российской Фе.де.ра.ции к е.го компе.те.нции, де.йствуе.т на принципа.х е.динона.ча.лия, не.се.т отве.тстве.нность за выполне.ние возложе.нных на Де.па.рта.ме.нт полномочий (функций) и долже.н де.йствова.ть в инте.ре.са.х пре.дста.вляе.мого им Де.па.рта.ме.нта добросове.стно и ра.зумно.

Люди - основной фа.ктор в любой моде.ли упра.вле.ния. Проа.на.лизируе.м трудовые ре.сурсы Де.па.рта.ме.нта культуры и туризма Вологодской обла.сти за 2016-2018 гг. (та.бл. 2.1).

Та.блица 2.1 - А.на.лиз дина.мики трудовых ре.сурсов и суммы за.ра.ботной пла.ты Де.па.рта.ме.нта культуры и туризма Вологодской обла.сти

Пока.за.те.ль

2016

2017

2018

2018 к 2017

2018 к 2016

а.бс.изм.

отн.изм.%

а.бс.изм.

отн.изм.%

Сре.дне.списочна.я числе.нность ра.ботников, че.л.

91

85

81

-10

95

-4

89

мужчин

13

12

9

-3

75

-1

69

же.нщин

78

73

72

-1

98

-6

92

име.ющих высше.е обра.зова.ние.

72

70

67

-3

96

-5

93

име.ющих сре.д. проф.обра.зова.ние.

16

12

10

-2

83

-6

62,5

Ка.к видно из да.нных та.блицы 2.1, в Де.па.рта.ме.нте культуры и туризма Вологодской обла.сти происходит сниже.ние числе.нности пе.рсона.ла. Это связа.но, пре.жде все.го, с не.большой за.ра.ботной пла.той сотрудников.