Файл: Дидактическая игра как метод обучения (развернуто).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактическая игра явление сложное, имеет основные элементы, характеризующие игру, как метод обучения и игровую деятельность одновременно.

Большинство психологов и педагогов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты: (рисунок 1.2)

компоненты

дидактической игры

дидактическая

итогов

задача подведение

игровые действия

содержание игры

игровые правила

Рисунок 1.2

Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача определяется как игровая. Она тесно связана с содержанием занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.

Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Что где растет», «Кто что делает» и т. п. Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения [ 16].

Содержанием дидактической игры является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд и др.). Например, игры «Кто, как кричит», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Магазин игрушек» и другие игры[ 16].

Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка; без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение занимательным. Игровым действиям нужно детей учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Игровые действия — это не всегда практические действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственные действия, выраженные в процессах мышления.


В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, где участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех, если делятся на группы - игровые действия различны[ 16].

Правила игры определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи, т.е. они, определяют, что и как необходимо делать ребенку в игре и указывают путь к достижению дидактической задачи[ 16].

Правила игры выполняют следующие функции:

  • Обучающая, которая заключается в том, что правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать; соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, уточняют способ выполнения.
  • Организующая, она определяет порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре.
  • Дисциплинирующая. В правилах оговаривается, что именно нужно делать, и чего и почему нельзя делать. В некоторых играх имеются правила, запрещающие какие-либо действия, предусматривается наказание за неисполнение (например, пропуск хода) [ 16].

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: похвала, подсчет очков, определение победителя. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов [ 16].

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным методом обучения, они могут быть составной частью занятия (для закрепления и систематизации материала), а в младшем дошкольном возрасте – основной формой организации учебного процесса (например, игра «Путешествие в страну вещей»). Дидактические игры можно использовать во всех разделах программы. Игры можно планировать на прогулке, в утренние и вечерние часы, в ходе занятий, до и после занятий, все зависит от дидактической задачи игры. Игру может проводить везде. Главное условие использования дидактических игр в жизни детей и на занятиях – соблюдение принципов обучения.

Нужно помнить, что дидактические игры имеют свою классификацию, это дает возможность педагогу использовать различные виды игр в воспитательно-образовательном процессе и делает обучение намного интереснее и разнообразнее.


1.3 Классификация дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Четкой классификации, группировки игр по видам нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений. В теории и практике дошкольного обучения современные дидактические игры можно разделить на три основных вида: [ 2 с.13-17]

  • игры с предметами и игрушками;
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Они наиболее доступны детям, так как они основаны на восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и так знакомиться с ними. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития логического мышления.

Детям младшего возраста дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами. В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки, нравственные качества , умение общаться. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева, пластмассы, металла, керамики. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. ( Приложение А)


Настольно - печатные игры – это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" (рисунок 1.4).Эти игры основаны на принципе наглядности, но в них детям дается не сам предмет, а его изображение.

 

Рисунок 1.4

С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются: закрепление или отработка полученных знаний; развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи; тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца; воспитание уступчивости, умения сотрудничать. (Приложение Б)
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.    Эти игры наиболее сложны, так как они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями (Приложение В).                       

 В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах  природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей. Дидактическая игра при проведении опытов – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, мышление, наблюдательность.

Таким образом, использование дидактической игры в обучении актуально, приемлемо и важно в сегодняшнем дошкольном мире. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Для детей игра, прежде всего – это увлекательное занятие. Этим она и притягивает воспитателей. Игра занимательна и доступна даже слабым ученикам. Дидактическая игра является эффективным средством, методом формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).


1.4 Роль и педагогические возможности дидактической игры

В работе дошкольных учреждений большое место занимает дидактическая игра. Она используется на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Для дидактической игры важно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Образовательное значение игры решается в результате игровой задачи, игровых действий, правил.

Игровые действия подчиняются определенным правилам. Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание стадий важно для правильной оценки эффективности игры:

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, действовать активно. Можно использовать художественное слово с целью вызвать интерес к игре. Педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть

На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период у ребенка закладываются основы таких важных качеств, как целеустремленность, настойчивость, честность, способность преодолевать неудачи, умение радоваться успеху своих товарищей и своему Воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество. Он выполняет действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить находчивость, смекалку, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, который усвоил игру, должен стать ее организатором и активным участником. Роль взрослого заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности у детей. Игра не требует специального материала, условий, а требует только знания воспитателем содержание самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.