Файл: Прямые налоги и их место налоговой в системе РФ(Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время считается, что в налоговых отношениях не может быть полной концепции «контроля» с точки зрения взаимоотношений налогового органа, с одной стороны, и юридических и физических лиц - с другой[67]. Налоговые и таможенные органы не имеют права управлять налогоплательщиками, налоговыми агентами и другими лицами, которые несут ответственность.

Анализ сущности управленческой деятельности на разных уровнях государственного управления и в организациях с точки зрения теории управления представляется более справедливым для распределения налогового администрирования как управленческой деятельности государства, представленной уполномоченными органами исполнительной власти, в то время как управление налогами следует рассматривать как деятельность организаций по управлению налоговыми платежами[68].

Налоговое администрирование - это не просто экономическая категория, но институт, связанный с налоговой политикой государства, системным управлением, налоговыми органами, налоговым контролем (Приложение 1). В соответствии с институциональным подходом налоговая администрация включает два аспекта: институциональные нормы и уполномоченные органы.

Налоговое администрирование следует рассматривать как учреждение, ответственное за мобилизацию налогов и сборов, а также как часть процедур администрирования налоговой системы в рамках налоговой политики, выражающих правовые отношения между государством, муниципальными образованиями и обязанными лицами.

Анализ различных перспектив в отношении функций налогового администрирования выявил существенный недостаток, присущий членам «управленческой» позиции[69].

Механизм налогового администрирования можно определить как набор организационных форм, типов и методов деятельности уполномоченных органов – администраторов для управления налоговыми отношениями с целью достижения стабильных налоговых поступлений в бюджетную систему при сохранении баланса общественных и частных интересов[70].

Различия между налоговым администрированием и налоговым контролем следующие (Приложение 2):

1. в составе предметного объекта;

2. в постановке целей;

3. В функциональной характеристике;

4. в принципах осуществления;

5. в методах реализации[71]

Описывая налоговый механизм как организационную и управленческую систему для внедрения налогового администрирования, следует учитывать следующее:


- налоговый механизм является неотъемлемым элементом общего государственного управления системой экономики и занимает особое место из-за характера осуществления через объективные отношения распределения;

- механизм налогообложения способствует реализации прямой и обратной зависимости между экономикой (основой) и государством (надстройкой), поэтому он определяется не только налоговыми отношениями, но и оказывает обратное влияние на них;

- развитие и совершенствование налогового механизма обусловлено состоянием экономики и необходимостью решения конкретных проблем управления, определяющих мобильность его элементов, их реструктуризацию после циклического характера репродуктивных процессов;

- внутренняя структура налогового механизма характеризуется системной целостностью относительно независимых структурных и функциональных единиц и элементов[72].

Вывод. Налоговое администрирование находится в подчиненном положении для всей налоговой системы. Особенностью института налогового администрирования является влияние метода административного руководства: субъекты налоговой администрации осуществляются налоговыми отношениями на основе требований законодательства, а не по выбору[73]. В то же время возможность выбора заключается в конкретных процедурах и критериях оценки действий или упущений участников отношений в сфере налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Поэтому при рассмотрении природы и институциональной структуры механизма налогового администрирования необходимо включить строгую систему правового регулирования.

3.2 Проблемы совершенствования прямого налогообложения в России

Преимущества прямых налогов заключаются в том, что когда они оплачиваются, существует прямая связь между государством и налогоплательщиком. Кроме того, прямые налоги более соответствуют платежеспособности налогоплательщиков, а стоимость их сбора не особенно высока[74]. Наибольшей долей прямых налогов в структуре консолидированного бюджета Российской Федерации являются налоги и сборы за пользование природными ресурсами, в первую очередь налог на добычу полезных ископаемых. Значительную роль в прямых налогах при формировании бюджета играет подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций.


Для дальнейшего развития прямого налогообложения необходимо постоянно совершенствовать налоговое законодательство, укреплять контроль за сбором прямых налогов и за уклонением от уплаты налогов. Важную роль играет развитие системы привилегий и предпочтений для такого типа налогов и надлежащего распределения налоговой нагрузки в обществе[75].

Основными перспективами развития прямых налогов в Российской Федерации являются поиск оптимального уровня прямого и косвенного налогообложения, развитие контроля над налогообложением консолидированных групп налогоплательщиков, реформа налогов, решение вопросов[76]. Сегодня существует обширный, теоретически обобщенный и значительный опыт сбора и использования прямых налогов в других странах. Но ориентация на их практику очень сложна, потому что бессмысленно не отдавать приоритет специфике экономических, социальных и политических условий настоящего.

Поэтому мы можем выделить следующие ключевые предложения для улучшения прямого и косвенного налогообложения:

1. Снижение общей налоговой нагрузки налогоплательщика;

2. Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико;

3. Снижение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета компенсировать увеличением налоговых поступлений от увеличения налоговой базы;

4. Упростить налоговую систему. Создание исчерпывающего перечня налогов и сборов, сокращение их общего количества и максимальное сочетание существующих режимов расчетов и процедур уплаты различных налогов и сборов[77];

5. Совершенствование работы налоговых органов. Необходимо постоянно следить за качеством работы соответствующих органов, а также проверять компетентность своих сотрудников;

6. Внедрение прогрессивной шкалы подоходного налога с населения. Единое распределение доходов, предоставляемых в прогрессивном масштабе, является одним из условий экономического развития любой страны[78];

8. Отменить предельное значение годового дохода. Если отменить это пособие, то только в форме социальных взносов бюджет получит еще два миллиарда рублей[79];

9. В Российской Федерации уклонение от уплаты налогов и распространение различных налоговых схем стали серьезной проблемой. Основная задача - эффективно выбрать объекты налогового аудита и повысить качество документарного аудита, налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков[80];


10. Упрощение метода расчета для российских предприятий, которые не освобождены от НДС;

11. Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общее количество заявок, поданных в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц могут быть ошибки с уголовными последствиями. Одним из способов улучшения налогообложения в России является развитие международного сотрудничества в налоговой политики[81].

Таким образом мы выявили ряд проблем при совершенствовании налогообложения в России и предложили ряд мер для его усовершенствования.

Вывод.

В качестве совершенствования определены главные пути совершенствования:

- активизировать меры по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;

- стимулировать привлечение инвестиций;

- установить налоговое бремя, которое соответствует платежеспособности населения;

- обеспечить прозрачность налоговой системы;

- дать людям возможность влиять на налоговую политику;

- установление партнерских отношений с государством на основе принципа взаимности прав и обязанностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время прямые налоги в Российской Федерации являются основным стабильным и постоянным источником формирования бюджета на всех уровнях.

Прямые налоги представляют собой налоги на доходы и имущество, владение и использование которых являются основанием для налогообложения; они выплачиваются физическим или юридическим лицами.

Влияние преимущественного использования прямых налогов в стране зависит от степени ее экономического развития, уровня дохода, уровня налоговой дисциплины, менталитета страны и других факторов, характеризующих общий уровень социально-экономического развития государства. Прямые налоги соответствуют более цивилизованному, экономически развитому и демократическому обществу.

Специфические характеристики прямых налогов включают следующее: более высокая степень регулирования и стимулирование экономики по сравнению с косвенными налогами; эластичность (производительность, фискальный потенциал); справедливость; прогрессивность; политическая ответственность; менее инфляционные; высокая вероятность уклонения; меньше доходов по регулярному бюджету; гипотетический характер реального прямого налога.

В современной России система прямого налогообложения прямых налогов в бюджетную систему Российской Федерации должна обеспечивать:


- установление налоговой нагрузки, которая соответствует платежеспособности населения;

- прозрачность налоговой системы, в том числе с точки зрения контроля за использованием средств, полученных в бюджете в форме обязательных платежей;

- создание партнерства с государством на основе принципа взаимности прав и обязанностей;

- способность влиять на налоговую политику государства.

Государство должно обеспечить:

- формирование налоговой системы, которая действительно способствует повышению экономической активности всех участников экономического процесса;

- обеспечение бюджетов всех уровней надежными источниками дохода;

- создание единой системы налогового администрирования в рамках одной вертикальной власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. I и II): официальный текст. - М.: изд-во Элит, 2011. - 600 с.
  3. Александров И.М. Налоги и налогообложение / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2017. - 317 c.
  4. Базилевич О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2014. - 285 c.
  5.  Бакина С.И. Налоговые декларации: заполняем правильно / С.И. Бакина. - М.: Бератор, 2015. - 240 c.
  6. Балихина Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 623 c.
  7. Горина Г.А. Налогообложение торговых организаций: Учебное пособие / Г.А. Горина. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 207 c.
  8. Грисимова Е. Н. Налогообложение: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998. – 594 с.
  9. Грязнова А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, М.Л. Седова и др.; под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2010. – 496 с.
  10. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 c.
  11. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение / Е.Ю. Жидкова. - М.: Эксмо, 2015. - 480 c.
  12. Заяц Н.Е. Теория налогов / Н.Е. Заяц. - М.: Мн: БГЭУ, 2017. - 220 c.
  13.  Зозуля В.В. Налогообложение: Учебник. Бакалавр. Прикладной курс / В.В. Зозуля. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 257 c.
  14.  Кибанова А.Я. Налоги и налогообложение / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2014. - 488 c.
  15. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Налоги и налогообложение" / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 495 c.
  16. Мальцман Б.С. Все налоги / Б.С. Мальцман. - М.: Дашков и К, 2016. - 308 c.
  17. Мешкова Д.А. Налогообложение организаций в РФ: Учебник для бакалавров / Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2015. - 160 c.
  18. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 543 c.
  19. Налоговая система России. Учебное пособие / ред. Д.Г. Черник, А.З. Дадашев, и др.. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2015. - 296 c.
  20.  Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для СПО / В.Г. Пансков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 392 c.
  21. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие / М.Я. Погорелова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 208 c.
  22. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / О.В. Скворцов. Экономика и управление) - М.: ИЦ Академия, 2014. - 208 c.
  23. Сысоева Г.Ф. Бухгалтерский учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности: Учебник для магистров / Г.Ф. Сысоева, И.П. Малецкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
  24. Толкушкин А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 432 c.
  25. Финансы: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / проф. В.Г. Князева, проф. В.А. Слепова. – М.: Магистр : ИНФРА-М, 2012. – 656 с.
  26. Ценообразование и налогообложение / ред. И.К. Салимжанов. - М.: Велби, 2017. - 424 c.
  27. Чайковская Л.А. Налоги и налогообложение (схемы и примеры): Учебное пособие / Л.А. Чайковская. - М.: Экономика, 2014. - 301 c.