Файл: Дидактическая игра как метод обучения (развернуто).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности детей, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения, тренируют свои силы. Игра помогает сделать любой материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - выдержки, организованности, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива. Задачу художественного воспитания выполняют рисунки, демонстрационный и раздаточный материал к играм.

1.5 Руководство дидактическими играми и их планирование

Руководство дидактической игрой требует от педагога большого педагогического мастерства. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры: [12, с.12,13]

  • Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр. 
  • Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре. 
  • Педагог является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с образовательными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло. 
  • Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям задания, а в игру их превращает форма их проведения — эмоциональность, легкость, непринужденность. 
  • Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. 
  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. 
  • Наглядность, которая используется в дидактической игре должна быть простой и содержательной. 

Грамотное проведение дидактической игры зависит от четкой её организации. Прежде всего, педагог должен сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные задачи решаются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Необходимо обязательно определиться с количеством детей, которые будут играть. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре участвовали как можно больше детей. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные выполняют роль судей, тоже принимают участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной отрезок игры. Как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, хорошо продумать подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту и качество выполнения игровых действий детьми. Так же нужно обратить внимание на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

  • Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. 
  • В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. 
  • Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи [ 8, с.118].

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по – разному:

Младшие группы

Воспитатель – непосредственный участник и руководитель игры

Старшие группы

Воспитатель знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как поняли, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве судьи в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала, далее руководит игрой


Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными:

Прямое руководство 

предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в словаре детей в разъяснении в сказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство 

Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Овладев с помощью взрослых основными способами действиями, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же несколько измененных условиях.

Таким образом, руководство дидактическими играми в дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. 

Для правильного планирования дидактических игр педагогам надо прежде самим убедиться в пользе той или иной игры в умственном и нравственном воспитании. Только тогда, игра может быть полезной в обучении и воспитания дошкольника. Практика показала, что в группах можно запланировать и провести от 15 до 19 дидактических игр в месяц. [12, с 19,20]

Дидактическую игру не обязательно проводить и планировать на каждом занятии, а нужно только там, где это необходимо и позволяет время.

В детском саду широко используются дидактические игры в режиме занятий и в различных видах деятельности детей: [6, с.93,94]

Физическое

воспитание

На занятиях и развлечениях игра позволяет достигнуть эмоционального удовлетворения в различных видах двигательной деятельности, воспитывает потребность в физической активности.

Умственное

воспитание

Позволяет педагогу открыть ребенку путь к познанию действительности. Дидактическая игра закрепляет полученные знания, развивает самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизирует речевое развитие, стимулирует развитие любознательности.

Нравственное воспитание

Оно связано с освоением ребенком норм поведения. В дидактической игре формируются представления о взаимоотношениях людей, появляется первый опыт взаимодействия.

Трудовое

воспитание

Призвано удовлетворить потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Дидактическая игра позволяет вызвать у детей интерес и уважение к труду людей. Для ребенка привлекательна игровая ситуация, связанная с трудом, через игру ребенок стремиться стать независимым от взрослого.

Художественно - эстетическое воспитание

Оно развивает в ребенке качества творческой личности (эстетическое восприятие и отношение к жизни, творческое мышление и воображение), основы которых закладываются в раннем детстве. Дидактическая игра в творческих видах деятельности (конструирование, музыкальной, изобразительной деятельности, ознакомлении с художественной литературой) помогает детям эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер.


Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В играх – занятиях ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Таким образом, дидактические игры являются ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей.
Дидактическая игра - это сложное, многоплановое явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в образовательном процессе облегчает его, т.к. игровая деятельность наиболее привлекательна детям. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции, полученные во время игр облегчают, процесс познания дошкольников. 

2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для изучения дидактической игры как метода обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста мы использовали педагогический эксперимент. Он был разделён на следующие этапы:

1 этап – констатирующий. Он необходим для констатации уровня развития связной речи старших дошкольников и включает в себя диагностику № 1.


2 этап – формирующий. Он основан на результатах диагностики № 1 и позволяет выявить возникшие проблемы, отобрать методы и средства для дальнейшей работы с детьми, разработать и провести с детьми систему дидактических игр, направленных на развитие связной речи и помогающих обучить детей рассказыванию.

3 этап – контрольный. Он необходим для повторной диагностики уровня развития связной речи старших дошкольников с целью выявления результативности проведённых дидактических игр с детьми и включает в себя диагностику № 2.

Цель эксперимента: доказать положительное значение дидактической игры как метода обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Провести диагностику уровня развития связной речи старших дошкольников.
  2. Выявить проблемы и наметить возможные пути их решения.
  3. Подобрать и провести с детьми дидактические игры, направленных на развитие связной речи и помогающих обучить детей рассказыванию.
  4. Провести повторную диагностику после проведённых игр.
  5. Сделать выводы.

Для диагностики развития уровня связной речи была отобрана серия сюжетных картинок: 1-я картинка – начало (На картинке изображен коврик на нем мама собака и трое щенят , мальчик с мамой пришли выбрать себе щенка); 2-я картинка – середина (Мама моет щенка в тазу, мальчик смотрит на щенка и держит полотенце); 3-я картинка – конец, завершение (Мальчик и девочка смотрят как щенок спокойно спит в большой коробке). Каждому ребёнку индивидуально предлагается рассмотреть серию картин, после чего составляется рассказ.

Для анализа детских рассказов использовали уровни развития связной речи, разработанные Е.А.Смирновой. За основные показатели Е.А.Смирнова взяла развитие сюжетной линии, соответствие названия содержанию, структурную организацию текста, разнообразие средств связи между смысловыми частями и между предложениями, грамматическую правильность, образность и выразительность речи, плавность изложения:

1 уровень. Дети чётко видят и представляют сюжетную линию в картинках и в связном высказывании по ним, чувствуют структурную организацию текста. В рассказах прослеживается композиционная завершённость, выделяется каждая часть. В основном используется цепная местоименная связь («…щенок. Он…) и лексический повтор («…щенок, щенок»). Рассказы построены грамматически правильно, много сложноподчинённых предложений. Речь выразительна, эмоциональна. Интонацией дети выражают своё отношение к персонажам, к их взаимоотношениям.