Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Непосредственно мы говорим о совместной деятельности учащихся, именно поэтому вашему вниманию предлагается ряд действий школьника:

- ситуацию можно изменить и рассматривать ее с разных углов, и точек зрения;

- Схематическое выделение а также табличное выполнения действий;

- решение частных задач , ращенных общим способом, используется как примет выполнения;

- за выполнением и решением предыдущих действий производится контроль;

- оценка общего планирования, как показатель общего выполнения действий решения задач[24;35].

Каждое действие сопровождается дополнительным объяснением, вкладывание информации в определенные стандарты, законченных полученных результатов. Результатом должны служить конкретные данные.

В условиях совместно-распределенной деятельности, эта особенность совместно-распределенной деятельности является, что эти действия не есть готовая программа. Так как выработка программы - это и есть один из существенных компонентов исследовательской деятельности, а также возникшим ее результатом. Поэтому мы согласны с теми учеными выдающимися педагогами, которые считают, что необходимо для учителя последовательное изменение условий решаемой задачи таким образом, чтобы, проанализировав их, ученики могли наметить для себя очередные цели поиска известного решения. Кроме того, учитель, организует учебно-поисковую деятельность, ориентируется на прогностическую оценку ученика определить направление и содержание очередного этапа поиска[14;124].

Такое распределение «обязанностей» между учителем и учеником (первый создает предпосылки для решения учебной задачи, второй их реализует), считает А.В.Репкина, обусловливает и характер отношений между ними, которые строятся по типу делового сотрудничества и партнерства. Мы знаем, что усвоение знаний по своей природе является процессом сугубо индивидуальным и личным. Механизм, возвращаемый ребенку в качестве присвоенной способности, также является сугубо личностным достоянием. Вот почему мы должны помнить, что дети разные не только по своему уровню актуального развития, но и в «зоне ближайшего развития». Ребенок усваивает знания только тогда, когда сам выполнит определенные действия,сам что-либо сделает для совершения и добычи результатов. В.И.Загвязинский, А.А.Кирсанов, Н.А.Менчинская и др. - рассматривали вопросы посвященные соотношению коллективного и индивидуального в обучении[5;23].

Индивидуальность - действительно является своеобразным неповторимым проявлением общего, и индивидуальность, как и коллективность, варьирует на разных уровнях проявления того или иного качества. Хотя коллективность есть сплочение, а индивидуальность, наоборот, выявление, они взаимно дополняют одна другую, связаны непрерывным единством. Поэтому в учебной деятельности, как говорила Н.К.Крупская «где нет коллективности, там нет средств и условий для развития индивидуальности».[6;18]


С этой точки зрения нахождение ребенка в коллективе может влиять на процесс усвоения, но по существу не может что-либо изменить в этом процессе является внешним обстоятельством,. Так как ребенок усваивает знания прежде всего для себя, учитель должен быть в состоянии скорректировать или проконтролировать действия каждого отдельного ученика при необходимости. Но с другой стороны для того, чтобы руководить процессом усвоения знаний -поэтому работа с классом как с одним обезличенным учеником - форма организации учебного процесса - оказывается неприемлемой. Исследование - по своей природе - никогда не может быть осуществлено как индивидуальная деятельность, так как оно предполагает столкновение разных точек зрения, т.е. диалог исследователя с оппонентами. Поисковая деятельность ученика опирается на оценку той ситуации, которую создает в процессе обучения учитель. Но чтобы такая оценка стала исходным моментом направленного поиска, а не импульсом к слепым, беспорядочным «пробам» решить стоящую перед учеником задачу, она сама должна быть подвергнута критическому анализу, должна выдержать «пробу на прочность», столкнувшись с другими оценками, другими интерпретациями той же ситуации[11;25].

Ученик нуждается в активном оппоненте, имеющем свою точку зрения на сложившуюся ситуацию и заинтересованном в поиске выхода из нее, иными словами, чтобы начать действовать в качестве субъекта поисковой деятельности. Таким оппонентом будет другой ученик. Действуя вместе с другим учеником в рамах коллективного диалога ученик может быть подлинным субъектом учебной деятельности. Активное участие учителя заключается в том, чтобы помочь ученикам сформулировать их, направить деятельность школьников, сохраняя ее поисковый характер, своевременно выявить точки зрения[9;21].

Человек, вступая в любую деятельность, обязательно вступает в определенные отношения с другими людьми в силу того, что затрагивает результатами своей деятельности их интересы и т.д.. Т.е. коммуникация так или иначе возникает для непосредственного участия в деятельности. В отличие от простого обмена информации, характерного для традиционной системы обучения, необходимого для выполнения субъектами своих функций, в развивающем обучении существует потребность скоординировать цели, найти общую цель для всех участников деятельности. Поэтому поиск общего смысла деятельности придает ей характер общения. Не просто обмен знаниями о предмете, а общение, обмен мыслями и чувствами о предмете, оценками. Следовательно это и есть особый тип коммуникаций, направленный на выявление и согласование целостно-смысловых ориентаций участников совместно-распределенной деятельности. Активная познавательная деятельность предполагает еще и заинтересованность ученика в таком обмене мыслями с одноклассниками и учителем, и эта заинтересованность при благоприятных условиях перерастает в потребность в деловом общении с партнерами по деятельности как важнейшем условии ее успешности.


1.2 Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности

Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность[12;63].

Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата[14;124].

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни[9;61].

Основными характеристиками познавательной активности являются:

- Естественное стремление школьников к познанию;

- Положительное отношение к учебе;

- Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

- Проявление воли в процессе овладения знаниями.

Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Нами были обнаружены следующие педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:

- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;


- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;

- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

- на каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

- занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения[14;32].

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога.

В заключении хочется сказать, что все вышесказанное, действительно подтверждает правильность позиции об адекватности системы развивающего обучения задаче развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

ГЛАВА 2 ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1 Повышение познавательной активности младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности

Для особого лучшего усвоения учебного материала, проявления самостоятельности решения проблемы и задачи необходимо заинтересовать учащегося. С целью увидеть у учащихся повышенный интерес, а как следствие и повышенный результат знаний обучающихся необходимо мотивировать и задавать такие упражнения учащимся, решение которых будет доставлять огромную радость у младшего школьника.

Познавательное отношение ребенка к окружающему миру появляется в раннем детстве и складывается в дошкольном возрасте. В его основе лежит потребность во впечатлениях от внешнего мира. По данным психологических исследований именно потребность во внешних впечатлениях выступает необходимой предпосылкой и даже движущей силой психического развития ребенка. Специфической особенностью его познавательного отношения к миру является выражение единства интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности, т.е. эмоции и переживания, связанные с познанием, открытием мира являются главной силой, побуждающей ребёнка к познанию[17;15].

Благодаря новым технологиям, развитие познавательной активности как у взрослого, так и у младшего школьника вырастает в несколько раз. Так, например, ученик находясь за компьютером и пытаясь решить проблему через игровые программы, учащийся проходит несколько уровней, затем получает автоматическую отметку. Именно за количество действий, произведенных над задачей, за определенной время. Если же ученик не укладывается в данные параметры, то отметка учащегося значительно снижается. Учитывая, что уровней в игровой программе несколько, то за определенный уровень дается одинаковое количество времени, если же ученик в 1 уровне не укладывается во время, то проходит первый уровень заново. Если же он все-таки его прошел, и перешел на второй уровень, который он решил за минимальное количество времени, то уровень третий будет добавлено те минуты, который остались со второго. Уровни распределены по сложности. Решив первый-ученик может получить отметку 3, второй уровень-4, так и выше[19;23].

Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваивает новые модели различных технических устройств. Вместе с тем современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира. У многих учеников не возникает естественного желания узнать, как устроен какой-либо предмет, почему возникает-то или иное явление, нет удивления от сделанного открытия, понимания тайны, потому что чаще всего нет понимания и не происходит открытия. Ребенок все получает в готовом виде без труда и без понимания. Оскудение души при расширении практических (механических, «кнопочных») действий, к сожалению, становится реальностью.