ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2019
Просмотров: 1271
Скачиваний: 2
Программируемое обучение – это управляемое обучение с оптимальным связью, то есть программа познавательной деятельности учащихся. Основой его являются три представления об обучении:
1) как о процессе управления,
2) информационном процессе
3) индивидуализированный процесс.
Таким образом, положительная роль программированного обучения в том, что обеспечивается оперативный контроль за усвоением школьниками знаний, индивидуализация обучения, возникает возможность работать в оптимальном темпе и осуществлять самоконтроль в обучении.
Термин “модульное обучение” появился в период введения программированного обучения. Определенный объем знаний предлагался в виде блока, который необходимо было усвоить. Каждый блок – модуль “ – имел собственный содержательный аспект, собственные вопросы для контроля уровня его усвоения, “обратная связь” ученика с машиной. Это позволяло каждому ученику, работая с машиной, усваивать материал в собственном темпе. Постепенно этот подход менялся от обычного преподавания конкретной темы или ее части к осознанию модулей на междисциплинарной основе. Модульное обучение – это и организация взаимосвязанных учебных заведений, каждый из которых выполняет свою целевую и смысловую функцию обучения. Это и рассмотрение учебного предмета, который состоит из взаимосвязанных законченных модулей учебного материала, на каждом из которых отражается содержание образования, организация обучения, способы контроля знаний. Это и межпредметные, интегративные модули, которые разрабатывают учительские коллективы. Модуль – это и структура учебного процесса в отдельной школе, где каждый предмет разделен на смысловые блоки, а ученики продвигаются в процессе обучения по отдельным шагам, модулями, блоками.
Каждый содержательный модуль включает в себя следующие блоки:
- целевой – цель и задачи изучения конкретного модуля;
- содержательный, в котором представлены основные смысловые единицы, термины, понятия, законы, составляющие суть определенного раздела учебной дисциплины;
- операционный – определение познавательных навыков, которыми должен овладеть ученик;
- методический, в котором даются рекомендации, советы по самостоятельной работы по усвоению учебного материала;
- контрольный. В нем вопросы, задания, тесты для проверки уровня усвоения учебного материала. Результатам изучения каждого блока модуля отражаются в баллах, которые ученик набирает. Поэтому он может сам определить степень усвоения материала. Таким образом, модульное обучение связано с рейтинговой системой контроля. Чем больше и сложнее модуль, тем больше баллов ему отводится.
Названные блоки определяют основные этапы технологии модульного обучения, этапы развивающего взаимодействия учителя и учащихся:
1) побудительно-мотивационный;
2) этап первичного усвоения теоретического материала;
3) этап самостоятельной проблемно-поисковой работы учащихся по осмыслению и углублению теоретических знаний;
4) этап формирования и развития репродуктивных и поисковых умений, навыков, способов деятельности;
5) этап самостоятельных работ завершенного характера для формирования поисковых, креативных, рефлексивных способностей и умений;
6) этап систематизации ведущих знаний и умений, мировоззренческих идей;
7) этап самостоятельной творческой работы (по выбору ученика темы и сложности работы);
8) контрольно-обобщающий этап.
Личностно ориентированное обучение исходит из определения индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, что требует обеспечения развития и саморазвития личности ученика, исходя из выявления его индивидуального неповторимого субъективного опыта, способностей, интересов, ценностных ориентаций, возможности реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении.
Реализация личностно-ориентированного обучения опирается на учение как индивидуальную деятельность школьника, ее коррекцию и педагогическую поддержку, то есть задача учителя помочь каждому ученику раскрывать свои познавательные возможности, определять педагогические условия, необходимые для их удовлетворения. Этому способствует:
1. Позиция учителя как консультанта, который осуществляет педагогическую развивающую помощь школьнику.
2. Создание условий для дидактического выбора определенных активных действий школьника, направленных на определение преимуществ одной из альтернатив: в использовании учебного материала разного по содержанию, виду, форме; в выборе способов выполнения учебных заданий, что способствует снижению эмоционального напряжения, потому что ученик не боится сделать ошибку в своих действиях; в использовании индивидуальных программ обучения.
3. Создание свободной атмосферы, которая характеризуется тем, что ученики не боятся делать ошибки, свободно обсуждают проблемы, высказывая свои личные мнения, подходы, взаимодействуют в учении друг с другом, обращаются за помощью и поддержкой к учителю.
4. Создание условий для творчества в самостоятельной деятельности, выявление личностью познавательной активности, чему способствует использование активных форм, методов и средств обучения!, имитационно-ролевая игра, поощрение стремлений учащихся находить свои способы работ, анализировать способы работы других учеников и тому подобное.
5. Постоянное внимание учителя к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы, которая побуждает ученика к осознанию не только результата, но и процесса своей работы.
6. Направленность работы учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного (познавательного) развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, направленного прежде всего на успех в достижении положительных учебных результатов.
Таким образом, положительным является то, что личностно-ориентированное обучение требует внимания к внутреннему миру человека, его развития, но не следует преувеличивать ее возможности в реализации поставленных гуманных задач, потому что нельзя полностью определять содержание, методы, формы обучения только на основе интересов школьников. Однако разумно использовать прогрессивные идеи этого обучения и в других видах обучения. Интегрированное обучение. В современном понимании интеграция трактуется как объединение, взаимопроникновение, переплетение, взаимовлияние понятий и теорий разных областей знаний.
22. Развитие форм обучения в истории педагогики. Типы и структура современного урока. Учитель как автор и соавтор урока
Формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установившемся порядке и режиме. История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам обучения: индивидуальная (Древняя Греция), индивидуально-групповую (школы средневековья), взаимного обучения (в Англии), дифференцированного обучения по способностям, бригадно-лабораторная (20-е годы СССР) и классно-урочная, обоснованная более 300 лет назад Яном Амосом Коменским, известным педагогом-ученым, который обобщил опыт братских школ на Украине и Беларуси (XVI в.). Эта система стала господствующей на территории бывшего Советского Союза с 1932 года. Около четырехсот лет классно-урочная система действует, совершенствуется с участием тысяч учителей и выдающихся ученых-педагогов.
Индивидуальная форма организации обучения – это выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно на уровне своих учебных возможностей и без взаимодействия с другими учениками.
Положительные стороны: – способствует развитию высокого уровня самостоятельности; лучше учет особенностей каждого ученика (характер восприятия, мышления, внимания, памяти, уровень подготовки, особенности темпа работы, интересы, отношение к учебе); позволяет максимально дифференцировать учебные задачи по их содержанию, а также контроль и оценку результатов.
Слабые стороны: – требует больших затрат сил и времени учителя; обеспечивая успехи одного ученика приводит к снижению качества обучения других учеников; ученик не имеет возможности сотрудничать с другими учениками; дети не всегда общаются и их опыт не становится коллективным достоянием. Поэтому наряду с индивидуальной формой организации учебной деятельности учащихся применяется фронтальный. Эта форма предполагает работу одновременно со всем классом.
Положительные стороны: способствует быстрому установлению уровня подготовки учащихся, их осведомленности по определенным проблемам, формированию и развитию коллектива, доброжелательных отношений в классе, решению воспитательных задач.
Недостатком этой формы является невозможность учитывать индивидуальные особенности учащихся, познавательные интересы и уровень их развития. Эти недостатки может компенсировать групповая форма обучения. При групповой форме обучения класс делится на группы по 5-7 учеников каждая.
Итак, общие формы находят свое воплощение в конкретных формах классно-урочной системы обучения, к которым относятся: урок; семинарские занятия; лекция; экскурсия; практические занятия; консультации; факультативы; домашние задания; дополнительные занятия; зачет; экзамен; собеседование.
Классно-урочная система имеет следующие внеурочные формы учебной работы: предметные кружки; школьные научные общества; ученические научные конференции; лектории; предметные вечера; предметные недели др. Структура урока – совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. В понятие “структура урока” вкладывается три признака: состав (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они между собой связаны). Урок не является статичной формой. Это сложная динамическая система, которой присущи все законы диалектики. В структуре урока выделяют внешние (макроэлементы) и внутренние (микроэлементы). Макроэлементы: основные задачи, необходимые для достижения дидактической цели урока. Для каждого типа урока макроструктура является постоянной, неизменной, поскольку не изменяются закономерности и задачи того или иного процесса, осуществляемого на уроке. Микроэлементы: методы, приемы, средства обучения и их последовательность и взаимосвязь на каждом макро - и микроэтапе. Микроструктура является мобильной, динамичной частью урока.