Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же для повышения познавательной активности для учащихся используются различные проекторы, который позволяют глубоко изучать данный материал. К новым технологиям относятся и интерактивные доски, которые повышают интерес школьника в несколько раз. Выход к доске- и является мотиватором в данной ситуации, так как ученику будет интересно несколько раз выходить к доске за свои правильные ответы[14;32].

В данном возрасте ученик особый интерес проявляет к окружающей среде- а следовательно к исследовательскому делу, в это время им очень интересно проводить опыты и эксперименты. В одно и тоже время можно увидеть в глазах детей как знания, умения и навыки, но в то же время неуверенность и страх в неправильности действий. Ученику очень интерес процесс выполнения, и они способны выполнять любое домашнее задания ради выполнения практических занятий.

Необходимое условие развития его целостной личности- способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться .

Формирование исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте предполагает знакомство и освоение метода познания. Однако, что процесс познания должен осуществляться в единстве интуитивного и логического способов движения мысли ученика. Должен быть представлен метод, с помощью которого школьник под руководством педагога открывает тайны возникновения, развития и существования языка и слова, числа и т.д. Этот научный метод в современной научной терминологии определяется как анализ через синтез.

Одним из главных методов заинтересованности учеников можно считать экскурсии и походы. Что мы можем отнести к различным предметам. Развивается мышление, речь , а так же воспитывается коллективная сплоченность коллектива с периода младшего школьного возраста.

Овладение научным методом- важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте. Дело в том, что метод не есть нечто внешнее, что может быть «перелито в учащегося» извне. Ученик сам должен как бы настроить себя, свою душу на определенный научный лад. Овладение научным методом позволяет ему увидеть явление, мир целостно, с разных позиций, открыть, что он не исчерпывается только физической и психической действительностью, что кроме этого существуют и другие его грани и измерения, а именно область человеческих ценностей и смыслов[7;25].

Исследовательскую деятельность, разрабатывая коллективные и индивидуальные проекты- учащиеся моего класса на уроке, во внеурочной деятельности, при подготовке домашнего задания используют проектно.


При выполнение домашнего задания по литературному чтению (узнать об авторе произведения, составить диафильм по прочитанной сказке (группа ребят), инсценирование отрывка – по желанию.) Чаще мы заслушиваем индивидуальные проекты на уроках истории и окружающего мира (бывают темы, которые ребята готовят группой, например: изучая природные зоны, За отсутствием времени, при планировании на одну природную зону отводится 1 час. Материал учебника по объёму большой от 7 до 10 стр, а ещё, как правило, хочется рассказать дополнительный материал. Темы объявляются заранее.

Ребята организуются в группы по желанию, где сами распределяют вопросы по теме. Кто будет рассказывать географическое положение зоны, кто о растениях, кто о животном мире, а кто осветит экологические проблемы и охрану природы. Конечно, это не выглядит у нас как проект на конференцию. Найти, узнать и рассказать товарищам- единая наша цель. А для этого необходимо поработать не только с материалом учебника и рабочей тетрадью, но и найти информацию в других источниках. Исходя из этого, ребята учатся отбирать нужный материал, проводят наблюдения, беседуют с различными людьми (специалистами в разных областях знания), совершают экскурсии в музеи, посещают различные выставки.

Мы можем выделить следующим пунктом то, что ученики выполняют намеченную программу без принуждения, свободно, обращаясь за помощью к тому, кто, по их мнению, является наиболее компетентным в данном вопросе.

Проектно-исследовательская работа включает умение описыват, найденный материал, факты, а затем публично представлять его перед классом. В нашем опыте используются следующие формы представления результатов проекта: книжки-раскладушки, стенгазеты, компьютерные презентации, дидактические материалы для уроков (русского языка, окружающего мира и др.), сценарии праздников.

Интересная работа получилась, когда мы в 3 классе изучали по истории тему: «Моя родословная». Замечательные работы получились у ребят, кто рисовал древо, кто писал рассказ про свою семью, а Валя Блинов отметил, что все его ближайшие родственники в 3-х поколениях работают на железной дороге, а его прадед участвовал в строительстве железной дороги Асино – Томск., а отсюда появилась новая тема. Изучая краеведческий, архивный материал он нам поведал о строительстве самой железной дороги. Уже с этой работой мы вышли на районную научную конференцию, а затем эту работу послали на областной конкурс ТОИПКРО «Восхождение к истокам», где в номинации «Моя малая Родина» награждён дипломом 2 степени.


Исследовательские работы детей на тему: «Я и мои права», социально-правовая тема, участвовали в районном конкурсе ,после этого отправили свой проект на областной конкурс, где мы стали победителями в номинации «Изучаем право всем классом».

Сейчас, в канун праздника «День Победы» мы с ребятами провели большую исследовательскую работу по темам: «Война в судьбе моей семьи», «Мои земляки – ветераны ВОВ», «Венок прославленных имён», это индивидуальные проекты, в которых ребята рассказывают о своих родственниках, которые участвовали в сражениях или трудились в тылу, о жителях нашего города - ветеранах, о героях войны. Называя награды, у ребят появились вопросы, когда и за что они давались, когда вообще эти медали и ордена были учреждены правительством. И тогда у нас появился коллективный проект результатом которого стал классный час: «Боевые награды моих земляков».

Такие проектные работы как «Моё генеалогическое древо», «Война в судьбе моей семьи», «Улица на которой я живу» и т.д. обладают огромным развивающим потенциалом для младших школьников и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

Роль родителей значительно многообразна, так же она соответствует действительности и реальности ситуационных действий:

  1. Информационная поддержка. (сбор необходимого для проекта материала, сам важный источник информации, помощь в поиске нужных сведений)
  2. Мотивационная поддержка. (стимулирование интереса к выполняемому проекту, развитие у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы)
  3. Техническая поддержка. (проведение фото- и видеосъёмок, монтаж материалов, подготовка компьютерных презентаций, техническое оснащение докладов)
  4. Поддержка в самооценке проекта. (желательно обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд)
  5. Организационная поддержка. (помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта, организация экскурсии, сопровождение ребёнка)

Так же мы должны отметить тот факт, что родители должны выполнять все эти функции и роли только в том случае, если ситуация именно требует от родителей поддержки и взаимопомощи.


2.2 Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса

Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Однако педагоги часто жалуются: дети не хотят учиться. Почему же не хотят? Это вопрос вопросов.

В чем причины? Их немало. И хотя в каждом конкретном случае своя причина, но есть и довольно распространенные, более или менее типичные, на которые надо обратить особое внимание.

Рассмотрим их подробнее.

• Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Учение — это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания, счета и вообще математических операций, наблюдательность, твердость руки и владение письмом, аккуратность, ловкость, чувство ритма и музыкальный слух, внимательность, достаточный запас слов, начитанность, умение слушать и складно говорить, терпение, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности — вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно или даже невозможно добиться успеха в учении. Можно с уверенностью сказать, что только некоторыми из этих качеств обладают дети (и то далеко не все) при поступлении в школу. А как же качества, которых недостает? Ведь они необходимы. Их дети приобретают в процессе школьного обучения, прежде всего в начальной школе. Многие из этих качеств совершенствуются вплоть до выпуска из школы. Тем не менее основной набор необходим школьникам к моменту окончания начальной школы, и если его нет, если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не привили им соответствующие навыки, учение оказывается затем очень трудным делом. Пожалуй, даже более трудным, чем сначала.

• Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить. Попытка передать каждому школьнику основные знания, накопленные человечеством, утопична. Об этом не раз писали известные ученые, педагоги, но содержание общего школьного образования продолжает разбухать. Попытка втиснуть в память и сознание школьников весь материал, объявленный обязательным в соответствии с государственным стандартом, приводит к чрезвычайной пере грузке, усталости и сопротивлению детей.

Но посмотрим на проблему еще с другой стороны. Школа отвечает на вопросы, которые школьник не задавал, вталкивает в него интеллектуальный материал, который им не востребован. Педагоги часто пытаются организовать деятельность без опоры на желания и мотивы участников этой деятельности. Попробуйте кормить ребенка, который уже наелся и больше есть не хочет! Но ведь именно это делают педагоги, организующие познавательную деятельность масштабов, многократно превышающих потребности и желания школьников узнать что-либо еще! Такой громадный познавательный материал требуется освоить за сравнительно небольшой временной период.


Вот в этом и состоит одна из серьезных причин нежелания многих детей учиться.

• Однообразие жизни и учебного процесса. И даже в самой школе деятельность учеников оказывается нередко довольно бледной по сравнению с тем, что происходит вокруг школы. Монотонность и однообразие школьных занятий, убранства классов, действий учителей, отсутствие быстрой смены событий и красок, ярких впечатлений и новых встреч, необходимость долгое время мирно сидеть и почти не говорить — все это делает школьную жизнь тусклой и скучной для очень многих подростков и старшеклассников. В школе им не хватает движения и смены впечатлений. Поэтому так часто хочется вырваться и убежать туда, где «всё-всё иначе». Это тоже одна из причин нежелания учиться.

• Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения примеров и задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и нужными навыками. Но это ему тем более трудно делать потому, что вокруг него кипит полнокровная жизнь с различными соблазнами — телевизор, компьютер с захватывающими играми – «стратегиями» и т. п. Школьник должен выбирать между необходимостью делать нужные, но далеко не желанные школьные

задания, и возможностью насладиться захватывающими телепередачами или компьютерными играми, это предпочтение нередко оказывается совсем не школьным заданием.

• Упорно — однообразная авторитарная позиция учителей и родителей. В школе, а равно и дома, многие дети часто слышат одни и те же слова: «Учитесь, учитесь и учитесь! Это главное в нашей жизни! Скажи, какая у тебя успеваемость на этой неделе? Надо учиться лучше!» Как будто нет другой темы для общения …

• Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще. Учитель с годами подбирает наиболее удобные для себя методы и приемы работы, привыкает к ним и незаметно для себя может превратиться в живой совершенный (в своем роде) автомат. На каждом уроке все такие же объяснения, тот же рассказ, фронтальный и индивидуальный опрос, сообщение домашнего задания … Тот же выговор неуспевающим ученикам за плохую подготовку к уроку и вообще – «за … безобразное отношение к учебе». (Нередко ученики не только чувствуют, но даже могут более или менее точно предсказать поведение учителя в ближайшие минуты и даже слова, которые он обязательно произнесет.) Такая рутина и однообразие не могут не настраивать учеников против уроков, против учителей и вообще против школьного учения.