Файл: Аналитические регистры налогового учета (на примере ООО «Квадрат»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Интегрированная система финансового и налогового учета предполагает то, что при вводе операций в подсистему финансового учета операция автоматически попадает в налоговые регистры принимаемых или не принимаемых к учету данных. Вся информация из системы финансового учета группируется по ветвям, аккумулируется по определенным признакам, и отображается в регистре налогового учета, которые служат основой для заполнения налоговой декларации.

Цель работы состоит в исследовании теоретических и практических аспектов формирования аналитических регистров налогового учета.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать понятие налогового учета;
  • рассмотреть сущность и назначение налоговых регистров;
  • исследовать виды налоговых регистров;
  • исследовать организацию налогового учета в ООО «Квадрат»;
  • рассмотреть практику налогового учета и ведения аналитических регистров на примере налогового учета прибыли;
  • рассмотреть пути развития аналитических регистров налогового учета.

Предметом исследования являются аналитические регистры налогового учета.

Объектом исследования является ООО «Квадрат».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области бухгалтерского и налогового учета. В качестве методического инструментария применялись такие общенаучные приемы и методы, как классификация, группировка, сравнение, обобщение, анализ, синтез, системный подход.

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам налогового учета; данные налогового учета; документация ООО «Квадрат».

Глава 1. Теоретические основы формирования аналитических регистров в налоговом учете

1.1. Понятие налогового учета

Введение в НК РФ гл. 25 «Налог на прибыль организаций» в определенной степени узаконило понятие налогового учета. В целях налогообложения Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации в целях формирования налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, которые сгруппированы в порядке, определенном в НК РФ[1].


При этом законодательно установленная обязанность вести налоговый учет не означает, что налогоплательщики не могут воспользоваться данными бухгалтерского учета в целях расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. В том случае, если порядок отражения и группировки хозяйственных операций и объектов в первичных документах бухгалтерского учета соответствует правилам ведения налогового учета, установленным НК РФ, налогоплательщики вправе использовать данные бухгалтерского учета в целях налогообложения[2]. Например, в бухгалтерском и налоговом учете могут полностью совпадать размеры дохода, поэтому налогоплательщик может без дополнительной корректировки использовать данные бухгалтерского учета[3].

Основное содержание базовых категорий налогового учета раскрывает Глава 25 НК РФ:

  • система налогового учета и требования к ней организуется налогоплательщиком самостоятельно. В то же время необходимо учитывать ряд общих требований;
  • система налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения;
  • учетная политика для целей налогообложения представляет собой утвержденный руководителем организации организационно-распорядительный документ;
  • нормы и правила налогового учета должны отвечать принципу последовательности от одного налогового периода к другому;
  • изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций возможно в двух случаях: изменения законодательства или применяемых методов учета;
  • решение о любых изменениях в учетной политике должно отражаться и применяться с начала нового налогового периода;
  • если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, необходимо внести изменения в учетную политику для целей налогообложения отражающий принципы налогообложения этих видов деятельности.

В связи с этим возникает необходимость разработки внутренних стандартов налогового учета[4]. Внутренние стандарты организации учетной политики в целях налогообложения разрабатываются организацией самостоятельно в силу следующих причин:

1. Элементы налогового учета не соответствуют элементам бухгалтерского учета и не вытекают из задач бухгалтерского учета, и, следовательно, не могут быть прямо позаимствованы и перенесены в сферу налоговых правоотношений.

2. На необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения прямо указывается в п. 12 ст. 167 НК РФ[5]. Налоговое законодательство содержит ряд норм, позволяющих организации производить выбор из нескольких вариантов, например способ (метод) начисления амортизации объектов основных средств, оценка материально-производственных запасов при отпуске в производство и ином выбытии, а также на конец отчетного периода и др.


3. Пунктом 7 ст. 3 НК РФ установлено презумпция невиновности налогоплательщика, гласящая: «...все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика» [6].

Данные налогового учета должны отражать:

  • формирование сумм доходов и расходов для целей налогообложения;
  • определение доли расходов, учитываемых при налогообложении в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму остатка ресурсов (убытков), относимых на расходы в будущих налоговых периодах;
  • формирование сумм создаваемых резервов;
  • суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогам и сборам.

При этом, согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы[7].

1.2. Сущность и назначение регистров налогового учета

Регистрами налогового учета являются специальными документами, применяемые только в целях налогообложения. Статья 313 НК РФ содержит положение о возможности использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их необходимыми данными организации и формируя тем самым регистры налогового учета[8]. Допускается для целей бухгалтерского и налогообложения, и разработку и ведение самостоятельных регистров налогового учета в соответствии с п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, и ст. 314 НК РФ.

Однако при формировании систем регистров организацией необходимо учитывать влияние особенностей хозяйственной деятельности, отраженных в ее учетной политике. Содержание данных налогового учета являются налоговой тайной и лица, получившие доступ к данной информации, обязаны обеспечивать ее сохранность[9].

Система налогового учета формируется налогоплательщиком самостоятельно с использованием ряда основополагающих принципов:

1. Принцип самостоятельности организации налогового учета определяет право налогоплательщика разработать и вести самостоятельные регистры налогового учета в соответствии с п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н[10], и ст. 314 НК РФ[11], либо воспользоваться формами регистров, предложенными налоговыми органами.


2. Принцип непрерывности ведения налогового учета предполагает отражение в хронологическом порядке объектов учета (доходов, расходов, имущества, обязательств), стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы, в нескольких отчетных периодах или налоговых периодов. Например, амортизируемое имущество учитывается в отношении амортизационных групп, объединяющих имущество с одинаковыми сроками его полезного использования.

3. Принцип равномерности признания доходов и расходов предполагает, что по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход о реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования доходов и расходов по указанным работам (услугам)[12].

4. Принцип последовательности применения норм и правил налогового учета и порядок оценки полученных доходов и расходов для целей налогообложения применяется последовательно от одного налогового периода к другому[13].

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Изменение в организации налогового учета осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или изменения применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм налогового законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Группировка доходов в налоговом учете связана с расчетом налоговой базы и включает следующие группы доходов:

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг), а также от реализации имущества, имущественных прав;
  • выручка от реализации не обращающихся ценных бумаг;
  • выручка от реализации обращающихся на фондовом рынке ценных бумаг;
  • выручка от реализации покупных товаров;
  • выручка от реализации основных средств;
  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств[14].

Исходя из содержания принципа группировки информации, налогоплательщик должен обеспечить ведение доходов от реализации в отношении указанных групп. По внереализационным доходам группы учета определяются требованиями налоговой отчетности. Учет расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли предполагает особый порядок их группировки и классификации.

Все расходы организации изначально подразделяются на: расходы, связанные с производством и реализацией; внереализационные.

Налоговым кодексом расходы подразделяются на следующие элементы: материальные расходы, расходы на оплату труда; амортизации отчисления; прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Необходимо осуществлять раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности, если для данного вида деятельности предусмотрен другой порядок налогообложения либо применяется иная ставка налога и порядок формирования налоговой базы[15].

Налогоплательщики обязаны обеспечить документальное подтверждение данных налогового учета по все доходам и расходам, что предполагает налогоплательщик анализ хозяйственных для правильного определения показателей налоговой декларации.

Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль, предусмотренный НК РФ[16], подразумевает механизм расчета налоговой базы отчетного (налогового) периода, который реализован в декларации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Таким образом, первичные документы служат основанием для ведения бухгалтерского учета.

Историческая ретроспектива формирования национальных учётных систем и стандартов убедительно свидетельствует, что по достижению определённого уровня развития каждое государство сталкивается с конфликтом собственных интересов как субъекта регуляции и контроля национальной экономической системы и собственника предприятия как субъекта экономической деятельности, заинтересованного в максимизации собственной выгоды безотносительно максимизации выгоды общественной. Бурный, но неоднозначный экономический рост в современной России привёл не только к ускорению темпов общественной динамики, но и к экспоненциальному усложнению рыночной системы[17]. Кроме того, тот факт, что отечественная экономика, так или иначе, сформировалась на обломках социалистической экономической системы, определяет наличие болезненных артефактов в самой своей основе, трудных для поиска и локализации.