Файл: Формы социальной защиты населения (Современные технологии планирования).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. Понятие и принципы социальной защиты населения
1.2. Характеристика системы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
2.1. Анализ системы социального страхования РФ
Социальная работа предполагает работу, которая направлена на то, чтобы оказать помощь, поддержать и защитить лиц, относящихся к социально слабым слоям населения. В качестве объекта социальной работы выступают граждане, которые[14]:
- нуждаются в дополнительной помощи со стороны, включая пенсионеров, инвалидов, детей, тяжелобольных;
- находятся в тяжелой жизненной ситуации: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
В качестве субъектов социальной работы выступают люди и организации, которые такую работу проводят. К ним относятся:
- государство на базе осуществления социальной политики посредством государственных органов социальной защиты;
- общественные организации, включая Российскую ассоциацию социальных служб, Ассоциацию социальных работников и социальных педагогов и прочее;
- организации, занимающиеся благотворительной деятельностью и общества милосердия (Красный Крест, Красный Полумесяц).
Ключевой субъект социальной работы – лицо, которое занимается такой деятельностью на общественных началах либо профессионально. В России насчитывается около нескольких десятков тысяч профессиональных социальных работников, в мире – более 0,5 миллиона. Ключевая часть работы в социальной сфере выполняется вследствие чувства долга и личных убеждений, либо вследствие сложившихся обстоятельств, непрофессионалами.
Социальное страхование в современной России – это система экономических, правовых и организационных мер, которые создаются на уровне государства и направлены на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального или материального положения некоторых категорий граждан в случаях, которые установлены отечественным законодательством[15].
Социальное страхование является ключевым элементом системы социальной защиты населения в условиях рыночной экономики, что требует понимание основ его функционирования и механизмов действия.
1.3. Структура и функции системы социального страхования
Социальное страхование осуществляется органами исполнительной и законодательной власти, которые формируют бюджет государства и его расходную часть. Льготы и пособия, которые поступают населению посредством этой системы, предусмотрены нормативными и законодательными актами. Распределяются они в соответствии с принципом солидарности, означающим независимость этих выплат от страховых взносов и налогов, которые уплачиваются конкретным гражданином и могут быть установлены исключительно от степени нуждаемости.
Такое страхование осуществляется посредством фондов, специально сформированных на государственном уровне за счет средств, в обязательном порядке уплачиваемых работодателями или работниками (в некоторых случаях), и дотаций на материальное обеспечение определенных сотрудников и членов их семей из федерального бюджета. Обязательное государственное страхование производят страховые организации либо с использованием средств государственного бюджета, либо с использованием иных источников в зависимости от того, какой вид страхования рассматривается[16].
Правовую основу функционирования системы обязательного социального страхования составляет совокупность федеральных законов и нормативных правовых актов, среди которых можно выделить закон «рамочного» характера, регулирующий основы, специальные законы, градация которых осуществляется в зависимости от вида социального страхования, а также законы о внебюджетных фондах и их бюджетах.
В рамках системы социального страхования особое значение принимают внебюджетные фонды, которые являются агентами в части обеспечения государственных задач в рамках социального страхования, в частности Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Пенсионный фонд[17].
Фонд социального страхования и его отделения – это юридические лица, имеющие гербовую печать с собственным наименованием и банковские счета. В рамках своих задач он обязан[18]:
- обеспечить пособия, перечень которых представлен в законодательных актах, которые гарантированы государством;
- организовать работу в части подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в системе государственного социального страхования;
- принимать участие в разработке различных программ государства в части охраны здоровья работающих граждан и их реализации;
- разрабатывать предложения о тарифах страховых взносов;
- принимать мер, которые обеспечивают адекватный уровень финансовой устойчивости Фонда;
- сотрудничать с международными организациями и аналогичными службами иных государств в рамках вопросов социального страхования.
Пенсионная система Российской Федерации представляет собой совокупность институтов и норм экономического, правового и организационного характера, создаваемых в стране и преследующих цель предоставления гражданам страны материального обеспечения в виде пенсии. Последняя представляет собой выплату денежных средств государством на ежемесячной основе, право на получение которой установлено нормами отечественного законодательства.
Различают следующие виды пенсий – трудовая пенсия, по государственному пенсионному обеспечению. Трудовая пенсия выдается в виде компенсационной выплаты, заменяет заработную плату и иные выплаты, утраченные из-за наступления у застрахованного лица нетрудоспособности по причине старости или инвалидности.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечениюобозначает пенсию, выдаваемую как компенсационная выплата лицам, застрахованным в рамках пенсионного страхования, заменяющая заработную плату и другие выплаты, которые были утрачены вследствие окончания федеральной государственной гражданской службы при условии достижения выслуги лет, которая установлена законодательством, назначаемая в момент выхода на пенсию по инвалидности или старости, или как компенсация вреда, причиненного гражданам во время прохождения военной службы, вследствие техногенных или авиационных катастроф, при потере кормильца или наступлении инвалидности, а также нетрудоспособному населению[19]
Основу пенсионной системы России составляет главный орган – Пенсионный фонд Российской Федерации, который является страховщиком и государственной организацией в сфере пенсионного страхования.
Обязательное медицинское страхование в России базируется на определенных принципах, среди которых можно выделить следующие[20]:
1) за счет средств, предназначенных для финансирования программ обязательного медицинского страхования застрахованному лицу гарантируется оказание медицинской помощи в случае наступления страхового события на бесплатной основе;
2) страховое обеспечение эквивалентно средствам медицинское страхования обязательного характера, что обеспечивает финансовую устойчивость данной системы;
3) уплата страховых взносов страхователями в рамках обязательного медицинского страхования носит обязательный характер и осуществляется в объеме, который установлен федеральным законодательством;
4) соблюдение прав застрахованных лиц в части исполнения обязательств, принятых в рамках базовой программы медицинского страхования, гарантируется государством и будет исполнено вне зависимости от финансового положения страховщика;
5) должна быть созданы условия для того, чтобы обеспечить должный уровень качества и доступности медицинской помощи, которая оказывается в рамках медицинского страхования обязательного характера;
6) субъекты и участники медицинского страхования обязательного характера представлены в его органах управления на паритетной основе.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан во исполнение обязательств государства в сфере обеспечения здравоохранения граждан и в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании, которое является вид социального страхования и представлен системой экономических, правовых и организационных мер, которые создаются государством и направлены на то, чтобы обеспечить бесплатное оказание медицинской помощи застрахованному лицу в случае наступления страхового события посредством использования средств Фонда. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является основным элементом все системы и выполняет следующие функции:
1) выравнивает условия деятельности фондов обязательного медицинского страхования территориального характера в рамках обеспечения финансирования программ страхования;
2) финансирует целевые программы, связанные с обязательным медицинским страхованием;
3) контролирует рациональное использование финансовых ресурсов системы медицинского страхования.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
2.1. Анализ системы социального страхования РФ
Как было определено в первой главе работы, система социального страхования в условиях рынка имеет ключевое значение. Статистические данные в рамках системы социального страхования прозрачны и позволяют судить о состоянии и развитии системы, а, следовательно, и оценить реализацию механизма социальной защиты граждан страны. Так, оценка базируется на анализе бюджета 3 ключевых составляющих системы – пенсионного, медицинского и социального страхования.
Пенсионная система принимает особое значение в настоящее время ввиду очередного этапа её реформирования, что обусловливает необходимость анализа бюджета Пенсионного фонда России. Так, на 2016 год объем совокупных доходов Фонда установлен в размере 6 995,17 миллиардов рублей, из которых 39 процентов сформировано из средств, переданных федеральным бюджетом в рамках межбюджетных трансфертов, около полпроцента – бюджетами субъектов[21]. За 2018 год в структуре доходов Фонда превалировали взносы работодателей, как видно в приложении 1. На 2016 год объем совокупных расходов Фонда установлен в размере 7618, 15 миллиардов рублей, из которых 0,014 процента предназначены для передачи бюджетам субъектов России в качестве межбюджетного трансферта.Из сумм, поступивших в рамках формирования накопительной части пенсии, Пенсионный фонд формирует средства для передачи управляющей компании в целях инвестирования их и получения дохода, который впоследствии распределяется по счетам участников системы накопительного страхования.
Анализируя динамику доходов и расходов фонда, можно отметить стабильный профицит бюджета фонда с 2015 года, как видно на рисунке 1, что в некоторой степени можно отнести к неэффективному расходованию средств и сильной нагрузке на работодателей и работников.
Рис. 1 Динамика показателей бюджета Пенсионного фонда РФ[22]
Относительно структуры расходования средств Пенсионного фонда в 2018 году, можно отметить, что основная доля расходов приходится на выплату страховых частей пенсий населения, как видно в приложении 2.
Исходя из этого, представляется важным сказать, что, поскольку страховая часть трудовой пенсии прямо зависит от числа работающих граждан и их заработной платы и иных отчислений, из которых формируется бюджет Пенсионного фонда, то, составляя основную часть расходов фонда, она может породить в ближайшее время некоторые проблемы относительно несоразмерность доходов и расходов фонда.
Анализ динамики показателей бюджета Фонда социального страхования иллюстрирует динамичный рост его доходной части до 2016 года и резкое снижение с 2016 года, что видно на рисунке 2. Так, общие доходы Фонда социального страхования сократились с 2015 года в 3,4 раза. При этом аналитики не раз отмечали рост затрат по страхованию в связи с временной нетрудоспособностью и материнством, доходы же по этой категории превысили план, что связано со снижением числа лиц с льготным налогообложением и ростом заработной платы в целом.
Рис. 2. Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования[23]
Расходная часть бюджета Фонда составила в 2018 году на 77 процентов меньше, чем было запланировано законом – 130 миллиардов рублей. Несмотря на резкий спад доходной части бюджета, профицит бюджета все же сохранился в последние 3 года за счет резкого сокращения расходной части. Так, с 2015 года расходы фонда социального страхования сократились в 3,8 раза.
В структуре расходов Фонда социального страхования в 2018-2016 годах ключевое значение имеют ежемесячные страховые выплаты, занимающие долю в 33 процента, как видно в приложении 3.
Пособия по временной нетрудоспособности занимают 9,9 процента, а по беременности и родам – 5,2 процента. Также существенная доля приходится на выплату пособий по уходу за детьми до полутора лет – 6,4 процента. На этом фоне представляется необходимым оценить динамику выплат в рамках отдельных видов социального страхования. Так, расходы на оплату пособий по беременности и родам и при рождении ребенка с 2016 года возросли, как видно в приложении 4. При этом пособия по беременности родам сократились относительно 2016 года на 4188 миллиона рублей, в то время как выплаты при рождения ребенка имели непрерывную возрастающую тенденцию, что по большей части связано с ростом числа граждан, обратившихся за такой выплатой.