Файл: Прямые налоги и их место налоговой в системе РФ(Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджета формируются за счет:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- свободный доход[30].

Остановимся на прямых налогах. Налоговые поступления предусмотренные специальными налоговыми режимами, перечисляются в федеральный бюджет, перечень которых определяется статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой прямые налоги включают:

- налог с доходов корпораций;

- налог на доход;

- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;

- плата за использование водных биологических ресурсов;

- водный налог;

- единственный социальный налог;

- государственные сборы[31].

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы - это налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и обязательные для оплаты на всей территории Российской Федерации.

Корпоративный подоходный налог относится к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации, которая была введена Федеральным законом от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ. Она определяет налогоплательщиков, субъекта налогообложения, порядок определения доходов, классификация доходов, расходов, издержек группировки, налоговой базы, налогового периода, отчетного периода и т. д.

Налоговая ставка, начисляемая в бюджеты субъектов РФ, может быть уменьшена законами субъектов определенных категорий налогоплательщиков, но не менее чем до 13,5%[32].

Глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует налог на добычу полезных ископаемых, определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, ставки, порядок исчисления и сроки уплаты налогов и т. д.

Плата за использование биологических ресурсов регулируется разделом 25.1. Налоговый кодекс Российской Федерации, введенный Федеральным законом от 11.11. 2003 р. № 148-ФЗ. Глава 25.1. устанавливает налогоплательщиков, объекты налогообложения, тарифы комиссионных, порядок расчета комиссий, порядок и сроки платежей, порядок регистрации и т. д.[33]

Водный налог регулируется главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 2005 года (введена Федеральным законом от 28 июля 2004 года № 83-ФЗ)[34].

Налоговый кодекс определяет налогоплательщиков, налоговые объекты, налоговую базу, налоговый период, налоговые ставки, порядок расчетов, порядок и время налоговых платежей.


Единственный социальный налог регулируется главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 2001 года (Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ). Цель введения налога заключается в упрощении процедур расчета и оплаты обязательных социальных пособий путем сокращения платежей налогоплательщиков, документов и уменьшить количество органов, ответственных за мониторинг их оплаты.

Налоговый кодекс устанавливает налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговые льготы, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления, порядок и сроки платежей и т. д.[35]

С 2010 года единственный социальный налог заменен страховыми взносами на обязательное страхование (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации», «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и страхования»)[36].

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые поступления от таких региональных налогов направляются в бюджеты субъектов РФ:

- налог на имущество организаций;

- азартные игры;

- транспортный налог[37].

Данная статья также определяет перечень налоговых поступлений субъектов РФ от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных особыми налоговыми режимами.

Когда региональные налоги устанавливаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, эти виды налогообложения определяются в порядке и в размерах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации: ставки налога, порядок и условия налогового обязательства, уплаты налогов. Другие элементы налогообложения региональных налогов определяются Налоговым кодексом Российской Федерации. Кроме того, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения законами о налогах[38].

В соответствии со статьей 59 Бюджетного кодекса Российской Федерации[39] законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают ставки для них и обеспечивают налоговые льготы в рамках прав, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации.


Налог на имущество организации устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и региональными законами, вступает в силу в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и с момента его принятия на территории соответствующего субъекта Российской Федерации четко определен. Налог на имущество регулируется разделом 30 Налогового кодекса Российской Федерации, который был введен Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ[40].

Таким образом, основными нормативными правовыми актами, регулирующими прямое налогообложение, являются Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Выводы.

Таким образом, группу прямых реальных налогов образуют земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень налоговых поступлений и стандартов для их перевода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также определяет федеральные, региональные и местные налоги.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, ставки, льготы, порядок исчисления и условия уплаты налогов.

2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджет РФ

2.1 Поступления прямых налогов в бюджет РФ

Согласно динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики можно видеть следующее.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 9719,6 млрд. рублей, что на 26,8% больше, чем за 2015 год[41].

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2016г. обеспечили поступления:

- налога на доходы физических лиц – 20,5% (1994,9 млрд. руб.);


- налога на прибыль организаций – 23,4% (2270,3 млрд. руб.),

- налога на добычу полезных ископаемых – 21% (2042,5 млрд. руб.),

- налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан – 19% (1844,9 млрд. руб.)[42].

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2017г. 16 поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1316,3 млрд. рублей, что на 18,8% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2017г. поступления в консолидированный бюджет составили 658,5 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1%. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2017г. обеспечили поступления:

- налога на добычу полезных ископаемых – 30,7%;

- налога на доходы физических лиц – 21,4%;

- налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, ввозимые из Республики Беларусь и Республики Казахстан – 19,4%;

- налога на прибыль организаций – 13,2%.

В январе-феврале 2017г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1231,3 млрд.рублей (93,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных – 22,1 млрд.рублей (1,7% ), местных – 26,6 млрд.рублей (2,0%), налогов со специальным налоговым режимом – 35,7 млрд.рублей (2,7%)[43].

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2017г. составило 174,2 млрд.рублей и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 41,1%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-феврале 2017 г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,6 процентного пункта и составила 94,9%; доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов увеличилась на 1,0 процентного пункта и составила 2,4%. В феврале 2017г. поступление налога на прибыль организаций 17 составило 102,7 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 43,4%[44].

В январе-феврале 2017г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 112,9 млрд. рублей, что на 42,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (95,3%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В феврале 2017г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 43,5 млрд. рублей, что на 37,4% меньше по сравнению с предыдущим месяцем[45].


В январе-феврале 2017г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 404,0 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 40,6%.

Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,9 процентного пункта.

В феврале 2017г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 214,3 млрд. рублей, что на 12,9% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

На основе данных государственной статистики по динамике задолженности по налогам и сборам можно видеть, что общая задолженность постепенно снижает. И если по данным на 1 апреля 2010 она составляла – 775,5 млрд. руб., то уже 1 января 2017 – 675,3. Таким образом, общая сумма задолженности по налогам и сборам за период с 1 апреля 2013 года по 1 января сократилась на 13%[46].

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2017г. составила 689,4 млрд. рублей. По сравнению с 1 января 2017г. она 18 увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых – на 7,1%, налогу на добавленную стоимость – на 5,9%, налогу на прибыль организаций – на 2,2%, акцизам в целом – на 1,6%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2017г. составила 321,3 млрд. рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2017г. на 2,4%».

Проанализировав налоговые поступления за последние три года, мы можем увидеть, что экономика страны в целом показывает рост. Одной из основных причин такого подъема является совершенствование налоговой политики страны, в том числе и в части сокращения задолженности по начисленным налогам и сборам.

Можно сделать вывод, что эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу.

2.2 Оценка влияния реформ налоговой системы в России

Система налогообложения, а точнее отсутствие прозрачной, предсказуемой и стабильной системы налогообложения, широко рассматривается как одна из основных причин экономических проблем, которые испытывала Россия в 1990-х годах, после того как страна вступила в шаткий путь демократии и экономического рынка. Но после начала налоговой реформы, начиная с 2000 года, система налогообложения стала препятствием для инвестиций и экономического роста России[47]