Файл: Дидактическая игра как метод обучения (развернуто).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиска путей эффективного обучения детей, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира знаний, впечатлений. В дошкольном возрасте ребенок стремится все познать через игру. Игра — это отражение детьми взрослого мира. Для развития детей в дошкольном учреждении дидактическая игра предоставляет широкие возможности. В дидактической игре познавательные задачи объединяются с игровыми. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит и развивается. Детские дидактические игры - важное средство разностороннего обучения и воспитания ребёнка. [ 8 с.3]

В процессе игры углубляются и развиваются знания и представления детей об окружающем мире. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой под руководством воспитателя дети овладевают новыми знаниями.

В игре дошкольник развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть благополучие учебной, коммуникативной, трудовой деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью и основным методом обучения детей.

Дидактическая игра как обучающая привлекала педагогов ещё на заре зарождения теории и практики обучения и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Психологами подмечено, что знания, усвоенные без интереса, без положительных эмоций, не являются полезными. Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. Широкое использование дидактических игр способствует всестороннему развитию детей, делает привлекательной ту деятельность, в которую их вовлекает педагог.

Тема дидактической игры в педагогическом процессе дошкольника очень важна, так как благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем его мире. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы.


Цель данной работы: рассмотреть дидактическую игру как метод обучения на примере обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

Выделен объект исследования: процесс обучения рассказыванию.

Предмет исследования: дидактическая игра как метод обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

  1. Изучить историю возникновения и развития дидактической игры.
  2. Выявить сущность понятия дидактическая игра, ее компоненты.
  3. Рассмотреть роль и педагогические возможности дидактической игры.
  4. Изучить условия проведения дидактической игры.
  5. Подобрать методику для диагностирования уровня развития связной речи у старших дошкольников и провести констатирующий эксперимент.
  6. Сделать выводы по результатам эксперимента, подобрать и апробировать систему дидактических игр, направленную на обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию.
  7. Провести повторную диагностику в рамках контрольного эксперимента.
  8. Сделать выводы и разработать методические рекомендации для педагогов.

Методы исследования: изучение методической литературы и педагогический эксперимент.

Гипотеза: процесс обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста будет наиболее успешным при условии использования специально подобранной системы дидактических игр.

Структура - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

1.1 История возникновения и развития дидактической игры

Дидактические игры существуют очень давно, их создавал народ - это такие игры: « Сорока - белобока», «Ладушки», «Садовник», «Барыня», «Краски» и другие. В них много юмора, шуток и в то же требуют от ребенка внимания, напряженной умственной мысли, соревнования в сообразительности. Особый интерес представляют дидактические игры для развития речи, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, расположение предметов в пространстве. Во многих игрушках, играх заложена возможность самообучения ребёнка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.


С течением времени игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети, а варианты игр изменяют педагоги - практики, опираясь, на свои идеи.

Традиция использования дидактических игр в целях обучения детей, сложившаяся в педагогике, получила отражение в трудах учёных, в практической деятельности многих педагогов. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. В различных педагогических системах дидактической игре придавалась различная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной степени не отводилось бы место игре.

Впервые система дидактических игр для детского сада была создана Фридрихом Фребелем. Он ценил игру и считал её важным средством обучения и воспитания. Педагогика Фребеля впервые в истории отвечала на вопрос о том, как сделать, чтобы знания приобретались детьми деятельным путём. В соответствии с характерной для детей потребностью в игровой деятельности Фребель создал занятия – игры, в которых содержание давалось детям в игровой форме. Ему принадлежит идея соединения обучения и игры. Игры с мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами расположены по принципу возрастающей сложности задач обучения и игровых действий. Обязательным элементом дидактических игр были стихи, песенки. Успех его игр - занятий объясняется тем, что это были практические средства обучения детей [ 13].

После Ф. Фребеля идея применения дидактических игр в детском саду развивается в течение всего века и ещё раз закрепляется дидактическим материалом Марии Монтессори. По определению места игры в процессе обучения дидактическая игра М.Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: «игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияния на развитие ребёнка» [ 10].

Игровой метод получает широкое развитие, и дидактическая игра крепко входит в практику дошкольных учреждений.

Материалы Марии Монтессори привлекательны и просты в применении, соответствовали возрастным особенностям ребёнка. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения. Детям предлагались «рамки с застёжками», «клавишные доски», «числовые станки», фигуры – вкладыши и т.п. Эти материалы были устроены таким образом, что ребёнок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось [ 10].


Огромное воспитательно - образовательное значение придавал играм К.Д.Ушинский. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Также К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры, видя в них огромное воспитательное средство[15].

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И.Тихеевой , которая разработала игры для знакомства с окружающим миром и развитие речи. Она создала свою индивидуальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности, которая состояла из знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров и разного цвета), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды ). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Главную роль в дидактических играх и занятиях Е.И. Тихеева отводила воспитателю. Дидактический материал Е.И. Тихеева считала одним из важнейших факторов развития интеллекта ребёнка, но материал должен соответствовать основным запросам и интересам детей. Игры предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация), совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие внимания, памяти, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр [ 15].Содержание дидактических игр подсказала окружающая жизнь. Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно - печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрическая мозаика[ 8 с.115].

Идеи включения игры в процесс обучения после работ Е.И.Тихеевой продолжили Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая. Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых - обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, навыков и умений. Исследователями Е.И.Удальцовой, А.И.Сорокиной, А.П.Усовой, А.К.Бондаренко установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях [ 15].


В последнее время поиски учёных ( Н.Е.Веракса, З.М.Богуславская ) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, детей ставят перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры не дидактическими, а развивающими. Одним из авторов целой серии развивающих игр является В.В. Воскобович. Его игры способствуют развитию интеллекта ребёнка с учётом проявления творчества (рисунок 1.1). Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно.

Рисунок 1.1

Таким образом, многие педагоги и психологи считают дидактическую игру одним из ведущих средств, методов, адекватных и природе детства, и культуре. Дидактическая игра может быть и формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

1.2 Понятие дидактической игры, ее компоненты

Дидактическая игра — это такая коллективная, учебная деятельность, когда каждый ребенок или группа в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра – это одно из средств, методов обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Игре присущи две функции в процессе обучения:

1. Совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

2. Дети усваивают новые знания и умения разного содержания – сущность второй функции.

Основные особенности дидактических игр:

Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Для детей, которые принимают участие в игре, воспитательная и образовательная роль дидактической игры достигается через игровую задачу, игровые действия, правила . Содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и обязательно сочетается с игровой формой. Дидактические игры имеют свою структуру.