Файл: Прямые налоги и их место налоговой в системе РФ(Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Советском Союзе, предшествующем государстве в России, на практике не существовало реальной системы налогообложения. Это было совершенно естественно на фоне того, что СССР, с его плановой экономикой, должен был стать первым государством без налогов[48]. Практически все имущество и активы были государственными, а центральная планирующая организация собирала и выделяла ресурсы по своему усмотрению. В плановой экономике компании фактически не облагались налогом. 

С падением СССР и экономическими реформами в России в начале 1990-х годов начала появляться налоговая система[49]. В эти ранние годы реформы налоговое законодательство не складывалось в единой системе, и скорее из-за хаотического специального принятия законов и правил.

Более того, в эти ранние годы законы, регулирующие налогообложение, постоянно менялись. Не было четких положений нормативной иерархии (зная, какие законы будут иметь приоритет над другими) и отсутствие нормативных правил, определяющих полномочия различных государственных органов. Это привело к серьезным недостаткам в правовой защите налогоплательщика, которого часто оставляли произвольным прихотям различных властей.

Коррупция и произвольная практика были широко распространены среди должностных лиц налогового органа.  Только после того, как Владимир Путин стал президентом в 2000 году, порядок был введен и в налогообложение в России. С большой налоговой реформой и постепенным принятием части II Налогового кодекса России с более низкими налоговыми ставками и более четкими правилами, касающимися каждого из разных видов налогов[50]

Налоговый кодекс Часть I, содержащая юридические и административные принципы, регулирующие налогообложение, была принята в 1998 году. Разработанные Конституционным судом и Высшим арбитражным судом («Высший арбитражный суд»), принципы российского налогообложения и налогового администрирования разработаны, чтобы представлять лучшую сферу государственного управления. Сегодня налоговая реформа является ярким примером успеха России за 12 лет реформ[51].

В основе реформ лежит классическая либеральная теория налогообложения, согласно которой более низкие налоги переходят на увеличение налоговых поступлений. Поэтому интересная историческая ирония заключается в том, что Россия, страна, в которой социалистическое кредо, которое господствовало до недавнего времени, теперь превратилась в международную демонстрацию экономического либерализма. В Америке Рональд Рейган и единомышленники были известны тем, что проводят кампанию за такую налоговую политику, но только в путинской России они были реализованы.


Вряд ли Рейган мог даже мечтать о таких мерах, как ставка путинского налога на прибыль в 13%[52].

Справедливости ради следует сказать, что никогда прежде не было такого драматического и скорейшего перехода от социалистической налоговой политики к классическому либерализму, и вряд ли результаты были бы более впечатляющими. 

Налоговая реформа как модель дальновидного и хорошо продуманного законодательства также имела побочный эффект в содействии совершенствованию общего законотворческого процесса и обеспечении стабильности в государственном управлении. Это также область судебной власти, которая демонстрирует самые обнадеживающие признаки развития в отношении системы, в которой судебные прецеденты получают значительную роль, иногда даже более напоминающую англо-американскую систему, чем более жесткие европейские практики. 

Большая проблема с российской налоговой системой, несмотря на значительные улучшения за последние несколько лет, - это тяжелое административное бремя и бюрократия, которым подвергаются налогоплательщики[53].

Но, похоже, российское правительство наконец признало эту проблему, и поэтому есть надежда, что эти излишки будут решены в будущем, а система будет обтекаемой.

Налоговая реформа, возглавляемая Путиным, дала России самую либеральную систему налогообложения.

Сегодня в России существуют прозрачные налоговые законы и международные низкие налоговые ставки, которые обеспечивают хорошие стимулы для напряженной работы. Корпоративная ставка налога на прибыль составляет 20%, а при налогообложении личных доходов жители России пользуются рекордной фиксированной ставкой налога на 13% для всех областей дохода.

Общий реальный налог на оплату труда в России является одним из самых низких в мире. Чтобы определить, какова реальная ставка налога на рабочую силу (налоги на заработную плату), необходимо учитывать не только налог на доходы физических лиц, но и все другие установленные законом расходы на медицинские, пенсионные и другие пособия по социальному обеспечению, которые взимаются как у работника, так и у работодателя.

Таким образом, в России на сотрудника не взимается плата за социальное страхование (работодатель несет все бремя), тогда как в большинстве стран во всем мире работник также несет ответственность за расходы на социальное страхование[54].

Социальные взносы работодателя оплачиваются по регрессивной шкале в размере 30% за первые 624 тысячи рублей годового оклада, после чего остальная сумма взимается в размере 10%. (Предел составил 568 000 в 2013 году)[55]. Кроме того, существует только обязательное страхование от несчастных случаев на производстве с тарифами, которые варьируются в зависимости от деятельности фирмы. Эта ставка будет составлять 0,2% от типичного офисного работника[56]. Учитывая низкий уровень подоходного налога с населения, отсутствие социальных взносов, взимаемых с сотрудника, и регрессивную шкалу социальных взносов работодателя, общий налог на заработную плату в России является одним из самых низких в мире.


Вывод.

Таким образом, прямые налоги составляют большую часть в структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ. Но, в сфере взимания и начисления существуют значительные недостатки. Реформирование может помочь исправить эти недостатки.

3. Пути совершенствования налоговой системы РФ

3.1 Природа и проблемы налогового администрирования взимания налогов в Российской Федерации

Система налогообложения является основой механизма государственного регулирования экономики посредством финансовых рычагов. Эффективное функционирование всей экономики страны зависит от сложившейся системы налогообложения[57]. Поэтому российская налоговая система должна отражать реалии и потребности нынешнего состояния экономики с учетом ее национальных особенностей и с привлечением международного опыта. Государство должно иметь надежный механизм сбора налогов для получения необходимых средств в бюджете. Одним из основных компонентов этого механизма является налоговое администрирование[58]. Финансовая деятельность государства по сбору налогов и улучшению инвестиционного климата будет эффективной только при разработке оптимального механизма налогового администрирования, что предполагает, с одной стороны, возможность пополнения бюджета, а с другой - отсутствие предпосылок для уклонения от уплаты налогов.

Однако существующие методы налогового администрирования являются сдерживающим фактором пополнения бюджета. Возражения участников экономических отношений в основном провоцируются функциями контроля, осуществляемого налоговыми органами:

  • правилами проведения налоговых проверок и сроками проведения аудита;
  • список документов, которые налоговые органы могут запрашивать на контрольных проверках.

Низкое качество проверок, отсутствие доказательств по выявленным налоговым нарушениям при взыскании налоговых санкций, увеличение количества однодневных фирм и т. д. - все это указывает на плохой механизм управления[59].


Необходимо, чтобы механизм налогового администрирования не просто уменьшал затраты на налоговое соблюдение как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, но также формировал понимание неизбежности обнаружения нарушения и санкции.

Для решения этих проблем необходимо учитывать экономическую и юридическую сущность понятия «налоговая администрация» при отсутствии законодательного регулирования и множественности подходов разных авторов[60].

«Налоговое администрирование» как явление и как концепция возникли с «прибытием» рыночной экономики. В социалистической экономике существовала другая (неналоговая) система формирования государственного бюджета[61].

В рыночных условиях первая налоговая администрация была сформулирована как осуществление налоговой администрации в пределах своей юрисдикции функций и полномочий, установленных государственным и налоговым законодательством.

Основным компонентом налогового администрирования является система налогового управления.

Она включает в себя комплекс мер:

  • оптимизацию налоговых структур; совершенствование механизма налогообложения, налогового учета и отчетности;
  • контроль правильности исчисления; своевременность и полноту уплаты налогов;
  • соблюдение, установленное налоговым законодательством, правами и обязательства налоговых органов и налогоплательщиков;
  • распределение налоговых поступлений между бюджетами разных уровней; сбор и анализ результатов;
  • подготовка предложений по повышению их эффективности и гармонизация налоговых отношений всех участников процесса налогообложения[62].

Рассматривается налоговое администрирование как система управления налоговыми отношениями, основной задачей которой является разработка новых форм, адекватных состоянию производительных сил, а также прогнозирование налоговых поступлений в среднесрочной перспективе на основы прогнозов роста доходов экономики; разработка новых концепций налогообложения; подготовка налоговых исследований по внедрению протекционистской политики внешнеэкономической деятельности.

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое управление и налоговый контроль. Каждый из этих методов имеет свои формы реализации, направленные на решение конкретных проблем[63]. Поэтому целью налогового администрирования является предоставление запланированных налоговых поступлений в бюджетную систему с точки зрения оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля.


Исходя из вышесказанного, мы определили, что налоговое администрирование - это разработка правовой основы налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, а также обеспечение условий для функционирования конкретного механизма налогообложения и его элементов (планирование, регулирование, контроль) и создание бухгалтерских и аналитических правил, правил отчетности, документов и т. д.

Среди проблем, стоящих перед налоговым администрированием выступают:

• разработка новых концепций налогообложения, содействие развитию бизнеса без ущерба для социальных программ правительства;

• подготовка налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в системе внешнеэкономической деятельности[64].

Таким образом, по-видимому, в содержании налоговой администрации предусмотрены бюджетные аспекты всех аспектов налоговых отношений, в том числе и разработка государственной налоговой политики.

Налоговое администрирование представляется в качестве деятельности компетентных органов, а именно Федеральной налоговой службы России и ее территориальных органов, частично Министерства финансов, направленных на обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений[65].

Таким образом, налоговая администрация по-прежнему включает в себя текущий и последующий мониторинг развития системы налогообложения с целью прогнозирования и оценки влияния реализованных или предлагаемых изменений в законодательстве для обеспечения эффективности мер контроля.

Соответственно, в содержание налогового администрирования следует включить подготовку предложений по совершенствованию налогового законодательства в отношении форм и методов налоговых отношений, но с упором на совершенствование налогового контроля (администрирования) для расчета налоговых платежей[66].

Деятельность государственных органов, направленная на реализацию в основном нормативного воздействия налогов, заключается в управлении системой налогообложения, частично осуществляемой другими органами (Министерство финансов, Министерство экономического развития России и другие, заинтересованные и уполномоченные административные органы).

Таким образом, управление налоговыми отношениями, управление налоговой системой как комбинацией из трех элементов и является более широким понятием, а налоговое администрирование является его частью, представляющей деятельность компетентных (специализированных) органов государственного управления.