Файл: Прямые налоги и их место налоговой в системе РФ(Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль прямых налогов в доходах бюджета РФ
1.1 Экономическая сущность налога, принципы и функции
1.2 Прямые налоги, сущность, характеристика
1.3 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов
2. Анализ и оценка поступлений прямых налогов в бюджет РФ
2.1 Поступления прямых налогов в бюджет РФ
3. Пути совершенствования налоговой системы РФ
3.1 Природа и проблемы налогового администрирования взимания налогов в Российской Федерации
3.2 Проблемы совершенствования прямого налогообложения в России
2) Функция распределения налогообложения выражает свою сущность как особый централизованный инструмент распределения отношений и состоит из перераспределения социальных доходов между различными группами граждан: от богатых до бедных, что в конечном итоге обеспечивает уверенность в социальной стабильности населения,
3) Регулирующая функция налогообложения была начата, как только государство приняло активное участие в экономической структуре общества. Эта функция направлена на достижение конкретных целей налоговой политики через механизм налогообложения. Регулирование налогообложения влечет за собой три подфункции:
Стимулирующая подфункция направлена на развитие особых социально-экономических процессов и осуществляется через систему льгот и предпочтений[11].
Действующее законодательство предусматривает стимулирование ряда категорий налогоплательщиков, таких как владельцы малых предприятий, сельскохозяйственные производители, капитальные инвесторы или благотворительные организации[12].
Дестимулирующая подфункция препятствует некоторым социально-экономическим процессам посредством сознательного преувеличения налогового бремени.
Как правило, эффект этой подфункции связан с введением чрезмерных налоговых ставок. Это, например, протекционистские меры государства, направленные на поддержку местных производителей за счет запретительных импортных таможенных пошлин.
Тем не менее, важно иметь в виду, что налоговые отношения, как и любые другие отношения, должны постоянно повторяться. Налоги должны собираться сегодня, завтра и всегда. Вот почему использование дестимулирующей подфункции не должно приводить к ослаблению налоговой базы, к подавлению или даже к ликвидации налогового источника. Такое преувеличение может привести к ситуации, когда доходы и процессы не будут облагаться налогом.
Функция репликации (регенерации) объясняется следующим образом: путем налогообложения использования природных ресурсов, дорог, минеральных ресурсов и основных ресурсов государство использует эти поступления для восстановления эксплуатируемых ресурсов[13].
4) Контролирующая функция налогообложения - посредством налогообложения государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц. Это также способствует контролю источников дохода и направлений расходов[14].
Структура информационной системы, реализующая функцию контроля в микроэкономических аспектах, диверсифицированная и включает:
♦ информация, содержащаяся в обязательной отчетности налогоплательщиков и других заинтересованных лиц в налоговых органах;
♦ информация, полученная в ходе специальной деятельности по мониторингу налоговыми органами (например, письменный стол и выездные проверки, бюро налоговой информации и т. д.);
♦ информация, полученная от налоговых органов по налогоплательщикам другими способами в пределах законодательной компетенции (в частности, сметы)[15].
5) Стимулирующая функция предусматривает специальные механизмы налогообложения для определенной группы граждан, которые являются социальными учениками (участниками войн и т. д.)[16]. Эта функция налогообложения имеет социальный аспект.
Рассматриваются функции налогов в современных условиях инновационного обновления производства, налогообложения и функций налогов применительно к целям и проблемам современной политики государства в сфере инновационного развития (включая региональный уровень управления).
Инновационным развитием доказана необходимость переноса приоритетов от фискальной функции налогов на регулирование в целях трансформации системы налогообложения в инструмент управления[17].
Основная цель налогов с момента их возникновения и до сегодняшнего дня - удовлетворение финансовых потребностей государства. В целом основная фискальная роль налогов в конечном итоге возрастает.
Реализация социальных программ, обеспечение растущих потребностей общества - это не экономические благословения, поддержание национальной безопасности требует постоянного увеличения объемов государственных доходов в абсолютном выражении[18]. Это последнее определяет тенденцию, отмеченную выше, к усилению фискальной роли налогов на современном этапе экономического развития.
Таким образом, реальностью нынешнего этапа развития экономических отношений является то, что наряду с традиционно существующими функциями правительства путем инновационного развития экономики существует необходимость поддержания инновационного роста субъектов экономики как на макроэкономическом, так и на региональном и микроэкономическом уровнях.
1.2 Прямые налоги, сущность, характеристика
Существуют различные налоговые классификации. Самой важной ценностью современной теории и практики налогообложения является классификация налогов методом налогообложения.
Прямые налоги - налоги, которые собираются непосредственно из дохода или имущества налогоплательщика (прямая налоговая форма)[19].
Косвенные налоги - налоги, которые включены в стоимость товаров, работ, услуг. Конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров (работ, услуг).
Современная идея распределения налогов прямо и косвенно формируется в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую эволюцию представлений о критериях распределения налогов прямо и косвенно. Эти критерии включают:
1) критерий переноса;
2) критерий метода налогообложения и сбора;
3) критерий платежеспособности[20].
Согласно первому критерию, критерий переноса налогов возможна только в процессе обмена, что приводит к формированию цен. Благодаря процессам обмена и распределения, налогоплательщик может перечислить налоговую нагрузку другому налогоплательщику. То есть лицо, которое официально обязуется быть налогоплательщиком, а лицо, которое фактически платит налог, не обязательно является одним и тем же лицом.
Первоначально критерий перевода использовался в качестве основы для классификации налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в конце 17 века[21].
Локк исходил из того факта, что любой налог, в конечном итоге упадет на землевладельца, поскольку только доход землевладельца действительно является чистым доходом, из которого уплачиваются все налоги. Поэтому земельные налоги должны косвенно способствовать налогообложению, которое прямо оплачивается арендодателем.
Таким образом, земельный налог является прямым налогом, а остальная часть налогов является косвенной.
Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790), основанный на факторах производства (земля, труд, капитал), дополнил доходы землевладельца доходами от капитала и рабочей силы и, соответственно, двумя прямыми налогами - для деловых доходов и заработной платы.
По словам А. Смита, косвенные налоги - это налоги, связанные с расходами и передаваемые потребителю.
Английский экономист Джон Стюарт Милль (1806-1873) считал, что критерием является намерение законодателя: прямой налог - это налог, который, согласно законодательству, должен падать налогоплательщик, косвенный налог является налогом с тем же налогоплательщиком[22].
Следовательно, согласно рассматриваемому критерию, окончательный налогоплательщик становится лицом, получающим доход, конечным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, которому налог переносится через цену. Прямые налоги также могут при определенных обстоятельствах быть переданы потребителю через функционирование механизма ценообразования. Косвенные налоги не всегда могут быть полностью переданы потребителю, так как рынок может не принимать весь объем товаров по более высоким ценам[23].
Например, из-за недостатков переходного критерия во Франции они устанавливают основу для распределения налогов на прямые и косвенные налоги. Прямые налоги основаны на явлениях и признаках постоянного характера (владение или использование имущества). Они облагаются личными зарплатами, периодическими запасами налогоплательщиков (земли, здания и т. д.) и в определенные сроки.
Косвенные налоги исходят от изменчивых явлений, отдельных действий, таких фактов, как, например, различные действия потребления, операций, услуг[24]. Согласно критерию платежеспособности, налогообложение конкретного источника относится к прямым налогам, тогда как налогообложение на основе общей платежеспособности физического лица является косвенным. Другими словами, все налоги, по которым государство направляет претензии конкретному лицу, и непосредственно оценивают их платежеспособность, являются прямыми.
Те же налоги, по которым государство не устанавливает платежеспособность посредством действий налогоплательщиков, признаются косвенными.
Немецкий ученый Геккель разработал это положение, разделил все налоги на налогообложение доходов и имущества и налогообложение потребительских расходов, учитывая, что экономика налогоплательщика делится на доходы и расходы[25]. Налогообложение плательщика в процессе приобретения и накопления осуществляется за счет налога на доходы и имущество (земля, дом, деньги и т. д.), которые Геккель категоризирует как прямые. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к косвенным. Однако, помимо разделения налогов на прямые и косвенные, в литературе описывается другая классификация по теории налогообложения. Так, по словам доктора экономических наук, профессора Б.К. Алиева, согласно методу сбора, все налоги делятся на три группы:
1) прямые налоги;
2) косвенные налоги;
3) пошлины и сборы[26].
Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество, а также косвенные налоги - налоги на товары и услуги. В категории пошлин и сборов Б. Х. Алиев включает все другие налоговые платежи, которые не были включены в первые две категории. По нашему мнению, эта классификация более точна. Она будет использоваться нами в нашей работе.
Следует также отметить, что в литературе по теории налогообложения прямые налоги, в свою очередь, делятся на реальные и личные. Распределение налогов на реальные и личные основано на том, что доход можно оценить прямо или косвенно[27]. Так, организации уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с доходов, рассчитанных с учетом поступлений, имущественного положения, затрат и др. Группу прямых налогов, облагающих действительно полученный доход (прибыль), называют личными налогами. Выручку можно определить косвенно путем оценки внешних проявлений благосостояния людей: тип и качество жилья, размер и местоположение земли и т. д. В этом случае реальный средний доход человека, полученный в этих экономических условиях облагается налогом (имущество, денежный капитал и т. д.). Эту группу прямых налогов называют реальными. Реальными налогами облагается, прежде всего, имущество, отсюда и их название (англ. real – имущество)[28].
Таким образом, группу прямых реальных налогов образуют земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.
1.3 Нормативно-правовая база регулирования прямых налогов
Принятие Конституции Российской Федерации, Бюджетно-налогового кодекса, а также установление федерального и регионального законодательства с целью приведения его в соответствие с новыми принципами федеративных отношений и местного самоуправления способствовали укреплению роли правового регулирования на всех уровнях бюджетной системы России[29].
Бюджеты доходов формируются в соответствии с законами о бюджете, законодательством о налогах и сборах, а также законодательством о других обязательных платежах.