Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций в деловом общении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также М.Х. Мескон выделил ещё шесть явных барьеров коммуникации:

1. дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

2. инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя другими проблемами;

3. антиципация к чужим мыслям, стереотипность сознания, амбициозность;

4. языковой барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и реципиента;

5. профессиональное неприятие- некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу рецепиента; неприятие имиджа коммуникатора [13, с. 314].

Помимо вышеперечисленных барьеров, также выделяют: барьеры негативных эмоций, плохого настроения, восприятия и первого впечатления, речи, установок, а также барьеры взаимопонимания.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что восприятие информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. Барьеры возникают из-за того, что любое полученное сообщение преломляется через призму личного опыта партнера по общению, его образования, происхождения, знаний, склонностей, предубеждений, надежд, страхов, желаний и ожиданий на момент передачи информации. В результате собеседник слышит не то, что было сказано, а то, что он думает, что было сказано.

Всем людям необходимо и крайне важно общаться таким образом, чтобы передаваемую информацию корректно понимали. В профессиональной сфере, для руководителя, умение правильно донести информацию и своё мнение до партнёра, является частью профессии. И именно поэтому, руководитель обязан уделять первостепенное внимание проблеме коммуникационных барьеров и совершенствованию навыков их преодоления. Правильно выстроенная коммуникация – залог успеха в любой организации.

ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ПРЕОДАЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

2.1. Причины возникновения барьеров в деловом общении

Деловое общение отличается от обычного своим жестким следованиям ряду общепринятых норм и правил, как речевого плана, и тогда мы говорим о речевом этикете, так и общеповеденческого. Это обусловливает наличие постоянных формулировок, повторяющихся в одной и той же ситуации, например, при открытии совещаний, установления контактов на переговорном процессе и т.д., которые являются характерным признаком этого вида речевой деятельности.


В деловой коммуникации между индивидами могут возникать специфические коммуникационные барьеры. Причины их появления всегда разные. Они могут быть связанны с особенностями интеллекта коммуникатора и реципиента; с различным знанием предмета коммуникации и различающегося лексикона. Также коммуникационные барьеры могут возникать из-за непонимания ситуации общения; из-за психологических особенностей партнёров, например, чрезмерная открытость одного из них и скрытость другого, или аналитический склад ума у одного, и более интуитивное восприятие мира у другого [24, с. 265].

Д.П. Гавра в работе «основы теории коммуникации» под барьерами общения подразумевают те многочис­ленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. У партнеров по общению часто разные, нередко и противоположные желания, стремле­ния, установки, характеры, манеры общения, разное само­чувствие. Следовательно, конфликт – основная причина коммуникационных барьеров [3, с. 116].

Д.П. Гавра под определяет конфликт, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях людей или групп индивидов, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Е.С. Прохорова в работе «Ремонт коммуникаций» выделила следующие причины возникновения барьеров в деловом общении:

1.Эмоциональный барьер. Причиной возникновения эмоциональных барьеров является, по большей части, плохое настроение. Также эмоциональные барьеры появляются и тогда, когда при получении информации от коммуникатора, человек в большей степени занимается своими чувствами и предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают мощным эмоциональным зарядом, они вызывают ассоциации, которые влекут за собой эмоциональную реакцию.

2.Барьер стыда и вины. Такой барьер появляется, когда осознаётся неуместность происходящего события как реакции на критику, неумеренной похвалы, лести, ухаживания, из страха казаться неловким или быть замеченным, выполняющим какое-либо действие, или от сознания глубокой вины перед кем-либо.

3.Барьер презрения. Презрение у людей чаще всего вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, отрицательные черты характера.

4.Барьер отвращения. Этот барьер появляется по причине нарушений другими людьми простых норм этики поведения или по причине «гигиенического неприятия» другого человека.


5. Барьер страдания. Этот барьер коммуникации часто вызван трагическими событиями, физической болью, сильно заниженной самооценкой и неудовлетворенностью своим социальным статусом. В результате происходит снижение как уровня общительности человека, который переживает страдания, так и тех, кто вступает с ним в контакт.

6. Барьер отношения. Данный барьер коммуникации часто возникает из-за чувства неприязни и недоверия к самому партнеру.

7.Логический барьер. Такой барьер возникает тогда, когда логика рассуждения, которую предлагает коммуникатор, кажется непонятной его партнеру по общению, она противоречит манере доказательств, к которой он привык, или является слишком сложной для него. 

8.Стилистический барьер. Он появляется, когда стиль речь коммуникатора не соответствует ситуации общения или стилю речи и теперешнему психологическому состоянию партнера по общению

9. Семантический барьер. Данный барьер возникает по причине того, что одно и то же слова трактуется с разных точек зрения, возникают споры, не имеющие объективного основания, которые связаны с разным пониманием смыслов.

10. Фонетический барьер. Причина его возникновения связанна с недостатками речи, к которым относится: слишком тихая/ громкая речь; очень быстрая речь; слишком монотонная речь; речь с большими паузами; проглатывание слов.

11. Барьер непонимания. Барьеры непонимания возникают в ситуациях, когда информация, которую пытался донести коммуникатор, была по каким-либо причинам интерпретирована неправильно. 

12. Барьер социально – культурного различия. Данный барьер возникает ввиду существования социальных, политических, религиозных и профессиональных различий [15, с. 23].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в деловом общении между людьми могут возникать коммуникационные барьеры. Причины их появления всегда разные и зависят они от индивидуальных особенностей личности. Они могут быть связанны с особенностями интеллекта коммуникатора и реципиента; с различным знанием предмета коммуникации и различающегося лексикона; с непониманием ситуации общения; из-за психологических особенностей партнёров и т.д.

2.2. Правила коммуникации для установки эффективных деловых связей

Стандарты коммуникации в деловом общении формируются в результате различных форм и видов взаимодействия руководителей, менеджеров и сотрудников всех уровней. В идеале организационная коммуникация облегчает обмен информацией, планирование мероприятий, координацию проектов и социального взаимодействия. Неграмотно построенная система коммуникации и некачественное функционирование систем связи приводит к путанице, снижению мотивации и потере производительности.


При приеме на работу одним из первых качеств, которые руководители ищут в новых сотрудниках, это хорошие коммуникативные навыки. Так, человек с высокой квалификацией может не подходить, если ему не хватает навыков общения, необходимых для адекватной реализации своего потенциала на рабочем месте.

Система внутренних коммуникаций соединяет все элементы компании, помогает им работать слаженно, как единый организм. Коммуникации между сотрудниками — это инструмент, который помогает людям управлять, создавать и поддерживать все процессы в организации [2, с. 57].

Эффективные коммуникации являются важной частью успешного ведения бизнеса. Чтобы установить хорошие деловые связи, необходимо следовать определённым правилам коммуникации. Опираясь на работу М.С. Киселева «Ключевые элементы эффективной системы коммуникаций» [7, с. 158] выделим основные правила коммуникации в деловом общении:

1.Краткость. В деловом общении краткость — это то, что необходимо для быстрого принятия решений и достижения результатов. Особенностью эффективного делового общения является то, что в нём используется сжатый и простой язык, который способен передать основную идею сообщения без потери смысла.

2.Доступность. В деловом общении часто есть только одна возможность, чтобы донести свою мысль или точку зрения. Если информация будет неконкретна и понята неправильно, то может не быть возможности исправить ее, прежде чем это создаст проблему. Когда передаётся важная информация необходимо быть уверенным в том, что слова несут верное значение и понятны собеседнику.

3. Тактичность. При общении с деловыми партнерами или клиентами, всегда важно давать собеседнику необходимые ответы на вопросы и разъяснения. Когда выступление окончено, нужно дать другому человеку возможность задать уточняющий вопрос, прежде чем перейти к следующей теме.

4.Уверенность. Уверенная манера речи может помочь повысить доверие к передаваемой информации. Необходимо преподносить информацию четким и командным тоном, который показывает знание и значимость обсуждаемой темы.

5. Достоверность. Необходимо всегда проверять информацию, о которой будет идти речь. Сообщение может быть важным, но если оно сопровождается неверной информацией, то его значимость теряется.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что эффективная коммуникация имеет решающее значение для любой организации и может помочь ей во многом. Коммуникация на рабочем месте помогает сотрудникам и менеджерам формировать высокоэффективные команды. Сотрудники могут доверять друг другу и руководителям.


Опираясь на вышеизложенные правила можно также сделать вывод о том, что эффективная коммуникация уменьшает ненужную конкуренцию внутри отделов и помогает сотрудникам работать слажено.

2.3. Рекомендации по преодолению коммуникационных барьеров в деловой среде

Проанализировав сущность коммуникативных барьеров, выявив их причины возникновения и правила коммуникации в деловом общении, определим основные способы преодоления коммуникационных барьеров.

Прежде всего, следует помнить о том, что любая встреча начинается именно с создания благоприятного для диалога психологического климата. Далее, следует прояснять свои идеи перед началом переговоров. Необходимо заранее обдумывать и систематизировать темы, вопросы и проблемы, которые вы собираетесь донести до адресата. Т.е. в начале диалога выясняется цель, намерение и результат, а в конце, чаще всего, подводятся итоги. Также, научно доказанным фактом является то, что люди запоминают хорошо только начало и конец информации. Начало информации влияет на возникновении симпатии, а конец информации откладывается в памяти лучше всего. Таким образом, больше внимания и акцента следует уделять именно конечной части диалога и подведению итогов.

Для эффективной коммуникации необходимо привлечь и удержать внимание собеседника. Это можно сделать как с помощью внешних, так и с помощью внутренних факторов.

Одним из действенных приёмов привлечения внимания является приём «нейтральной фразы», суть которой сводится к тому, что в начале диалога произносится фраза, которая никак не связанна с дальнейшей темой, но она по определённым причинам имеет большой смысл и ценность для собеседника, и тем самым она заставляет привлечь его внимание.

Ещё одним приёмом привлечения внимания является приём «завлечения», в котором человек изначально произносит то, что очень трудно воспринимается, тем самым заставляя слушателя принимать усилия для того, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. Можно сказать, что здесь рассказчик провоцирует слушателя самому применить различные способы концентрации. Также, при коммуникации, всегда необходимо устанавливать зрительный контакт с собеседником.

После того, как внимание привлечено, необходимым будет его удержать во время всего общения. Изначально, следует по возможности исключить все посторонние воздействия, которые могут хоть как-то помещать диалогу. Далее, можно будет применить приём акцентировки внимания на нужном вам моменте. Также, следует помнить про ритм, с которым мы подаём ту или иную информацию. Речь должна быть не монотонная и скучная, а наполненная часто меняющимися характеристиками голоса и речи.