Файл: Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторитарную позицию взрослых школьники воспринимают, как несправедливую и неправильную, что вызывает их протест и отбивает желание учиться.

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях «обеспечить» не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в познавательной деятельности детей[16;34].

Эффективная мотивация учения

Трудности овладения современной культурой требуют использовать в учебном процессе специальные средства и меры, и прежде всего — стимулирование.

Мотив отражает наличие некоторых потребностей, которые сможет удовлетворить определенная деятельность. Даже навязанная деятельность может быть мотивирована! Чем? Стремлением к безопасности, желанием избежать наказания, несвободы или каких-то неприятностей при попытке уйти от нее. Естественно, такие мотивы побуждают не к эффективной, а скорее к формальной деятельности, цель которой — как можно скорее выйти из неприятной ситуации. Итак, отметим главное: человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть мотив в ней участвовать.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы.

Например, на уроке ученик может стараться слушать объяснение учителя, но в то же время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь, или просто помечтать. Характер и результат его познавательной деятельности зависят от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Если главным станет желание разобраться в рассматриваемых на уроке учебных проблемах, школьник сосредоточится и познавательный процесс пойдет успешно. Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и сохранить именно работающий на успех учения мотив. С этой целью используются стимулы, то есть внешние побудители определенной деятельности школьника. Но стимул — не плетка. Он двигатель и призван не просто заставить ученика учиться, а именно стимулировать, то есть вызвать и усилить собственные (ученика) полезные мотивы деятельности.

Но мотивы, как мы уже отмечали, отражают некоторые потребности, которые стали актуальны для человека в какой-то момент. Чтобы вызвать, «подогреть» и усилить мотив, надо актуализировать связанную с ним потребность. Именно на этом основано стимулирование познавательной, да и всякой иной деятельности.


Если педагог не знает, что нужно детям, какие у них нужды, потребности, желания, интересы, ему не удается стимулировать их деятельность. Сложно, конечно, знать все потребности конкретного ребенка. Но изучать типичные потребности школьников общечеловеческие, возрастные, половые и другие, чтобы обратить их на пользу стимулирования учения и познания, совершенно необходимо. Именно опираясь на такие потребности, можно найти эффективные стимулы. В этом случае преподавателю удается вызвать у школьников соответствующие желания и мотивы.

Рассмотрим способы стимулирования. Эти способы можно разделить на три группы. Первая группа связана с оптимальным удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка, через разумную организацию обучения. Вторая группа — это специальные стимулы, каждый из которых ориентирован на другие, вполне определенные потребности школьников. Третья группа связана с созданием общих благоприятных условий для учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате решения выше стоящих задач, были получены следующие выводы:

1. Человек, вступая в любую деятельность, обязательно вступает в определенные отношения с другими людьми в силу того, что затрагивает результатами своей деятельности их интересы и т.д.. Т.е. коммуникация так или иначе возникает для непосредственного участия в деятельности. В отличие от простого обмена информации, характерного для традиционной системы обучения, необходимого для выполнения субъектами своих функций, в развивающем обучении существует потребность скоординировать цели, найти общую цель для всех участников деятельности. Поэтому поиск общего смысла деятельности придает ей характер общения. Не просто обмен знаниями о предмете, а общение, обмен мыслями и чувствами о предмете, оценками. Следовательно это и есть особый тип коммуникаций, направленный на выявление и согласование целостно-смысловых ориентаций участников совместно-распределенной деятельности. Активная познавательная деятельность предполагает еще и заинтересованность ученика в таком обмене мыслями с одноклассниками и учителем, и эта заинтересованность при благоприятных условиях перерастает в потребность в деловом общении с партнерами по деятельности как важнейшем условии ее успешности.

2. Вышесказанное, действительно подтверждает правильность позиции об адекватности системы развивающего обучения задаче развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.


3. В процессе работы над темой исследования, на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется повышению уровня деятельности и активности школьника на уроках для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

Для повышения уровня активности младших школьников, педагог должен предпринимать наиболее разные формы и методы работы учитывая физические и интеллектуальные возможности каждого ребенка в классе начальной школы.

Недостаточно провести урок в традиционной форме, для повышения познавательной активности на уроках необходимо использовать мультимедиа, уроки эвристической беседы, уроки-экскурсии, практикумы, а так же различные дидактические игры.

Поставленные цели и задачи перед началом исследования нашей работы на тему: «Повышение познавательной активности младших школьников» таким образом, были достигнуты положительного результата, мы ответили на все поставленные перед нами вопросы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксенова, Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях :дис. ...канд. психол. наук : 19.00.10 / Е. Б. Аксенова. - Н. Новгород, 1992. - 193 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды:в 2-х томах. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. - М. : Педагогика, 1982. - 288 с.
  3. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М. : Мысль, 1976. - 158 с.
  4. Баранова, Э. А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте :автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Э. А. Баранова. - Н. Новгород, 2006. 53 с.
  5. Бекоева, М.И.Становление доктрины познавательного интереса и ее реализация в процессе обучения (на примере школьного курса математики):дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. И. Бекоева. - Владикавказ, 2001. - 155 с.
  6. Белоцерковец Н. И. Некоторые аспекты формирования детского коллектива средствами внеклассной работы // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сб. матер. ХХХУ1 Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2014. -С. 149-153.
  7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение 1968.
  8. Божович,Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л. И. Божович// Известия АПН РСФСР. Вып. 73. - 1955. - С. 3-14.
  9. Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. - М.: ПЕРСЭ, 2003.
  10. Выготский, Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. М. 1984
  11. Выготский, Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте / Л. С. Выготский //Собрание сочинений:в 6-ти томах. Т. 4. - М. : Педагогика, 1984. - С. 6-40.
  12. Габай Т. В. Учебная деятельность и ее средства. - М., 1988. - 254 с.
  13. Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению:автореф. дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / И. М. Дмитриева. - Н. Новгород, 2003. - 19 с.
  14. Запорожец, А. В.Избранные психологические труды:в 2-х томах. Т. 2 / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 296 с.
  15. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М. : Педагогика, 1981. - 200 с.
  16. Кириллова Л. С. Теоретические подходы к организации учебной деятельности будущих специалистов социальной работы // Гуманизация образования. - 2009. - № 3. - С. 37-41.
  17. Кисова, В.В. Формирование саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у дошкольников с задержкой психического развития:автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / В. В. Кисова. - Н. Новгород, 2000. - 24 с.
  18. Князева, Т.Н. Особенности формирования самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР:дис. ...канд. психол. наук : 19.00.10 / Т. Н. Князева. - Н. Новгород, 1994б. 177 с.
  19. Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т. 1. - М. : Педагогика, 1983. - С. 351-380.
  20. Маркова А К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. - 192 с.
  21. Матюхина, М. В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика 1984
  22. Менчинская, Н.А. Краткий обзор состояния проблемы успеваемости школьников / Н. А. Менчинская// Психологические проблемы неуспеваемости школьника / под ред. Н. А. Менчинской. - М. : Педагогика, 1971. - С.8-31.
  23. Минаева, Е.В. Формирование внутреннего плана действий у детей младшего школьного возраста:автореф. дис. .канд. психол. наук : 19.00.07 / Е. В. Минаева. - Н. Новгород, 2000. - 22 с.
  24. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев // Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. - М. : Институт практической психологи ; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 356 с.
  25. Охулкова, И.В. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста:автореф. дис. ...канд. психол. наук : 19.00.07 / И. В. Охулкова. - Н. Новгород, 1996. - 20 с.
  26. Ошорова,Н.Б. Формирование познавательной самостоятельности младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. Б. Ошорова. - Улан-Удэ, 2001. - 196 с.
  27. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
  28. Платонов,К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов ; отв. ред. А. Д. Глоточкин. - М. : Наука, 1986. - 254 с.
  29. Росина, Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности:автореф. дис. ...канд. психол. наук : 19.00.07 / Н. Л. Росина. - Н. Новгород, 1998. - 18 с.
  30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2005.
  31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
  32. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003
  33. Талызина, Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Изд-во МГУ 1975.
  34. Таранова Е. В., Тарасова С. И., Анникова Л. В., Колесникова Т. В. Социально-педагогические параметры оценки готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности // сб. научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 15. - № 1. - С. 40-44.
  35. Троицкая, И.Ю. Особенности внутреннего плана действий у 6-тилетних детей с задержкой психического развития:автореф. дис. ...канд. психол. наук : 19.00.10 / И. Ю. Троицкая. - Н. Новгород, 2000. - 23 с.
  36. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. - Н. Новгород : НГПУ, 1994. - 230 с.
  37. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.
  38. Щукина,Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1986. - 142 с.
  39. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика 1989