Файл: Теоретические особенности проектирования организаций и предприятий.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические особенности проектирования организаций и предприятий
1.1 Сущность и особенности проектирования организаций и предприятий
1.2 Общая характеристика процессов проектирования организаций
Глава 2 Проектирование частного детского садика «Тигрюля»
2.1 Общая идея и резюме проекта частного детского садика «Тигрюля»
2.2 Организационный план проекта частного детского садика «Тигрюля»
2.3 План маркетинга проекта частного детского садика «Тигрюля»
2.5 Финансовый план проекта частного детского садика «Тигрюля»
- рыночный (в условиях свободной конкуренции),
- смешанный (в условиях регулируемой экономики).
Административное регулирование деятельности фирмы характерно для плановой (командной) экономики и предполагает применение жестких централизованных форм и методов воздействия на воспроизводственный процесс со стороны государства через доведение до предприятий плановых заданий и размеров фонда заработной платы, централизованном распределении средств производства, жесткой привязке производителей продукции к их потребителям, централизованном ценообразовании[4].
В свободной рыночной экономике, существовавшей до 30-х годов ХХ в., преобладал рыночный механизм микроэкономического регулирования. В этом случае предприятие является не объектом, а субъектом управления. Оно самостоятельно решает вопросы что, как и для кого производить. Происходит саморегулирование производства под влиянием стихийных экономических законов рынка. Защитники «чистого» капитализма утверждают, что такой механизм микрорегулирования обеспечивает эффективное использование ресурсов, стабильность производства и занятость, быстрый экономический рост. Поэтому в «чистой» рыночной экономике государственное микрорегулирование либо весьма незначительно, либо вовсе отсутствует [16].
В системе микорорегулирования важное место занимает механизм государственного регулирования.
Основными его элементами являются [17]:
- планирование на предприятии,
- маркетинг, экономические рычаги (коммерческий расчет, система экономического стимулирования,
- управление (менеджмент, правовые нормы).
Государственное регулирование деятельности фирмы представляет собой форму целенаправленного воздействия на процесс функционирования фирмы с целью обеспечения реализации государственных интересов
Среди методов, с помощью которых государство воздействует на функционирование предприятия, можно выделить прямые и косвенные.
К прямым относят методы непосредственного вмешательства в производственную деятельность предприятия. Оно осуществляется с помощью финансирования новых прогрессивных отраслей, системы государственных заказов, заключения с предпринимателями контрактов, финансирования подготовки рабочей силы, механизма дотаций, установления фиксированных цен [5].
Предприятие не существует само по себе, оно связано с экономикой в целом, другими хозяйствующими единицами, рынком преобразования, осуществляемые в нашей стране, направлены на формирование эффективной экономической системы и повышение на данной основе жизненного уровня населения. Принимая определенные хозяйственные решения, хозяйствующие субъекты должны учитывать резко возросшее влияние внешних факторов, неопределенность рынка для того, чтобы постоянно поддерживать гибкость своего функционирования [7].
Влияние рынка на хозяйственное поведение предприятия проявляется через изменение подходов к ценообразованию, ориентации производства и услуг на реальный спрос, развитие прямых межхозяйственных связей, повышение технического и экономического потенциала, диверсификации производства. В этом отношении рынок следует рассматривать как экономическую среду, в которой функционируют все виды предприятий.
1.2 Общая характеристика процессов проектирования организаций
При создании организации очень важно не только определить сферу деятельности и принципы работы, но и определить структуру организации, закрепить ее формально [2].
Структура организации – это набор фиксированных взаимосвязей, существующих между отделами и работниками организации, схема координации разных этапов рабочего процесса. Схема организации показывает состав отделов и их место в иерархии, а должностные инструкции описывают рабочие функции отделов.
Организационная структура – это система поведения людей в рамках организации. Организационная структура управления – это система взаимосвязей подразделений организации и отдельных работников, которые выполняют функции управления [6].
Формирование организационных структур управления актуально на этапе проектирования организации в условиях рыночной экономики. Без четкого проекта организационной структуры управления дальнейшее совершенствование управления затрудняется, как и общее повышение эффективности работы. Причины необходимости проектирования [8]:
- в условиях меняющегося рынка сложно оперировать статичными методами управления, особенно если они устаревают и не соответствуют требованиям рынка, появляется риск деформации задач управления;
- для бесперебойной работы производства необходима схема управления техническими системами. Автоматизация производства облегчает процесс работы, но не заменяет всей схемы работы организации, здесь необходим комплексный подход;
- структура опирается на опыт участников, известные схемы управления, интуицию и научные методы проектирования, что позволяет использовать весь этот инструментарий в работе организации;
- проектирование осуществляется специалистами, которые владеют методологией формирования организационных систем управления.
В процессе разработки организационной структуры как четкого набора методов и органов управления учитываются функции управления, которые будет выполнять тот или иной отдел [3].
При проектировании учитывается система целей, общая стратегия и миссия, а также распределение целей и задач между звеньями организации. В систему включаются состав подразделений и их взаимосвязь, распределение ответственности, организация коммуникаций, информационных потоков, документооборота.
Организационная структура так же включает в себя общую поведенческую систему для отдельных работников и групп людей, которые взаимодействуют с целью решения общих задач. Многоплановость организационной структуры и наличие множества составных элементов не позволяют использовать четкие и однозначные методы построения (как формальные, так и неформальные) [9].
Здесь нужно использовать сочетание научного инструментария на основе системного подхода и аналитической работы экспертов, учитывать как отечественный, так и зарубежный опыт. Любое проектирование начинается сначала с целей, затем – расстановки задач, а после определяется механизм достижения целей.
Системный подход позволяет [13]:
- держать в поле зрения все задачи управления;
- выявить все управленческие функции и связать их с задачами;
- распределить ответственность по всем ступеням иерархии будущей организации;
- оформить связи не только по вертикали, но и по горизонтали (между работниками одного уровня).
До недавнего времени проектирование управления происходило с помощью нормативных методов, что вело к однообразию организационных структур управления, старые шаблоны организаций переходили в современный рынок без учета того, что некоторые функции и должности могут быть устаревшими [10].
Аппарат управления повторял старые схемы распределения прав и ответственности. Методики проектирования ориентировались на функции, строгий регламент процесса управления. Исходя из функций определялись задачи отделов. Но в современных условиях нестабильного рынка целевой подход более оправдан.
Когда цели и задачи ставятся на первое место, чем набор функций в отделах, распределение системы управления происходит более эффективно. Особенно это важно при проектировании акционерных обществ, крупных корпораций, при решении финансовых проблем и проблем с качеством продукции [14].
Основная цель большинства организаций на рынке – удовлетворение потребностей в товарах и услугах. Чем больше система целей определяет организационную структуру, тем эффективней деятельность организации. Но не только система целей определяет общую эффективность структуры, существует набор показателей, которые могут меняться в зависимости от сферы деятельности, размера организации и т.д.
Процесс проектирования с ориентировкой на цели и задачи выглядит следующим образом – рис. 1 [16]:
Рис. 1 - Процесс проектирования с ориентировкой на цели и задачи
Нужно учитывать следующие параметры [12]:
- как организационная структура обеспечивает достижение целей;
- как построение и процессы внутри организации соответствуют своим функциональным назначениям (есть ли лишние действия, отклонения и т.д.);
- насколько полно достигаются цели; насколько устойчива организация на рынке;
- насколько регулярно и стабильно выполняются задачи.
Из нормативных показателей используются следующие [17]:
- размер переработанной информации за определенный период времени;
- оперативность принятия решений (исходя из временных показателей);
- стабильность управленческого аппарата (есть ли текучесть кадров, уровень квалификации, опыт, и т.д.);
- гибкость в принятии решений; способность адаптироваться к внешней среде; численность аппарата управления и ее обоснованность.
Таким образом, целью организационного проектирования является поиск наиболее эффективного сочетания организационных элементов (структуры, персонала, задач и пр.) и установления между ними оптимального соответствия. При проектировании учитывается система целей, общая стратегия и миссия, а также распределение целей и задач между звеньями организации. В систему включаются состав подразделений и их взаимосвязь, распределение ответственности, организация коммуникаций, информационных потоков, документооборота.
Глава 2 Проектирование частного детского садика «Тигрюля»
2.1 Общая идея и резюме проекта частного детского садика «Тигрюля»
Название предприятия. Частный детский сад «Тигруля»
Краткое изложение сути проекта. Детский сад «Тигруля» ориентируется на детей возрастом от 2 до 5 лет.
Концепция детского сада «Тигруля» - создание безопасной и благоприятной среды для гармоничного развития ребенка.
Примеры услуг, которые могут предоставляться детским садом «Тигруля»:
- Подготовка к школе;
- Развитие чувства ритма, слуха, музыкальной памяти;
- Сенсорное развитие: восприятие мира через цвет, форму, звуки, ощущения;
- Развитие мелкой и крупной моторики рук;
- Специализированное обучение дошкольников иностранным языкам;
-Психологические консультации;
- Занятия с логопедом.
Штат детского сада:
- Руководитель,
- Медсестра,
- Бухгалтер,
- 3 старших воспитателя,
- 3 помощника воспитателя.
Предполагаемые результаты проекта. Бизнес-план рассчитан на открытие частного детского сада «Тигруля» для детей от 2 до 4 лет.
Вместимость детского сада 27 детей (3 группы по 9 детей в каждой).
Максимальной наполняемости детский сад достигает на 4 месяц.
Стоимость месячного пребывания ребёнка в детском саду – 25 000 руб.
Горизонт расчета проекта. 2018-2019 гг.
Перспективы проекта. Перспективность ведения бизнеса в сфере частного сектора дошкольного образования обуславливается высоким спросом на предоставляемые услуги в связи с дефицитом мест в государственных детских садах.
При организации маркетинговой стратегии необходимо включить следующие инструменты и каналы продвижения и продаж:
- Расклейка объявлений и раздача листовок - один из самых действенных каналов рекламы;
- Реклама в транспорте (но не общегородская, а только в районе детского сада «Тигруля»);
- Адресная рассылка в новостройках и коттеджах;
-Реклама в бизнес и офисных центрах;
- Организация детских праздников, концертов, соревнований и приглашение туда родителей и детей;
- Возможность проведения пробных бесплатных занятий;
-Собственный сайт или порталы для родителей;
- Размещение рекламы на существующих сайтах и страницах в социальных сетях для родителей.
Источник и условия финансирования проекта. Инвестиции в открытие частного детского сада: 2 000 000 руб.
Размер ежемесячной выручки – 675 000 руб.
Ежемесячные затраты составят 500 000 руб.
Срок окупаемости – 1 год.
Интегральные показатели экономической эффективности проекта.
Срок окупаемости 7,1 месяцев.
Рентабельность проекта - 140 %.
Риски проекта. При открытии детского сада «Тигруля» существует три основных риска, которые могут помешать успеху:
- Закрытие сада в связи с нарушениями требований Роспотребнадзора.
- Подбор неквалифицированного персонала, который повлечет за собой снижение качества услуг и отток клиентов.
- Низкий спрос на услуги детского сада.