Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
1.1 Понятие и сущность миграции как экономической категории
1.2 Структурная классификация миграции населения
2. АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
2.1 Общая оценка тенденций развития рынка труда в России
2.2 Оценка трудовых миграционных процессов в России
Анализ таблицы показывает, что денежные средства двигаются в обоих направлениях. При этом превалирует и в поступлениях в РФ и в перечислениях из РФ дальнее зарубежье. Однако, следует отметить значительное превышение оттока денежных средств над притоком, поэтому сальдо в течение 5 лет остается отрицательным. Так, с 2011 г. по 2015 г. отрицательное сальдо денежных переводов увеличилось почти в 2.3 раза. В том числе в страны дальнего зарубежья в 2,9 раз, а в страны СНГ в 1,4 раза.
Таким образом, рассмотрев основные элементы и показатели макроэлементов социально-экономического аспекта миграционных процессов в РФ, можно прийти к следующим выводам:
- Российская Федерация играет очень важную роль в мировых миграционных процессах, входя в тройку стран с наибольшим числом иммигрантов.
- В РФ происходит процесс старения населения на основании показателей ожидаемой продолжительности жизни, количеству людей старше трудоспособного возраста и среднему возрасту населения;
- Низкие показатели рождаемости, которые не позволяют выйти на уровень простого воспроизводства в сочетании с высокой смертностью создают демографическую опасность в России и является одним из главных факторов привлечения иностранной рабочей силы;
- Приблизительно четверть всех прибывших иммигрантов не находятся в трудоспособном возрасте и оказывают дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение и др.);
- Внутрироссийская миграция не менее опасна, чем международная миграция, объясняемая значительным различием в уровне социально-экономического положения субъектов;
- Трансграничные переводы денежных средств влияют на экономическую деятельность страны и ее экономическую безопасность. В России в последние 5 лет наблюдает значительное превышение перечислений из страны над поступлениями в нее. В значительной мере трансграничные операции совершают трудовые иммигранты, судя по основным странам-контрагентам.
3. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
Государственные органы, в компетенции которых находятся вопросы трудовой миграции: Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты.
Вся история формирования современной миграционной политики – это непрерывный процесс смены политики «закручивания гаек» на политику «привлечения мигрантов». Сложный путь формирования миграционной политики продолжается до сих пор и вызывает много споров, поскольку содержит в себе немало противоречий, недостатков, а также несовместимых целей и инструментов их достижения.
В 2018 г. государство по-прежнему пытается достичь две взаимоисключающие цели. Во-первых, реализуется лозунг «мигранты спасут Россию», который связан с тем, что модернизация России имеет потребность в трудовых мигрантах. Во-вторых, реализуются меры по защите рынка труда от «избыточной иностранной рабочей силы». Соответственно все принимаемые нормативные акты направлены на достижение первой, либо второй цели.
В истории российского миграционного законодательства можно выделить два основных этапа в виде двух основных систем регулирования: системы квотирования и система патентов.
Настоящим прорывом стало введение в 2007 г. системы квотирования мигрантов из безвизовых стран, т. е. количественного ограничения численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое по стране в целом, отдельным регионам, а также профессиям и отраслям. Следует подчеркнуть, что закон не делал квоты обязательными, но механизм квотирования был принят как главный инструмент регулирования трудовой миграции и стал применяться по всей стране. С квотами как раз и связано главное противоречие миграционной политики. Если в 2007 году было выделено 6 млн. квот, то в следующем году это число было уменьшено более, чем в 2 раза (до 1 828 245), с каждым следующим годом была тенденция к уменьшению их числа. Таким образом, получилось, что после огромной квоты, результатом которой стал всплеск легальной иммиграции рабочей силы, государство собственноручно передвинула большую часть мигрантов в статус нелегальных.
Главный пробел системы квотирования заключался в самом подсчете необходимого числа квот. В Постановлении Правительства РФ «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 2006 года содержится перечень показателей, которые необходимо учитывать региону при подаче заявок:
- перспективы демографического развития региона;
- перспективы изменения спроса на рабочую силу в субъекте РФ;
- имеющийся трудовой потенциал;
- возможность удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов;
- возможности перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта РФ, а также их привлечения из других субъектов РФ;
- ожидаемое количество выпускников профессиональных образовательных учреждений по специальностям;
- допустимой доли иностранных работников в различных отраслях;
- участия субъекта Российской Федерации в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
- возможности субъекта Российской Федерации в отношении обустройства привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан;
- оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в предыдущем году.
На первый взгляд, все эти показатели действительно хорошо продуманы и, учтя их, можно добиться ответа на вопрос: «Сколько же мигрантов надо России?». Однако в РФ не существует методики, по которой можно было бы объединить все эти десять показателей. И регионы, как считают многие эксперты, подают заявку только на основе заявлений работодателей. Также не существует методик по расчету каждого отдельно взятого показателя, за исключением последнего – эффективности использования иностранной рабочей силы. К сожалению, ни по одному региону в открытом доступе не удалось найти результаты расчетов и выводы по этой методике.
В 2015 году начался этап патентирования, пришедший на замену не оправдавшей себя системы квотирования. Теперь для получения права на работу в России иностранному работнику необходимо приобрести разрешительный документ – патент, стоимость которого варьируется от региона к региону и определяется напряженностью на рынке труда. Система патентов носит более рыночный характер, и главное – снижает негативное воздействие на местных работников низкоквалифицированного труда путем выравнивания средств, необходимых для «получения» требуемого работника. Патентирование играет на выстраивание баланса спроса-предложения на рынке труда. Чем меньше вакансий в той или иной сфере экономики, тем выше стоимость патента. Стоит отметить, что систему патентов ожидает опасность предшественника: без обоснованного расчета требуемого количества дополнительной рабочей силы система работать эффективно не будет.
Кроме выстраивания основной линии регулирования международной трудовой миграции существует ряд спутниковых вопросов регулирования потока ИРС.
Нельзя назвать в полной мере удачными попытки решения проблем нелегальной миграции. Законодательство в области борьбы с нелегальной миграцией сконцентрировано на определении карательных мер. Вместе с тем существует пробел в четком определении нелегальной миграции и нелегальной трудовой миграции. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с нелегальной миграцией (6 марта 1996 г.) относит к категории незаконных мигрантов граждан третьих лиц и лиц без гражданства, которые нарушили правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории стран соглашения. Аналогично определенное понятие нелегальной трудовой миграции отсутствует.
Нельзя отрицать тот факт, что к 2016 году РФ добилась определенных успехов в области миграционной политики.
Во-первых, в России реализован принцип дифференциации трудового потока. В настоящее время можно говорить о шести основных путях выхода иностранца на рынок труда России:
1) иностранцы, которым получать разрешение на труд не надо;
2) высококвалифицированные работники, получающие разрешение на работу вне квоты;
3) работники у частных лиц, покупающие патент без квот;
4) работники, которые трудоустраиваются в пределах установленной квоты;
5) работники, трудоустраивающиеся по специальностям (на должности) по специальному списку вне квот;
6) работники из стран Таможенного Союза.
Во-вторых, определено положение высококвалифицированных специалистов:
- высококвалифицированные мигранты могут приехать в РФ по приглашению работодателя, получить разрешение на работу сроком на три года (вне установленных квот);
- если договор расторгнут, то мигрант в течение месяца может искать нового работодателя;
- при заключении контракта сроком более чем на полгода с первого дня работы считается налоговым резидентом и платит 13% подоходного налога (вместо 30%);
- возможность получить вид на жительство. Члены семьи получают вид на жительство на тот же срок;
- требуется одна медицинская справка – об отсутствии ВИЧ-инфекции;
- специалист может самостоятельно въехать в страну (условие – величина заработной платы).
В-третьих, упразднение Федеральной миграционной службы. С 2016 Министерство внутренних дел осуществляет выработку государственной политики в сфере миграции, реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование. Разделение функций по регулированию внешней миграции между МВД и ФМС мешало проведению целостной политики в данной области.
В-четвертых, введение обязательной дактилоскопической регистрации. Принудительная дактилоскопическая регистрация действует на всех мигрантов, желающих легально устроиться на работу или получить вид на жительство на территории России. Эта процедура поможет облегчить работу правоохранительных органов.
И, наконец, в-пятых, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в порядке, не требующем получения визы и планирующие работать в сфере ЖКХ, розничной торговли или бытового обслуживания, обязаны подтверждать владение русским языком не ниже базового уровня рядом документов.
Огромный поток мигрантов в Россию стал для нее и подарком, и наказанием. Перед Россией сейчас стоят несколько непростых разноплановых задач: привлечь высококвалифицированные кадры, отрегулировать поток низкоквалифицированных кадров в условиях необходимости поддержания геополитической дружбы. Все это возможно только в результате продуманного законодательства, дифференцированного подхода и неукоснительного исполнения на местах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграция является важным экономическим и демографическим показателем. Именно этот фактор определяет формирование образа расселения и структуры населения, трудового потенциала, изменение состава численности населения. Миграционные потоки в России протекают, как и во многих других развитых странах.
В последние несколько десятилетий РФ претерпела кардинальные изменения практически во всех сферах: политической; социальной; культурной; экономической и т.д. Вследствие этих изменений произошло коренное изменение роли миграционных процессов в обществе. Миграция стала оказывать огромное влияние на формирование населения трудоспособного возраста. Поэтому анализ миграционных потоков населения имеет большое значение.
Миграция выступает фактором, который способствует экономическому развитию страны. Поэтому при рыночных условиях любой стране необходимо выработать определенную сбалансированную политику на рынках труда, учитывая все происходящие миграционные процессы.
В 2015 году, по статистическим данным официальных сайтов Государственной статистики, в Россию прибыло-590824 мигрантов, выбыло за ее пределы – 310496 человек. Таким образом, миграционный прирост составил 280328 человек.
Рынок труда служит главным элементом рыночной экономики, занимающийся распределением и перераспределением рабочей силы, профессиональной переподготовкой, повышением качества рабочей силы, что не может не влиять на экономическую ситуацию в стране.
Рабочая сила в РФ складывается из занятого населения, то есть из людей, имеющих какую-либо оплачиваемую работу и мигрантов, прибывающих в страну. Роль мигрантов на рынке труда очень велика. Высокий спрос на иностранных работников обусловлен, прежде всего, дефицитом квалифицированных работников, которые обеспечивают всестороннее развитие и экономический рост страны.
Многие современные ученые утверждают, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. В различных странах без привлечения мигрантов невозможно нормальное развитие отдельных отраслей национальной экономики. Принимающие страны используют иностранную рабочую силу для производительности. Миграция способствует ликвидации дефицита рабочей силы, благодаря чему смягчаются проблемы занятости.
Высококвалифицированные специалисты, получившие образование за границей, обеспечивают трудовые и интеллектуальные ресурсы без предварительных затрат на их создание. Доказано, что иностранные работники способствуют замедлению темпов инфляции, что положительно сказывается на экономике страны. Многие экономисты утверждают, что без постоянного пополнения интеллектуальных ресурсов за счет миграции, экономический рост страны невозможен. Говоря, об отрицательных чертах миграции, можно подчеркнуть тот факт, что по статистике численность работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. Если в начале 2000-х годов число прибывающей из других стран рабочей силы не превышало несколько сотен человек, то во второй половине десятилетия наблюдается рост миграционных потоков.