Файл: Органы государственного управления на примере Кыргызской Республики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 788

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка, в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;

3. Вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;

4. Вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;

5. Назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.

Полномочия Президента КР в сфере безопасности и обороны государства:

1. Является Главнокомандующим Вооруженными Силами КР, определяет, назначает и освобождает его высший командный состав.

2. Возглавляет Совет обороны;

3. При наличии основания, предусмотренного конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Коношу;

4. Объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии КР

и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;

5. Объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.

Полномочия Президента КР в сфере внешней политики:

  • представляет КР внутри страны и за ее пределами;
  • ведет переговоры и подписывает по согласованию с Премьер-министром международные договоры; вправе передавать указанные полномочия Премьер-министру, членам Правительства и другим должностным лицам;
  • подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении;
  • назначает по согласованию с Премьер-министром глав дипломатических представительств КР в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств.

Полномочия, связанные с нормотворчеством. Президент КР, как глава государства, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Наконец, Президент КР, подписывает и обнародует законы, принятые Жогорку Кенешем, завершая тем самым законотворческий процесс.


Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в случае смерти.

От своей должности Президент может быть отрешен только на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления. В этом случае он также может быть привлечен к уголовной ответственности.

Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, обвинение считается отклоненным.

В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага (Спикер)

Жогорку Кенеша. В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торага Жогорку Кенеша полномочия Президента исполняет Премьер-министр.

Досрочные выборы Президента проводятся в трехмесячный срок со дня прекращения полномочий Президента. В этот период лицо, исполняющее полномочия Президента, не вправе назначать досрочные выборы в Жогорку Кенеш, отправлять Правительство в отставку.

Все бывшие президенты, кроме отрешенных от своей должности, имеют звание экс-президента, статус которого установлен законом.

Для выполнения Конституционных полномочий Президента КР создается Аппарат Президента, структуру и положение которой он утверждает, а также назначает его руководителя.

Аппарат Президента КР является государственным органом, непосредственно подчиненным Президенту КР.

Основными задачами Аппарата Президента являются:

  • обеспечение деятельности Президента КР как главы государства, олицетворяющего единство народа и государственной власти;
  • обеспечение деятельности Президента КР по реализации им полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией КР;
  • организация деятельности Президента КР по взаимодействию с законодательной, исполнительной и судебной властью, а также органами местного самоуправления КР;
  • организация деятельности Президента КР по мониторингу и оценке качества государственного управления, а также целостного совершенствования государственной службы;
  • организация деятельности Президента КР по консолидации и сохранению единства народа Кыргызской Республики, развитию межэтнической и гражданской толерантности;
  • организация деятельности Президента КР по усилению потенциала местных сообществ и развитию институтов гражданского общества;
  • экспертно-аналитическое, информационное и правовое обеспечение деятельности Президента КР.

Для решения этих задач Аппарат Президента осуществляет следующие основные функции:

  • организует взаимодействие Президента с Жогорку Кенешем КР, Правительством КР, административными ведомствами и иными государственными органами, и учреждениями, а также органами местного самоуправления, Верховным судом КР и местными судами;
  • обеспечивает реализацию полномочий Президента КР по вопросам обороны и национальной безопасности и др.

Аппарат Президента возглавляет Руководитель Аппарата Президента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом КР. Руководитель Аппарата Президента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом КР по представлению Руководителя Аппарата Президента.

Руководители структурных подразделений Аппарата Президента назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом КР по представлению Руководителя Аппарата Президента.

Жогорку Кенеш высший законодательный орган власти. Жогорку Кенеш парламент КР высший представительный орган, осуществляющий законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий. Он состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе.

Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин КР, достигший на день выборов 21 года, обладающий избирательным правом. Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша, включая установление избирательного порога для прохождения в парламент, определяется конституционным законом.

Депутаты объединяются во фракции. Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в Жогорку Кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов.

Парламентской оппозицией считаются фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему. Конституция создает условия для развития сильной, влиятельной оппозиции, которая не позволяет парламентскому большинству и Правительству злоупотреблять властью. Для этого в Конституции предусмотрены следующие механизмы.

Так, партия, победившая на выборах, не сможет получить более 65 мест в парламенте. Оставшиеся 55 депутатских мандатов достаются другим партиям. Победившая партия получает право сформировать правительство, но их голосов не хватит, чтобы изменять Конституцию или узурпировать власть. Далее, парламентской оппозиции гарантируется ключевые должности в парламенте: вице-спикера, председателей комитетов по правопорядку и бюджету.


Кроме этого, парламентское меньшинство имеет возможность участвовать в паритетном формировании состава Счетной палаты, Совета судей, Центральной избирательной комиссии по выборам и референдумам.

Таким образом, оппозиции созданы не только условия для равной конкурентной борьбы в стенах парламента, но и для участия в процессах принятия решений.

Полномочия, возложенные Конституцией на Жогорку Кенеш КР можно разделить на следующие группы[6]:

1) Представительные полномочия.

2) Законодательные полномочия.

3) Распорядительные полномочия.

4) Контрольные полномочия.

Как представительный орган, Жогорку Кенеш призван учитывать интересы всего общества, делать их основой деятельности государственного аппарата в целом.

Законодательные полномочия главная функция Жогорку Кенеша. Законы принимаются Жогорку Кенешем в трех чтениях. Законы, решения Жогорку Кенеша принимаются большинством от числа присутствующих депутатов, но не менее чем 50 голосами депутатов Жогорку Кенеша.

Принятый Жогорку Кенешем закон в течении 14 дней направляется Президенту для подписания. Президент не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения. Законы о республиканском бюджете, налогах подлежат обязательному подписанию.

Конституционные законы, законы об изменении государственной границы принимаются Жогорку Кенешем не менее чем в трех чтениях большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

Законодательный процесс состоит из следующих стадий:

Законодательная инициатива;

Приятие решения о первичном движении законопроекта в Жогорку Кенеше;

Предварительное рассмотрение законопроекта в рабочих органах Жогорку Кенеша;

Пленарное рассмотрение законопроекта Жогорку Кенешем;

Направление принятого и одобренного закона Президенту;

Рассмотрение закона Президентом на предмет его подписания или отклонения (возвращения);

Обнародование (опубликование) закона;

Вступление закона в силу.

Следует отметить, что законодательная инициатива принадлежит: 10 тысячам избирателей (народная инициатива); депутату Жогорку Кенеша; Правительству.

Жогорку Кенеш как высший орган народного представительства, обладает контрольными полномочиями. Некоторые из них носят политический характер, имеют отношение к разным государственным органам.


Жогорку Кенеш в порядке, предусмотренном Конституцией, выдвигает обвинение против Президента; принимает решение об отрешении Президента от должности.

Контроль за деятельностью исполнительной власти может иметь различные формы:

  • заслушивает ежегодные отчеты Премьер-министра,
  • доклады и отчеты министров о своей деятельности.
  • вопросы к правительству, министрам, другим высшим органам государства и должностным лицам на пленарном заседании парламента.
  • дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства.
  • постановка вопроса о вотуме недоверия правительству (решается голосованием).
  • парламентские слушания и расследования.

Жогорку Кенеш из числа депутатов образует комитеты, а также временные комиссии, формирует их составы. При этом председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка являются представители парламентской оппозиции. К внутренним органам Жогорку Кенеш относятся партийные фракции. Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии или к нескольким, близким по своим программам.

Избрание, дача согласия Жогорку Кенеша на назначение и освобождение от государственной должности руководителей государственных органов производятся при наличии заключения соответствующих комитетов Жогорку Кенеша. Решения Жогорку Кенеша принимаются на заседаниях путем голосования депутатов и оформляются постановлениями.

Для организации работы Жогорку Кенеша, депутаты из своего состава избирают Торага (спикера) Жогорку Кенеша и его заместителей. Заместители Торага Жогорку Кенеша избираются в количестве и порядке, обеспечивающих их избрание из числа депутатов Жогорку Кенеша, входящих в состав парламентской оппозиции.

На Торага Жогорку Кенеша возложены следующие полномочия:

  • ведет заседания Жогорку Кенеша;
  • осуществляет общее руководство подготовкой вопросов к рассмотрению на заседаниях Жогорку Кенеша;
  • подписывает акты, принятые Жогорку Кенешем;
  • представляет Жогорку Кенеш в стране и за ее пределами;
  • обеспечивает взаимодействие с Президентом, Правительством, органами судебной власти и местного самоуправления;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Регламентом Жогорку Кенеша.

Основной формой работы Жогорку Кенеша является сессия. Сессии проходят в форме заседаний. Внеочередные сессии созываются Торага Жогорку Кенеша по предложению Президента, Правительства или не менее одной трети депутатов. Заседание правомочно при условии присутствия на нем большинства от общего числа депутатов. Решения Жогорку Кенеша принимаются на заседаниях путем голосования депутатов и оформляются постановлением.