Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
1.1 История возникновения и развития дидактической игры
1.2 Понятие дидактической игры, ее компоненты
1.3 Классификация дидактических игр
1.4 Роль и педагогические возможности дидактической игры
1.5 Руководство дидактическими играми и их планирование
2.2 Формирующий этап эксперимента
- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты)
- Какие вы еще фрукты знаете, назовите (ответы детей)
«Детки на ветке»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры:
Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Кто где живет?»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут домашние животные.
Игровые правила: Отвечать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.
Игровое действие: Поиск нужного домика для домашнего животного.
Дидактический материал: резиновые игрушки — домашние животные: лошадь, корова, коза, собака, куры, поросята и т.д. Строения: курятник, сарай, конюшня, коровник.
Ход игры
Воспитатель показывает на строения и задает детям вопрос:
- Кто из вас догадался, что такое коровник? (место, где живут коровы)
- Где могут жить кони? (в конюшне)
- Где будут жить куры и петухи? (в курятнике)
- Чем отличаются постройки для коровы, лошади, кур? (величиной)
- Кто построил коровник, конюшню, сарай? (человек, люди и т.д.)
- Почему люди строят коровники, конюшни и сараи рядом со своим домом? (ответы детей обсуждаются)
Настольно – печатные игры.
«Когда это бывает?» [5, с.44]
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением времён года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой). Расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель объясняет правила. Дети сегодня мы будем играть так: посмотрите у меня много картинок. Я их вам пока не покажу и вы их не показывайте друг другу. Мы будем отгадывать, что нарисовано. Воспитатель раздаёт картинки, называет ребёнка. Тот рассматривает внимательно свою картинку, затем рассказывает о её содержании. Затем другой ребёнок отгадывает о каком времени года было рассказано. После ребёнок показывает свою картинку, дети убеждаются в правильности ответа. Игра продолжается пока дети не расскажут обо всех картинках.
«Что где растет?»
Дидактическая задача: Закрепить знания детей о растениях ; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами ; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.
Ход игры: Играющие получают по большой карте с разными пейзажами ; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунками на большой карте. выигрывает тот, кто быстро закроет все пустые клетки и правильно назовет растения (на больших картах нарисованы лес, поле, сад, огород.) Трудным будет название злаков, грибов. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешиваются, игра продолжается.
«Парные картинки» [ 2, с.72]
Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинках, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать умение выполнять правила игры.
Ход игры: У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображены предметы: игрушки, посуда, одежда и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берёт две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает: Что это?
Чашка - отвечают дети. А на этой картинке то же чашка. Что можно сказать о них? Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят: Они одинаковые.
Да они одинаковые, парные. Две чашки - пара, значит парные. Сегодня мы поиграем в парные картинки (Держит в руке обе картинки - чашки.) Послушайте, как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, а вам раздам по картинке. Кого я позову тот пойдёт и найдёт на столе такую же картинку, найдёт ей пару. Выиграет тот, кто не ошибётся и громко назовёт предмет. Предлагаю более сложный вариант, раздаю картинки, прошу их быть внимательными и ответить у кого такая же картинка. Сама не показываю, а рассказываю об изображённом предмете так чтобы тот, у кого такая же, мог отгадать и показать.
У меня на картинке нарисован длинноухий серенький ест морковку. У кого такая же картинка? Дети ищут. Тот, у кого изображён – зайчик, говорит: У меня тоже такой зайчик. И показывает.
Словесные игры.
«Позовем сказку» [11, с.65]
Дидактическая задача: закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как дружить, жить; в поступках героев сказок раскрываются разные качества человека: доброта, смелость, отзывчивость, дружба; в сказках высмеиваются лень, трусость, грубость, зло.
Игровые действия: Рассматривание иллюстраций к сказкам. Узнавание сказок по коротким отрывкам и иллюстрациям.
Игровые правила: Внимательно слушать сказку, которую дети позвали; не мешать друг другу , если кому то известна сказка; не задавать вопросов во время рассказывания сказки и слушания ее детьми; стараться запомнить самое интересное в сказке.
Дидактический материал: иллюстрации к новым и знакомым сказкам.
Ход игры:
Воспитатель кратко говорит о некоторых особенностях сказки, вызывая желание послушать сказку.
Воспитатель: А теперь начинаем игру « Позовем сказку»?
Дети: Сказка, приди к нам. Сказка, сказка, приходи, что –ни будь нам расскажи. Расскажи о том, чего и нет, но очень интересно узнать. Сказка, приходи и расскажи , чего еще и нет , а будет.
Воспитатель: Сказка обязательно придет: вы так хорошо ее позвали. А вот смотрите: что это? ( конверт с иллюстрациями сказки). Позвали сказку, а появились картинки( воспитатель показывает иллюстрации к сказкам).
После узнавания сказки по картинкам воспитатель предлагает детям узнать сказку по коротким ее частям – отрывкам.
Воспитатель: Выбрали сказку как будто ее позвали, и она пришла. Поздоровалась с вами. А как вы ответите, чтобы сказка узнала, что дети рады?
Дети: Спасибо сказка, что пришла. Здравствуй сказочка, мы ребята, любим сказки. Мы рада, что сказка пришла.
Воспитатель: Вы хорошо, ласково, приветливо встретили сказку. А сейчас слушайте, что рассказывает сказка. Слушайте и запоминайте. С кем вы встречались в сказке? Что вы узнали, что было хорошо и что не очень?
« Вершки - корешки» [2,с.110]
Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровое действие: разыгрывание фантов.
Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками: Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками. Воспитатель называет какой – ни будь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое (см. рисунок)
Воспитатель называет: « Морковь». Дети отвечают: «Корешки», « Помидор» -
« Вершки». « Лук»- « Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант.
Можно предложить иной вариант: воспитатель говорит « Вершки»,
дети вспоминают овощи,
Рисунок у которых съедобны вершки. Эту игру проводят после беседы об огороде, овощах.
Таблица 2.1
Контрольная группа
Фамилия, имя ребёнка |
Развитие сюжетной линии |
Соответствие названия содержанию |
Структурная организация текста |
Разнообразие связей между смысловыми частями и предложениями |
Грамматическая правильность, характер предложений |
Образность и выразительность речи, плавность изложения |
1. Очилова Саша |
Выделяется сюжетная линия, но есть неточности в передаче сюжета |
Название соответствует содержанию рассказа |
Почти нет нарушений в выстраивании композиции |
В основном используется цепная местоименная связь |
Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно. |
Речь эмоциональна, выразительна. |
2.Косенков Даниил |
Выделяется сюжетная линия |
Название соответствует содержанию рассказа |
Части просматриваются, но нет композиционной завершенности текста. |
Нет разнообразия средств внутри текстовой связи |
Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений |
Речь маловыразительна, монотонна. |
3. Железогло Даниил |
Есть нарушение в развитии сюжетной линии |
Название соответствует содержанию рассказа |
Нет чёткого выделения частей текста, композиционной завершённости. |
Нет разнообразия средств внутри текстовой связи |
Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений. Есть грамматические ошибки. |
Речь маловыразительная, отрывиста. |
Продолжение таблицы 2.1
4. Пыжнова Александра |
Выделяется сюжетная линия |
Название соответствует содержанию рассказа |
Части просматриваются, но нет композиционной завершенности текста. |
Нет разнообразия средств внутри текстовой связи |
Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно. |
Речь маловыразительна, эмоционально однообразна. |
Экспериментальная группа
Фамилия, имя ребёнка |
Развитие сюжетной линии |
Соответствие названия содержанию |
Структурная организация текста |
Разнообразие связей между смысловыми частями и предложениями |
Грамматическая правильность, характер предложений |
Образность и выразительность речи, плавность изложения |
|
1. Комарова София |
Есть нарушение в развитии сюжетной линии |
Название соответствует содержанию рассказа |
Почти нет нарушений в выстраивании композиции |
Нет разнообразия средств внутри текстовой связи |
Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно. |
Речь маловыразительна, монотонна. |
Продолжение таблицы 2.1
2.Аветян Варвара |
Выделяется сюжетная линия |
Название соответствует содержанию рассказа |
Недостаточно чётко прослеживаются части текста. Нет чёткой завершённости рассказа. |
Наряду с местоименной связью используется формально- присоединительная |
Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Есть грамматические ошибки. |
Речь маловыразительна, эмоционально однообразна. |
3. Приходько Иван |
Выделяется сюжетная лини, но есть неточности. |
Название соответствует содержанию рассказа |
Прослеживается композиционная завершённость, выделяется каждая часть. |
Наряду с местоименной связью используется формально- присоединительная |
Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений. Есть грамматические ошибки. |
Речь эмоциональна, выразительна. |
4. Исаева Наташа |
Есть нарушение в развитии сюжетной линии |
Название не полностью соответствует содержанию рассказа |
Нет чёткого выделения частей текста, композиционной завершённости. |
Нет разнообразия средств внутри текстовой связи |
Высказывания достаточные по объёму, но мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно. |
Речь маловыразительна, отрывиста, монотонна. |
1. «Скажи по-другому».