Файл: ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МЕДИЦИНСКОМУ СТРАХОВАНИЮ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовой основой функционирования обязательного социального страхования являются федеральные законы и нормативно-правовые акты.

Важнейшими из них являются:

Федеральный закон от 16.07.99 №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования;

-Закон Российской Федерации от 28.06.91 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;

Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации;

федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального страхования.

Правовая основа социального страхования базируется и на международных правовых актах, среди которых особое место занимает Всеобщая декларация прав человека (1948 года, статьи 22 и 25). Кроме того, Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права. Аналогичные положения закреплены в принятых Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (статья 40) и Хартии пожилых людей.

1.2. Правоотношения в сфере социального обеспечения.

Правоотношение — данное взаимосвязь меж субъектами права, в таком случае имеется соучастниками согласно предлогу предмета, присутствие котором появляются полномочия и прямые обязанности. Законные взаимоотношения — данное образующиеся в базе общепризнанных мерок полномочия стеничные социальные взаимоотношения, члены которых обладают индивидуальные полномочия и адвокатские прямые обязанности.

Правоотношение в области общественного обеспечения -- данное урегулированное законными нормами общественное отношение, появляющееся среди государственными органами и физиологическими личностями согласно предлогу предоставления валютных денег, услуг либо льгот. Общественное предоставление в казенно созданном мире - данное сфера сплетения актуально значимых интересов людей, взаимоотношений имущества и распределения, законных способов и методов их регулирования, общественной политические деятели страны и общественных справедлив лица. Согласно собственной финансовой природе общественное предоставление непосредственно либо неявно сопряжено с сортировочными взаимоотношениями в мире.


К составляющим правоотношений согласно общественному обеспечиванию принадлежат:

- субъекты правоотношения;

- объекты правоотношения;

- содержание правоотношения

- основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Субъектами правоотношений в сфере социального обеспечения являются:

- физические лица;

- государственные органы.

В качестве субъектов правоотношений выступают следующие физические лица: граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранцы, беженцы и переселенцы, семья в целом.

Государство выступает субъектом правоотношений по социальному обеспечению в лице своих органов: социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетных социальных фондов (социального страхования, пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования) и т.д.

Все правоотношения в сфере социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям.

1) По характеру правоотношения выделяют:

материальные (возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания);

процессуальные (возникают по поводу разрешения споров о социальном обеспечении);

процедурные (возникают по поводу установления фактов, имеющих юридическое значение, например, установление инвалидности).

2) По видам социального обеспечения:

правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам выплат в денежной форме (пенсионные; по выплате пособий и компенсационных выплат);

правоотношения, возникающие по поводу «натуральных» видов социального обеспечения (по предоставлению социальных услуг (социальному обслуживанию); по оказанию государственной социальной помощи; по предоставлению социальных льгот).

3) По субъектам:

по предоставлению социального обеспечения работникам;

по предоставлению социального обеспечения учащимся;

по предоставлению социального обеспечения военнослужащим;

и др.

4) По срокам действия

длительные (например, пенсионные);

кратковременные (например, получение пособия по безработице);

разовые (например, получение единовременного пособия при рождении ребенка).

5) По формам организации социального обеспечения:

отношения по обеспечению в порядке обязательного социального страхования;

отношения по обеспечению за счет ассигнований из государственного бюджета;

локальные правоотношения.

Вариантами общественно-обеспечительных правоотношений в около сферы правительственного пенсионного предоставления считаются взаимоотношения согласно предоставлению пенсий из-за выслугу лет военным и федерационным муниципальным предназначающимся; согласно старости жителям, потерпевшим в следствии излучательных и техногенных катастроф; согласно инвалидности военным согласно вызову, соучастникам Знаменитой Нашей битвы и жителям, потерпевшим в следствии излучательных и техногенных аварий; общественных — искалеченным жителям и др


Весьма большое количество разновидностей общественно-обеспечительных правоотношений регулируется общепризнанными мерками около сферы общественной помощи. Сюда следует ввести подобные разновидности правоотношений, равно как взаимоотношения согласно предоставлению общественных пособий незастрахованным согласно неотъемлемому общественному страхованию жителям, имеющим ребенка; обеспечению помесячными денежными выплатами ветеранов и инвалидов из-за результат федерального бютжета; обеспечиванию помесячными денежными выплатами работников тыла, ветеранов работы, потерпевших общественно-политических репрессий и людей пенсионного возраста, никак не имеющих отношение к поощрительным категориям, из-за результат бюджетов субъектов РФ; предоставлению добавочных залога с целью ребенка-сирот и ребенка, остальных в отсутствии попечения отца с матерью; общественной помощи людей, подвергшихся влиянию радиации из-за излучательных и техногенных аварий; предоставлению муниципальных залога и компенсаций с целью персон, трудящихся и живущих в Норде, в сфере занятости, автотранспортных затрат, пенсионного предоставления в согласовании с Законодательством РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ с 19 февраля 1993 г. № 45201 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и живущих в регионах Последнего Норда и уподобленных к ним территориях» (затем — Указ о гарантиях с целью персон, живущих в регионах Последнего Норда), и др.

В Фонд социального страхования входят следующие исполнительные органы:

- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности Фонда создастся центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах -- аппараты органов Фонда.

При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях -- координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;


- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Надзор из-за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых вкладов и других платежей исполняется Фондом общественного страхования вместе с налоговыми органами Русской Федерации, а из-за верным и оптимальным расходованием данных денег в фирмах -- Фондом с заинтересованностью высококлассных объединений.

Таким способом, правоотношения согласно общественному обеспечиванию – данное практические взаимоотношения согласно предлогу данных валютных выплат, услуг, льгот, образующиеся среди муниципальными органами (работодателями) и физиологическими личностями, обладающими в их возможность.

  • Фонд обязательного медицинского страхования, его система и структура

1.3. Фонд обязательного медицинского страхования, его система и структура

Конституция РФ провозглашает, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» (ч. 1 ст. 41).

Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС), в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.


Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования. Оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования, согласно Закону об обязательном медицинском страховании, являются:

1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;

2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.

При обращении за медицинской помощью в рамках программы обязательного медицинского страхования гражданин имеет статус выгодоприобретателя по договору обязательного медицинского страхования, заключенному между страховой организацией (страховщиком) и работодателем гражданина (страхователем).Страхователями по ОМС, уплачивающими страховые взносы, являются следующие лица:

1) для неработающего населения (пенсионеров, детей, учащихся и студентов дневных форм обучения) - органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления;

2) для работающего населения:

а) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями;