Файл: Выбор стиля руководства в организации ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Усть-Кут».pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы изучения стилей руководства в организации
1.1 Сущность и содержание понятия «стиль руководства»
1.2 Классификация и виды стилей руководства
1.3 Факторы формирования стиля руководства в педагогическом коллективе
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию стиля управления руководителей
– финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
– показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур) [30].
Качественные показатели включают:
– повышение научно-технического уровня управления;
– повышение квалификации менеджеров;
– повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
– формирование организационной культуры;
– удовлетворенность трудом;
– завоевание общественного доверия;
– усиление социальной ответственности организации;
– экономические последствия.
Эффективность управления бывает тактической и стратегической. Тактическая эффективность отражает получение эффекта в ближайшем времени, стратегическая – в будущем.
Эффективность можно различать как потенциальную и реальную. Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется полученными на практике результатами.
Эффективность управления определяется как в относительных величинах – соотношение цели и полученного результата, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения - так и в общем виде, например, в полученной прибыли. Но нельзя упрощенно подходить к оценке эффективности управления, соизмеряя полученную прибыль и затраты по управлению, так как результат управления может быть не только экономическим, но и социальным и имиджевым.
Эффективность управленческого труда в конечном итоге зависит от многих условий. К их числу относят потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Они в значительной мере зависят и от личности самого руководителя: его характера, авторитета и стиля руководства. Поэтому все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Существует множество примеров того, как руководитель прогрессивного стиля, возглавив отстающий коллектив, преобразовывает его, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно функционировавшую до того организацию [44].
На протяжении всей истории развития науки управления и практического менеджмента идет поиск оптимальных стилей управленческой деятельности, выбор и следование которым приводит к эффективной деятельности организаций.
Анализ литературы показывает, что усилия ученых в этом плане направлены на поиск научных обоснований оптимизации управленческой практики в современных организациях путем совершенствования стиля руководства.
Стиль руководства, применяемый в современных организациях, несомненно, влияет на эффективность управленческой деятельности субъектов управления и эффективность деятельности самих организаций [50].
Правильный выбор стиля руководства влияет, несомненно, положительно на социально-психологический климат в коллективе, на мотивацию персонала, опосредованно на экономику организации, а также благоприятно сказывается на имидже предприятия. Экономическая, социальная и имиджевая эффективность организации, предприятия непосредственно связана с адекватным выбором стиля руководства [57].
Таким образом, проанализировав различные подходы к сущности и содержанию понятия «стиль руководства» можно сказать, что стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Стиль руководства – это типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
1.2 Классификация и виды стилей руководства
Стиль руководства представляет относительно устойчивую систему методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив для эффективной реализации управленческих функций. Каждый руководитель в процессе своей управленческой деятельности исполняет свои функции в присущем только ему стиле руководства. Ориентация руководителя на выполнение задач или на человека, забота о человеческих отношениях – все это стиль руководства.
Первая удачная попытка классификации стилей руководства и выявление их влияния на эффективность деятельности организаций принадлежит К. Левину (30 годы прошлого века). Каждый из трех выделенных стилей руководства: авторитарный, демократический и либеральный имеют свои достоинства, недостатки и влияние на эффективность деятельности организаций.
Следует заметить, что создание К. Левиным теории стилей стало возможным с появлением идей бихевиористской школы и, прежде всего, идей Д. Мак-Грегора о мотивации людей и поведении в управлении «X» и «Y» и соответственно о двух подходах к управлению людьми в рамках этих теорий.
Так, определенный К. Левиным авторитарный стиль, характеризуется централизацией власти в руках руководителя, единолично принимающего решения и контролирующего всю деятельность подчиненных, не давая им необходимого объема информации и возможности проявить инициативу. В данном случае, происходит взаимодействие на уровне «взрослый» – «ребенок».
К достоинствам авторитарного стиля следует отнести то, что его применение позволяет быстро наладить взаимодействие внутри организации и в сложных ситуациях дает быстрые результаты. Данный тип руководства предполагает близкую к идеалу постановку задач и отличный контроль за их выполнением.
Недостатки стиля: подавление инициативы и самостоятельности персонала и снижение удовлетворенности сотрудников своей деятельностью. Применение этого стиля требует громоздкой системы контроля за работой персонала и повышает степень бюрократизма в организации. Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов в организациях.
Кроме того, поскольку жесткий авторитарный руководитель не располагает к себе людей, предприятию приходится затрачивать дополнительные ресурсы на удержание подчиненных в связи с усложненными условиями труда.
Неправильно понимаемый авторитаризм представляет собой перевернутую систему, в которой на первом месте находятся права, а не обязанности, власть, а не ответственность. Наиболее сложным моментом в жизни авторитарных систем является смена главы иерархии, поэтому заранее выстраивается система селекции и подготовка нового лидера. Жесткая связка «администратор-исполнитель» является сутью авторитаризма.
Авторитаризм всегда и во всем поддерживает иерархию, и та отвечает ему взаимностью. При всей жесткости и внутреннем неравноправии авторитарной системы подчиненным не надо выдавать креатив, нести избыточную ответственность. Их задача сводится к исполнению указаний.
В определенных случаях зрелые сотрудники и зрелый руководитель авторитарного типа – это гармоничная конструкция.
Авторитаризм – испытание для руководителей, его придерживающихся. Как правило, им свойственнее сидром профессионального выгорания, потеря рациональных границ, мании величия, изменению психоэмоциональных ориентиров. В целом компания бывает эффективной при автократии – особенно во времена хаоса, когда скорость принятия решений является критическим фактором.
Вместе с тем, практика показывает, что долгосрочное использование такого стиля руководства, особенно во времена стабильности, выхода на развитие, приводит к снижению степени эффективности организаций.
К. Левин, доказал, что авторитарное руководство помогает выполнению большего объема работ, чем демократическое. Но при этом снижается мотивация, качество и оригинальность исполнения; появляется напряженность и агрессивные формы поведения.
Однако, несмотря на критику теоретиков управления в адрес авторитарного стиля руководства, по мнению многих современных практиков, авторитарный стиль руководства, это наиболее оптимальная «форма правления», позволяющая превратить компанию в быстрый и хорошо управляемый механизм, однако к издержкам стиля можно отнести факт слишком сильной зависимости организации от человека, оказавшегося у руля.
Демократический стиль характеризуется децентрализацией власти и консультированием руководителя с подчиненными по поводу принятия управленческих решений. Практикуется делегирование полномочий и стимулируется инициатива со стороны подчиненных. Демократический стиль предполагает взаимодействие на уровне «взрослый» – «взрослый». У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания.
Демократический стиль стимулирует творческую деятельность персонала, снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно, повышают мотивацию труда, снижает конфликты и улучшает психологический климат в организации.
Вместе с тем, применение стиля имеет недостатка: не осуществляется жесткого централизованного контроля; затягивается процесс принятия решений и их выполнения; размыта ответственность за принятые решения.
Практика показывает, что долгосрочное использование такого стиля руководства приводит к повышению эффективности работы организации.
Попустительский (либеральный стиль) характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Либеральный руководитель позволяет работать подчиненным так, как они считают нужным, не вмешиваясь в их деятельность. Руководитель использует для решения вопросов личные связи. Взаимодействие происходит на уровне «ребенок» – «ребенок».
Достоинства и недостатки данного стиля – две стороны одной медали: подчиненным предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии. При либеральном руководстве сильно снижается как объем, так и качество работы по сравнению с демократическим стилем. Исполнителям самим не нравится такой стиль руководства.
В некоторых ситуациях (например, творческий коллектив) такой стиль может оказаться оправданным, но в течение непродолжительного времени.
Участники проводившихся К. Левиным исследований Р.К. Уайт и Р. Липпитт отразили в виде таблицы важнейшие отличительные черты трех классических стилей руководства (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристики стилей руководства в организации
Параметры |
Авторитарный (автократический, директивный, административный) |
Демократический (коллегиальный) |
Либеральный (пассивный стиль). |
Природа стиля |
Позиция «над группой»: Высокая централизация власти, жесткий диктат воли, доминирование жесткого единоначалия |
Позиция «в группе»: Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера |
Позиция «вне группы»: Минимальное участие руководителя в управлении («максимум демократии», «минимум контроля»). |
Преимущества |
Большая скорость принятия решений, основное внимание порядку, результату. |
Принятие целесообразных решений; усиление личных обязательств по выполнению работы |
Разгрузка руководителя; высокая степень самостоятельности и квалификации и подчиненных. |
Недостатки |
Снятие ответственности с подчиненных; высокая вероятность ошибочных решений; уменьшает инициативность и творчество; Неблагоприятный психологический климат; эмоциональное напряжение |
Требует много времени на принятие решений |
Расслоение коллектива на конфликтующие подгруппы; Результаты работы обычно низкие; Коллектив не удовлетворен своей работой, руководителем; Психологический климат в коллективе неблагоприятный; нет сотрудничества; Нет стимула трудиться. |
Способ принятия решения |
Решение руководитель принимает самостоятельно, не советуется с коллективом |
Требует много времени на принятие решений, стремится решать вопросы коллегиально |
За собой сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результат |
Способ доведения решения до исполнителей |
Приказ, распоряжение, команда |
Предложение |
Просьба, упрашивание. |
Интенсивность качества работы |
Высокая интенсивность |
Высокая оригинальность результатов |
|
Трудовая атмосфера |
Высокая напряженность, враждебность |
Свободная дружеская атмосфера |
Атмосфера вольности отдельных сотрудников |
Контроль руководителя за деятельностью подчиненных |
Повышенный |
Средний |
Отсутствует |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
Руководитель всегда доверяет своему коллективу и старается распределить ответственность на всех уровнях организации |
Полностью в руках исполнителя |
Отношение к инициативе сотрудников коллектива |
Сдерживание индивидуальных инициатив. |
Поощряется и используется |
Полностью передается коллективу |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам знает |
Постоянно учится и требует того же от коллег. |
Безразличное |
Отношение к общению |
Отрицательное, соблюдает дистанцию, резкость, нетактичность |
Положительное, активно идет на контакты, доброжелательный, вежливый тон в форме просьб, советов и пожеланий. |
Инициативы не проявляет, общение ведется доверительным тоном, действует уговорами, налаживанием личных контактов, к критике относится терпимо. |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Разумное |
Мягкое, формальное |
Отношение к стимулированию |
Наказание с редким поощрением |
Поощрение с редким наказанием |
Нет четкой ориентации |