Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При разработке и реализации бюджетной политики страны в период посткризисного возобновления экономики было частично изменено ее основные задачи и соответственно - приоритеты на среднесрочную перспективу.

Среди весомых задач бюджетной политики необходимо выделить следующие: обеспечение сбалансированности и стойкости бюджетной системы, оптимальности расходной части бюджета и количества бюджетных программ; улучшение материального благосостояния населения; достижение сбалансированности фондов социального страхования; повышение действенности управления государственным долгом, усовершенствование межбюджетных отношений с целью обеспечения стабильного социально-экономического развития регионов; внедрение механизма среднесрочного бюджетного прогнозирования на всех этапах бюджетного процесса[15].

Денежно-кредитная политика (ДКП) страны – это совокупность мероприятий в области кредита и денежного обращения, направленных на достижение экономического благополучия страны.

В рамках ценовой политики осуществляется регулирование тарифов и цен на монопольную продукцию.

Таможенная политика - система мер, применяемых государ­ством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохожде­ния ими таможенных формальностей.

Основными инструментами таможенной политики являются:

  • применение таможенных пошлин и таможенных сборов;
  • применение таможенных процедур;
  • участие в таможенных союзах, таможенных конвенциях, зо­нах свободной торговли;
  • установление порядка прохождения грузов через границу.

Выделяют два вида таможенной политики: политику протек­ционизма и политику «свободной торговли»[16].

Протекционизм подразумевает ограничение импорта путем установление высоких таможенных ставок и тарифов на ввозимые на внутренний рынок страны иностранные товары. Протекцио­нистская политика направлена на ограждение национальной эко­номики от иностранной конкуренции или на расширение внешне­го рынка.

Политика «свободной торговли» направлена на поощре­ние импорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин.

При реализации того или иного вида таможенной политики государству следует учитывать, что введение ограничительных или поощрительных таможенных ставок может привести к анало­гичным ответным мерам[17].


Социальная политика — комплекс экономических, правовых, организационных мер, направленных на поддержание определенного уровня жизни. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

Цель инвестиционной политики – это повышение значимости бюджета в развитии государства, создание благоприятных условий для инвестирования, развитие кредитования, привлечение зарубежных инвестиций [18].

Все большую значимость приобретает международная политика в области финансов, основу которой составляет управление кредитными и валютно-финансовыми отношениями на международной арене. Такая политика направлена в большинстве случаев на развитие и наращивание производственных сил в стране.

Содержание финансовой политики достаточно сложное и оно определяется следующими положениями:

- соответствующая теоретическая и разработанная на её основе концепция, определяющая роль государства в области финансов;

- разработка основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;

- осуществление практических мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов[19].

Следовательно, финансовая политика - определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства[20].

Общими принципами формирования финансовой политики государства

являются:

1) выработка научно-обоснованной концепции развития финансов;

2) концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства;

3) определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства;

4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики;

5) регулирование финансовых отношений с использованием научно обоснованной фискальной политики[21].

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Результативность финансовой политики тем выше, чем она больше учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни. Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они - материальная база любых преобразований. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и складывается из комплекса мероприятий, имеет свои задачи, стратегию и финансовые ресурсы.


1.2 Механизм реализации финансовой политики и ее виды

Основным средством реализации финансовой политики является финансовый механизм организации, то есть система управления финансовыми отношениями организации через финансовые рычаги с помощью финансовых методов.

Процесс формирования финансовой политики можно представить на рисунке 2.

Рис. 2. Процесс формирования финансовой политики

Рассмотрим сущность каждого этапа.

1 этап включает в себя анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия. Данные, полученные в результате анализа, отражают результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, характеризуют ресурсный потенциал[22].

2 этап - основан на результатах анализа факторов внешней среды, характеризующих степень ее определенности и постоянства, и предполагает реализацию стратегии развития.

На третьем этап разрабатываются цели финансовой политики предприятия, определяют целевую приоритетность в системе управления финансовыми ресурсами[23].

4 этап включает формирование портфеля финансовой политики и разработку вариантов стратегий использования финансовых ресурсов.

5 этап - определение критерия выбора финансовой политики. Так как содержание каждой финансовой цели может быть оценено количественным значением конкретного показателя, выбор наилучшего варианта финансовой стратегии рационально осуществлять на основе показателей с учетом финансовых, трудовых и материальных ресурсов предприятия.

На шестом этапе выбирают финансовую политику предприятия.

Следующий этап это разработка финансовой политики предприятия по направлениям финансовой деятельности[24].

8 этап - формирование системы мероприятий по реализации финансовой политики.

Основной целью реализации финансовой политики являются: реструктуризация предприятия, обновление продукции, сокращение или расширение номенклатуры продукции, повышение ее качества, снижение цен, использование новых технологий и оборудования, расширение рынка сбыта.

Следующий этап включает в себя реализацию и мониторинг финансовой политики по основным показателям, характеризующим финансовую деятельность предприятия.


Последний этап это оценка качества финансовой политики на основе анализа количественных и качественных параметров, а также принятия стратегических финансовых решений.

Анализ применявшейся различными странами финансовой политики позволяет выделить три основных ее типа: классический, регулирующий, планово-директивный[25].

1) до конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А.Смита, Д.Рикардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение финансовых расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и использования равновесного (сбалансированного) бюджета[26].

Государственные расходы сводились в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу, его погашение и управление. Система налогов базировалась в основном на косвенных и имущественных налогах. Они были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания и обеспечивали сбалансированность бюджета.

Система управления финансами была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

2) в конце 20-х годов прошлого столетия во многих странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу были положены взгляды английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика с ее традиционными задачами стала преследовать цель - использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений для обеспечения полной занятости населения[27].

Основными инструментами такого вмешательства становятся государственные расходы. Они формируют дополнительный спрос. Это обеспечивает рост предпринимательской активности, увеличение национального дохода и способствует ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Кардинально изменяется система налогов. Главным механизмом регулирования становится прогрессивный подоходный налог. Он обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений. Это позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем поступления налогов, управлением государственным долгом.


В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность. Она обеспечила в 30-60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и рациональную систему финансирования социальных нужд.

3) планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления). Адекватно цели строился и финансовый механизм [28].

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность)[29].

Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало его финансовый механизм. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.

Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога и путем размещения фактически принудительных государственных займов.

Свободные средства, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства. Но использование ее в условиях нормального финансирования экономики привело к серьезным отрицательным последствиям.

Финансовая политика государства реализуется на различных уровнях управления: стратегическом и тактическом. В связи с этим различают финансовую стратегию и финансовую тактику[30].

Финансовая стратегия государства представляет собой комплекс стратегических целей развития финансовых отноше­ний государства и стратегических мероприятий, направленных на их достижение и ориентированных на длительный пери­од развития макроэкономических процессов в экономической системе.