Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций в деловом общении.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Понятие и сущность коммуникации
1.2 Коммуникации в профессиональной деятельности
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРЕОДАЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
2.1. Причины возникновения барьеров в деловом общении
2.2. Правила коммуникации для установки эффективных деловых связей
Вопрос профессиональной коммуникации рассматривается многими авторами. Ю.В. Уткина в статье «подходы к уточнению понятия профессиональная коммуникация педагога» проанализировала различные подходы к данному определения и выявила их основные характеристики:
А.И. Каптерев под профессиональными коммуникациями понимает процесс появления взаимопонимания в профессиональной области.
Э.И. Рокицкая и В.А. Минкина рассматривают данное определение как процесс, в ходе которого сотрудники обмениваются информацией.
И.Н. Розина утверждает о том, что профессиональные коммуникации включают разнообразные системы знаний в областях коммуникаций и информационных технологий и профессиональные умения, становление которых происходит в профессионально – ориентированных ситуациях.
А.Ю. Колянов заявляет о том, что профессиональные коммуникации позволяют решать всевозможные задачи по: налаживанию отношений между партнёрами, улучшению контакта с коллективом, управлению переговоров и умению работать в команде. Также, по его мнению, профессиональные коммуникации способствуют весьма успешному и очень лёгкому вхождению нового специалиста в корпоративную среду.
Н.А. Воробьёва даёт наиболее развёрнутое определение профессиональным компетенциям и понимает под ними, профессиональный процесс, при котором происходит обмен информации между представителями схожих профессий в трудовой, творческой и познавательной деятельности, которая, в свою очередь, направлена на профессиональное развитие [18, с. 125].
Л.П. Фролова выделяет следующие функции профессиональной коммуникации:
1.Коммуникативная – обмен информацией. Данная функция позволяет вести вербальный, невербальный обмен информацией и проводить диагностирование личных качеств собеседника.
2.Интерактивная - организация взаимодействия сторон. Данная функция вырабатывает стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми, а также, организовывает их совместную деятельность для достижения целей.
3.Перцептивная – процесс восприятия и формирования образа собеседника и установление взаимодействия. Данная функция позволяет идентифицировать себя с собеседником и понимать, как он воспринимается партнёром по общению и относится к нему.
4.Информационная. С её помощью происходит обмен решений, замыслов, сообщений между сотрудниками. Информационная функция профессиональной коммуникации необходима для достижения стоящих перед организацией целей, а также для устранения возникающих в ходе данного процесса проблем.
5.Мотивационная. Профессиональные коммуникации способствуют возникновению у работников желания более качественно выполнять стоящие перед ними задачи.
6.Контрольная. Эта функция призвана следить за поведением сотрудников в компании, используя иерархическую подчинённость.
7.Экспрессивная. С помощью данной функции профессиональные коммуникации способствуют удовлетворению потребностей посредством выражения переживаний и чувств по поводу происходящего вокруг [20, с.29].
В.Н. Корнеенко выделила следующие принципы профессиональной коммуникации:
Принцип межличности. Здесь общение характеризуется открытостью взаимодействия людей. Данный принцип основан на личном интересе друг к другу. Подобная коммуникация несет в себе черты межличностного контакта.
Принцип целенаправленности. Данный принцип профессиональных коммуникаций является многоцелевым, ведь процесс делового общения одновременно с намеченной информационной нагрузкой несет в себе и подспудную цель.
Принцип непрерывности. Он заключается в том, что, попадая в поле зрения своего делового партнера, мы становимся инициаторами непрерывного контакта с ним. При этом общение происходит не только на вербальном уровне. Партнер постоянно получает и поведенческие сообщения, из которых он делает соответствующие выводы.
Принцип многомерности. В ходе проведения профессиональных коммуникаций реализовываются два аспекта межличностных отношений. Первый из них представляет собой передачу деловой информации и поддержание созданного контакта. Второй является трансляцией эмоционального отношения к партнеру [9, с. 168].
Таким образом, любая деятельность руководителя, так или иначе, связанна с коммуникативным характером. Синхронность, адекватность и достоверность важны на всех этапах коммуникативного процесса. Это необходимо при приёме, обработке и передаче различной информации. Для эффективной профессиональной деятельности важным будет развитие коммуникативной компетентности, под которой можно понимать различную совокупность знаний и умений, которые включают особенности коммуникативного процесса, функции, виды, характеристики и различные средства общения.
1.3. Определение и виды коммуникационных барьеров
В условиях человеческой коммуникации на пути получения информации появляются различные барьеры.
В литературе встречается множество различных определений коммуникационных барьеров. Так, В. Р. Мухадинов в статье «способы преодоления коммуникативных барьеров» отметил наиболее полные, на его взгляд, определения барьеров коммуникации:
А.В. Соколов, под барьерами в коммуникации понимает препятствия на пути движения смысла от собеседника к собеседнику.
Н.И. Шевандрин, даёт следующие определение: «коммуникативный барьер – это своего рода психологическое препятствие на пути передачи информации между партнёрами по общению».
С.Б. Давлетчина понимает под коммуникативными барьерами помехи, препятствующие нормальному общению между коммуникатором и реципиентом, которые способные привести к непониманию и возникновению определённых конфликтных взаимодействий между ними [14, с. 123].
П.О. Чапаев в статье «актуальные проблемы психологии общения» рассматривал барьеры коммуникации в качестве психического состояния, которое может проявлять в пассивном поведении человека, что непременно препятствует выполнению различных действий. Барьер проявляется в усилении негативных установок индивида — стыд, чувство вины, тревога, низкая самооценка, ассоциативные задачи [22, с. 138].
С.Н. Стороженко в статье «Преодоление психологических барьеров у подростков в общении со сверстниками» под коммуникационными барьерами понимает явления природы, острые эмоциональные переживания индивида в ходе общения в определенных ситуациях, сопровождающихся внутриличностным и нервно-психическим напряжением [16, с.1044].
Проанализировав различные подходы к данному определению, под барьерами коммуникации следует понимать те или иные препятствия, которые могут быть вызваны различными факторами, возникающими в процессе коммуникации. По отношению к человеку, в роли барьеров могут выступать абсолютно различные предметы, вещи, факторы. С этой точки зрения можно рассматривать барьер как психологический феномен, который ограничивает объект к проявлению активности и препятствует удовлетворению всевозможных потребностей человека. Для правильного преодоления барьеров в коммуникации, руководителю необходимо владеть навыками в общении, методами коммуникации и способами преодоления барьеров.
Тема «барьеров коммуникации», в научной литературе, тесно связанна с учёным - Б.Ф. Поршеновым, который выделил четыре класса барьеров:
1.Барьеры, которые вызваны факторами среды. К ним мы можем отнести всё то, что создаёт помехи и дискомфорт во внешней среде и препятствует передачи и восприятию информации: - акустические помехи, к которым относятся различные шумы; - отвлекающая обстановка, к которой относится всё, что отвлекает человека; - температурные условия, обусловленные слишком холодным или тёплым помещением; - погодные условия.
2.Технические барьеры. Вызваны неблагоприятными явлениями, которые мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам мы можем отнести шумы и помехи. Следует помнить о том, что именно шум обладает способностью разрушать информацию и увеличивать степень неопределённости сообщения.
3.Человеческие барьеры. Их мы можем поделить на: - межъязыковой барьер, где собеседники разговаривают на разных языках; -социальный барьер, который связан с различными положениями в обществе. Данный барьер мы можем поделить ещё на такие барьеры, как: барьер различного уровня жизни, барьер национальных культур и барьер лжи; - психологический барьер, в качестве которого могут выступить разнообразные психические состояния и свойства личности, такие как: застенчивость, стыдливость, безразличие и т.д. Данный барьер выполняет функцию психологических препятствий и защиты; - психофизический барьер, возникающий вследствие психофизических нарушений, таких как: заикание, картавость, глухота; - социальный барьер, в котором собеседники являются представителями различных наций или социальных групп.
4.Барьеры сообщения. Их можно поделить на: семантические барьеры, в сообщении которых используются многозначные слова; фонетические барьеры, в которых используется либо очень быстрая, либо очень медленная речь или используется много слов – паразитов; стилистические барьеры, где стиль совершенно не соответствует ситуации, в которой передаётся это сообщение; логический барьер; барьер, связанный с личным, профессиональным неприятием [14, с. 126].
П.В. Якупов в статье «Коммуникация: определение понятия, виды коммуникации и её барьеры» выделил четыре вида коммуникационных барьеров:
1. Логические барьеры. Под логическим барьером в деловой коммуникации принято понимать недопонимание, которое возникает каждый раз, когда индивид не учитывают специфику мышления партнера по общению. К логическим барьерам можно отнести: неточности высказывания; несовершенство перекодирования мыслей в слова, наличие смысловых разрывов и скачков мысли; наличие логического противоречия в тезисе.
2. Стилистические барьеры. Данные барьеры возникают при несовпадении формы представления информации с ее содержанием. Другими словами, при деловом контакте мы должны придерживаться определенного, делового стиля коммуникации, а не какого-либо еще.
3. Фонетические барьеры. Под фонетическими барьерами понимаются препятствия, создаваемые особенностями речи. Чтобы данный барьер не возник, следует чётко и ясно произносить слова, которые будут понятны собеседнику.
4.Семантические барьеры. Он связан с тем, что индивиды пользуются одними и теми же знаками для обозначения совершенно разных вещей., Семантические барьеры могут возникать из-за: ограниченный лексикону одного из партнеров и богатого – у другого. Также существуют профессиональные, социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные и другие различия [24, с. 263].
М.Ю. Коваленко в статье «Теория коммуникаций» к коммуникационным барьерам отнесла барьер обстановки. К нему относится: акустические помехи – шум в помещении, шум работы, технический шум. Их негативное влияние усиливается, если в помещении плохая акустика, а собеседник говорит слишком тихо и неразборчиво.
Также к барьерам обстановки М.Ю. Коваленко относит:
отвлекающую окружающую обстановку – яркое солнце, или тусклый цвет стен в помещении, пейзаж, за окном, в общем, любая неподходящая обстановка;
температурные условия – слишком холодно или жарко в помещении;
погодные условия и окружающие условия – дождь, ветер, низкое давление, плохая экологическая ситуация [8, с. 265].
Фролов С. С. в книге «Социология организаций» выделил следующие коммуникационные барьеры:
1.Перцептивно-интерпретационный барьер. Он обусловлен особенностями восприятия собеседника. Все люди по разному воспринимают одинаковые ситуации, т.е. некоторые убеждены в том, что их точка зрения – самая правильная.
2.Диспозитивный барьер. Данный барьер обусловлен разными, во всех жизненных ситуациях, установками индивидов, которые вступают в коммуникационный обмен.
3.Статусный барьер. Он становится возможен вследствие больших различий в организационном статусе реципиентов коммуникации. Другими словами, старшему менеджеру непросто понять потребности младшего менеджера, и наоборот. Также подобная проблема в профессиональной коммуникации может возникать из-за непонимания статуса своего собеседника [19, с. 265].
Мескон М.Х. в книге «Основы менеджмента» выделил два вида коммуникационных барьеров:
1.Барьеры обратной связи. Они подразумевают, что неэффективная обратная связь не дает отправителю достаточно информации о корректности восприятия его сообщения. Часто эти барьеры возникают в результате плохо выстроенных вертикальных связей в организации и размытой корпоративной культуры.
2.Фальсификационные барьеры. Данные барьеры подразумевают то, что в процессе коммуникации информация часто передается через конкретных людей, который воспринимают её невнимательно. Т.е. новости не всегда честны перед своими слушателями, потому что новостям нужно преподносить информацию в определенном свете, под определенным углом. Так, например, при контакте с представителями другой этнической культуры, мы часто неправильно интерпретируем эмоциональный отклик нашего собеседника [13, с. 312].