ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2019
Просмотров: 1270
Скачиваний: 2
18. Понятие о методах и приемах обучения. Классификации методов обучения.
Методы обучения – это способы целенаправленного двустороннего взаимодействия учителя и учащихся, направленной на решение учебно-воспитательных задач.
Дидактический прием (или методический прием) – составной компонент метода, функцией которого является направление учащихся на решение частных дидактических задач.
Методы обучения делятся на общие и специальные. Под общим в современной педагогике принято понимать методы, применяемые в школе при изучении различных учебных предметов. Специальными считаются такие, которые применяются при изучении отдельных дисциплин.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
В основе этой классификации – источник знаний. Таких источников было три: слово, наглядность, практика. потом к ним добавилась книга, а в последнее время – видео в сочетании с компьютерными технологиями.
Теоретически оптимальной могла бы быть только такая классификация, которая бы включала бы в себя все существенные признаки дидактических методов. Наиболее соответствует таким требованиям классификация, представленная Ю.К. Бабанським. Названная классификация проведена на основе деятельностного подхода. В ней выделены три группы методов на основе определения основных компонентов процесса обучения во взаимосвязи преподавания и учения: 1) организация и осуществление процесса обучения; 2) стимулирование и мотивация процесса обучения; 3) контроль и самоконтроль.
19. Сущность процесса обучения Мастерство учителя в активизации познавательной деятельности школьников на уроке.
Дидактика – отрасль педагогики, которая исследует и разрабатывает теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.
Я.А. Коменский в “Великой дидактике” (1657) разработал содержание образования, дидактические принципы, методы обучения, впервые обосновал классно-урочную форму обучения.
Дидактика – теоретическая (изучает реальный педагогический процесс) и нормативно-прикладная (теоретические знания являются основанием для определения содержания, выбора методов обучения, организации руководства учебной деятельностью учащихся) наука. Таким образом, дидактика как наука имеет объяснительную, преобразующую и нормативно-прикладную функции. Предметом дидактики являются: определение цели и задач обучения; определение содержания образования в соответствии с требованиями общества; выявление закономерностей процесса обучения; обоснование принципов и правил обучения на основе выявленных закономерностей обучения; выработка организационных форм, методов и приемов обучения; обеспечение учебно-материальной базы, средств обучения, для выполнения задач процесса обучения. Основные категории дидактики: цель образования, процесс обучения, преподавания и учения, методы и приемы обучения; формы организации учебного процесса; структура учебной деятельности; формирование обще учебных умений и навыков, диагностика и коррекция результатов обучения. Процесс обучения существенно отличается от учебного процесса. Понятие “учебный процесс” охватывает все компоненты обучения: преподавателя, используемые им средства и методы обучения, ученика, который работает под руководством учителя на уроке.
Под понятием “процесс обучения” понимают целенаправленную двустороннее взаимодействие учителя и ученика, направленная на овладение последними знаниями, умениями, навыками; на их развитие и воспитание.
Основной движущей силой процесса обучения является противоречие (несоответствие) между возрастающими требованиями общества к процессу обучения и возможностями по реализации процесса обучения, которые определяются социально-экономическим прогрессом и положением образования в данный период.
В процессе обучения выделяют ряд внутренних противоречий: между достигнутым учениками уровнем знаний, умений и навыков и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения поставленных перед ними новых задач; между фронтальным изложением материала и индивидуальным характером его усвоения; между пониманием материала учителем и учениками; между теоретическими знаниями и умениями использовать их на практике и др. Искусство учителя заключается в выяснении и использовании этих противоречий для активизации познавательной деятельности учащихся.
Обучение как один из видов человеческой деятельности состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавания и учения.
Преподавание – деятельность учителя в процессе обучения, заключается в постановке перед учащимися познавательных задач, организации наблюдений, лабораторных и практических занятий, руководстве работой учащихся по самостоятельному усвоению знаний, в проверке качества знаний, умений и навыков.
Таким образом, роль руководителя учебного процесса не ограничивается объяснением нового учебного материала. Главный смысл руководства заключается в том, что учитель является, прежде всего, организатором и руководителем познавательной деятельности учеников, создает условия, при которых они могут наиболее рационально и продуктивнее всего учиться. Осуществляя контроль за обучением, он должен быть готов помочь, когда у них возникают трудности. В то же время учитель является воспитателем, заботится об умственном, физическом, духовном развитии учащихся. Чтобы полноценно осуществлять процесс преподавания, учитель должен осознавать общую цель образования и место своего предмета в ее реализации. Исходя из общей цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности, – он определяет общую образовательную, воспитательную и развивающую цель своего предмета и каждого урока.
20. Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения. Требования к современному уроку и методика его анализа.
Классно-урочная система зародилась в 17 веке. Я.А.Коменский – чешский педагог, считается создателем классно-урочной системы обучения: принципы естественности образования, деления учеников одного возраста на классы, школьного времени – на годы, четверти, каникулы; установил срок ежедневных занятий.
Урок – это логически завершенная, ограниченная во времени целостная часть процесса обучения, в ходе которой решаются определенные учебно-воспитательные задачи.
На уроке используются все формы работы (индивидуальные, фронтальные, групповые) – это гибкая форма организации обучения. Обязательное посещение занятий, совместная деятельность, постоянный состав дает возможность сплотить коллектив и воспитывать учеников. Требования к современному уроку:
к структуре: правильное определение дидактической и воспитательной цели урока и его значение в системе уроков по теме;
- целесообразное определение типа урока, его структуры;
- логическая связь данного урока с предыдущими и последующими уроками;
- оптимальность сочетания методов обучения; систематичность и разнообразие контроля; оптимальное место домашнему заданию;
Требования к подготовке и организации урока: обеспечение охраны здоровья детей (техника безопасности, гигиена труда); начинать подготовку к конкретному уроку с планирования системы уроков, определить его объем и сложность касательного данного класса, наметить все основные виды работы на уроке; подготовить демонстрационный и дидактический материал, технические средства обучения; предусмотреть возможность для учащихся самостоятельного получения знаний;
Требования к содержанию урока и процессу обучения: урок должен воспитывающим; процесс поиска истины должен быть строго обоснованным; воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.
Урок – это основа для творчества учителя. Но для того, чтобы творить, учитель должен знать типы уроков, их классификацию. Проблема классификации уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя четко организовать процесс обучения, не выделив типы уроков по определенному признаку, не определившись, какой из них наиболее подходит для решения педагогических задач, которые поставил учитель при преподавании данной темы.
21. Виды обучения. Историко-педагогический аспект развития видов обучения.
Под инновациями в обучении понимают (в широком смысле) процесс создания, распространения новых средств (нововведений) для разъяснения тех педагогических проблем, которые до сих пор решались по-другому, а также результат творческого поиска оригинальных, нестандартных решений различных педагогических проблем: новые учебные технологии, оригинальные воспитательные идеи; формы и методы обучения, нестандартные подходы в управлении (в узком смысле). В педагогической науке и практике выделяют три уровня инноваций:
• совсем новые, доселе не известные;
• развернутые или переоформленные идеи и действия, которые приобретают актуальность в определенной среде, в определенное время, педагогические действия, что существовали ранее, но обновленные в связи с изменением условий и задач современной ситуации жизни. Инновационное обучение, в отличие от традиционного, направленное не на учебный предмет и представление ученику определенной суммы знаний, а прежде всего – на развитие личности ученика. Поэтому инновацию можно считать целесообразной, если приоритетной, ключевой идеей в ней является развитие ребенка. Причем под развитием следует понимать не просто изменения или усложнения знаний, умений, навыков, а появление у ребенка способности к самореализации.
Приоритетами инновационного обучения являются: групповая и индивидуальная формы обучения; творческие и продуктивные задания; дифференциация обучения; отсутствие сравнения учеников друг с другом.
Проблемное обучение – интегрированное понятие, сочетающее в себе принципы развивающего обучения, принципы и методы дифференцированного подхода, инновационность.
Проблемное обучение –это такая организация процесса обучения, основа которой заключается в образовании в учебном процессе проблемных ситуаций, определении учащимися проблем и их самостоятельном или с помощью учителя разрешении.
Первым этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации как ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема вводится в момент возникновения проблемной ситуации и должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап. На втором этапе – решение проблемы учащийся перебирает, анализирует имеющиеся у него знания, умения и зачастую приходит к выводу, что их недостаточно для решения проблемы. Третий этап и направлена на получение всеми возможными способами необходимых для решения проблемы знаний, умений. Он завершается возникновением “озарения” (“Я знаю, как сделать!”). Далее наступают этапы решения проблемы, верификации, проверки) полученных результатов, сопоставление их с исходной гипотезой, систематизации и обобщения приобретенных знаний, умений. Вся технологическая цепочка проблемного обучения построен на искусстве учителя создавать посильные для учащихся познавательные трудности, способные вызвать умственное напряжение и стремление его преодолеть. Без тонкого чувства ситуации проблемное обучение невозможно. Педагог, который не чувствует ситуацию, не ориентируется в познавательных возможностях своих учеников, зажигает их огоньком познания, не сможет вызвать и обратную реакцию – стремление познавать. При таких неблагоприятных условиях проблемное обучение прекращается или превращается в псевдопроблемное.