Файл: Дидактическая игра как метод обучения (развернуто).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задача: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что у каждого слова есть слова, близкие по значению, и предлагает вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт. Каждый ребёнок называет только одно слово по очереди. За правильный ответ ребёнок получает фишку.

«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова: «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый». – «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный, превосходный».

«Мокрый». – «Влажный, сырой».

2. «Укрась слово».

Задача: учить подбирать к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных.

Методическое обеспечение: набор картинок с изображением разных предметов, персонажей, животных.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть, что (кто) изображено (изображён) на картинке, сообщает детям, что каждое слово (существительное), обозначающее предмет или животное, можно украсить другим словом (прилагательным). Воспитатель демонстрирует детям, как это делается, и предлагает по очереди попробовать украсить слова. Каждый придумывает одно «Украшение» к слову. За правильно выполненное задание ребёнок получает фишку.

Пример:

Стул

Деревянный, металлический, старый, новый, детский, крутящийся, высокий, низкий и т.д.

Заяц

Плюшевый, серый, маленький, длинноухий, трусливый и т.д.

3. «Помоги Незнайке исправить ошибки».

Задача: учить детей находить в тексте повторяющиеся слова и заменять их синонимами.

Ход игры: Воспитатель сообщает, что пришло письмо от Незнайки. Он попробовал составить небольшие рассказы. Но что-то у него не получилось. Незнайка не может найти свои ошибки и просит помощи у детей. Воспитатель спрашивает, согласны ли дети помочь Незнайке. Далее педагог читает каждый рассказ. Дети находят ошибки и исправляют их, заменяя слова на синонимы. За верный ответ ребенок получает от Незнайки в подарок бумажный флажок.

1. Был хороший день. На улице стояла хорошая погода. У Димы сегодня было хорошее настроение.

2. Вечером папа принёс домой красивую ёлку. Настя и Миша достали красивые игрушки и стали наряжать ёлку. Они повесили красивые шары, красивые флажки, украсили ветки красивыми бусами и снежком из ваты. На макушке разместили красивую звезду.

4. «Сравни слово».

Задача: развивать умение детей подбирать сравнения к словам.


Ход игры: Воспитатель говорит детям, что многие предметы по своим признакам похожи на что-нибудь. Если быть внимательным, то можно угадать, в чём видно это сходство. Воспитатель приводит пример, как можно сравнивать слова, предлагает выполнить это задание детям. Каждый находит одно сравнение.

Пример: лёгкий, как пух; пушистый, как котёнок; светлый, как солнышко; длинные, как макароны и т.д.

5. «Составь разные предложения».

Задача: развивать у детей умение составлять предложения, описывающие животных, используя разнообразные внутри текстовые связи.

Методическое обеспечение: набор картинок с изображением разных домашних животных.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением домашних животных, говорит, что сейчас каждый попробует составить предложения по картинке. Задача детей – составить как больше разнообразных предложений, с помощью которых можно рассказать о внешности животного. Затем воспитатель берёт картинку с изображением, например, петуха и приводит свой образец: «1. На картинке изображён петух. 2. На картинке изображён петух, у которого очень яркие перья и гребешок. 3. Я вижу петуха, который громко кукарекает. 4. На картинке изображён петух. Он очень красивый. 5. Я вижу красивого петуха. У него яркие перья, красный гребешок и острые шпоры. 6. Петух, которого я вижу на картинке, очень красивый. Хозяин двора смотрит по сторонам и громко кричит» и т.д. Воспитатель обращает внимание детей на то, что петух в приведенном примере называется по-разному: петух, он, хозяин двора. После этого каждому ребёнку предлагается выбрать себе картинку с животным и составить свои предложения. За выполненное задание вручается фишка.

6. «Что происходит на картине?»

Задача: учить детей подбирать различные варианты связных высказываний к одним и тем же действиям персонажей.

Методическое обеспечение: сюжетная картина, на которой дети делают кормушку для птиц.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картину, рассматривает совместно с детьми, что на ней изображено. Предлагает рассказать, кто и что на картине делает, используя разные предложения и сочетания слов, например: Девочка подвешивает на ветку корм для птиц; девочка подвешивает на ветки гроздья рябины и кусочки сала; мальчик чистит кормушку; мальчик сметает снег с кормушки и т.д.

7. «Убери лишнюю картинку и составь рассказ»

Задача: продолжать учить детей находит лишнюю картинку, не относящуюся к сюжету; выделять сюжетную линию; составлять на основе этого небольшой рассказ.


Методическое обеспечение: Набор картинок с изображением начала, середины и конца сюжета и просто картинки.

Хорд игры: Воспитатель раскладывает перед детьми картинки (одна из них лишняя), предлагает рассмотреть их и найти ту, которая, по их мнению, лишняя в данном сюжете. Далее предлагается составить рассказ по трём оставшимся картинкам.

Примечание: по такой же схеме возможно использование 4-х сюжетных картинок.

8. «Магазин игрушек».

Задача: учить детей составлять сложные предложения при описании предметов.

Методическое обеспечение: набор разнообразных игрушек.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что они пришли в магазин. На полках стоят разные игрушки. Чтобы купить понравившуюся игрушку, нужно сказать о ней так, чтобы продавец понял, что за игрушку выбрал покупатель.

Педагог приводит словесный образец речи покупателя: «Я хотел бы купить плюшевого мишку, у которого завязан синий бантик». «Я хотела бы купить куклу, которая одета в розовое платье».

Далее предлагается выбрать продавца. Остальные дети – покупатели. Продавец «продаёт» игрушку, если покупатель правильно описал её.

9. «Скажи фразу по-разному».

Задача: развивать у детей выразительность и эмоциональность речи.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям побывать актёрами, говорит, что актёру необходимо уметь говорить по-разному – грустно, весело, сердито, спокойно и т.д. Далее воспитатель на примере показывает, как одна и та же фраза может звучать в зависимости от того, как её произнесут: «Сегодня мы идём в парк» (проговаривает весело, грустно, восторженно, удивлённо, безразлично, в виде вопроса и т.д.)

10. «Составь рассказ по модели».

Задача: развивать умение составлять схему сказки и рассказ по ней (творческое рассказывание).

Оборудование: набор кружков, полосок разного размера, длины и цвета, схематичное изображение человека.

Методика проведения: воспитатель сообщает детям, что он вместе с ними будет составлять рассказ, но сначала нужно составить модель будущего рассказа. Совместно выбираются нужные кружки, полоски и т.д. Составляется схема и сказка по ней.

Примечание: на первом занятии воспитатель, составляя рассказ вместе со всей группой, показывает, как нужно это делать. На других занятиях дети сами пробуют составлять рассказы. Первоначально им предлагается 2 кружка, затем, от занятия к занятию, добавляются полоски, схематичные изображения и т.д. до 5. По ходу рассказа можно добавлять фигурки, включая персонажей.


Пример: берутся белый, серый, зелёный маленькие кружки, оранжевый треугольник, коричневый большой кружок. Составляется рассказ о том, как зайчик встретил ёжика, и они ходили на поиски морковки и яблок к обеду. Им помог (или помешал) медведь.

Приложение Е

Таблица 2.2

Контрольная группа

Фамилия, имя ребёнка

Развитие сюжетной линии

Соответствие названия содержанию

Структурная организация текста

Разнообразие связей между смысловыми частями и предложениями

Грамматическая правильность, характер предложений

Образность и выразительность речи, плавность изложения

1. Очилова Саша

Выделяется сюжетная линия, но есть неточности в передаче сюжета

Название соответствует содержанию рассказа

Почти нет нарушений в выстраивании композиции

В основном используется цепная местоименная связь

Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно.

Речь эмоциональна, выразительна.

2. Косенков Даниил

Выделяется сюжетная линия

Название соответствует содержанию рассказа

Части просматриваются, но нет композиционной завершенности текста.

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений

Речь маловыразительна, монотонна.

3. Железогло Даниил

Есть нарушение в развитии сюжетной линии

Название соответствует содержанию рассказа

Нет чёткого выделения частей текста, композиционной завершённости.

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений.

Речь маловыразительная, отрывиста.

Продолжение таблицы 2.2

4.Пыжнова Александра

Выделяется сюжетная линия

Название соответствует содержанию рассказа

Части просматриваются, но нет композиционной завершенности текста.

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно.

Речь маловыразительна, эмоционально однообразна.


Экспериментальная группа

Фамилия, имя ребёнка

Развитие сюжетной линии

Соответствие названия содержанию

Структурная организация текста

Разнообразие связей между смысловыми частями и предложениями

Грамматическая правильность, характер предложений

Образность и выразительность речи, плавность изложения

1. Комарова София

Есть нарушение в развитии сюжетной линии

Название соответствует содержанию рассказа

Почти нет нарушений в выстраивании композиции

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно.

Речь маловыра-зительна, монотонна.

Продолжение таблицы 2.2

2. Аветян Варвара

Выделяет-ся сюжетная линия

Название соответствует содержанию рассказа

Недостаточно чётко прослеживают-ся части текста. Нет чёткой завершённости рассказа.

Наряду с местоименной связью используется формально – присоединитель-ная

Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Есть грамматические ошибки.

Речь маловыразительна, эмоционально однообразна.

3.Приходько Иван

Выделяет-ся сюжетная лини, но есть неточности

Название соответствует содержанию рассказа

Прослеживает-ся композиционная завершённость, выделяется каждая часть.

Наряду с местоименной связью используется формально – присоединитель-ная

Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений. Есть грамматические ошибки.

Речь эмоциональна, выразительна.

4. Исаева Наташа

Есть нарушение в развитии сюжетной линии

Название не полностью соответствует содержанию рассказа

Нет чёткого выделения частей текста, композицион-ной завершённости.

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания достаточные по объёму, но мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены, верно.

Речь маловырази-тельна, отрывиста, монотонна.

Приложение Ж

Протокол