Файл: Дидактическая игра как метод обучения (развернуто).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (фрукты)

- Какие вы еще фрукты знаете, назовите (ответы детей)

«Детки на ветке»
Дидактическая задача: Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры:

Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

«Кто где живет?»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, где живут домашние животные.

Игровые правила: Отвечать по сигналу воспитателя. Соблюдать очередность и партнерские отношения.

Игровое действие: Поиск нужного домика для домашнего животного.

Дидактический материал: резиновые игрушки — домашние животные: лошадь, корова, коза, собака, куры, поросята и т.д. Строения: курятник, сарай, конюшня, коровник.

Ход игры

Воспитатель показывает на строения и задает детям вопрос:

- Кто из вас догадался, что такое коровник? (место, где живут коровы)

- Где могут жить кони? (в конюшне)

- Где будут жить куры и петухи? (в курятнике)

- Чем отличаются постройки для коровы, лошади, кур? (величиной)

- Кто построил коровник, конюшню, сарай? (человек, люди и т.д.)

- Почему люди строят коровники, конюшни и сараи рядом со своим домом? (ответы детей обсуждаются)

Приложение Б

Настольно – печатные игры.

«Когда это бывает?» [5, с.44]

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание, находчивость, выдержку.

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением времён года, для каждого времени года 2-3 картинки (зимний пейзаж, зимние забавы, труд людей зимой). Расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель объясняет правила. Дети сегодня мы будем играть так: посмотрите у меня много картинок. Я их вам пока не покажу и вы их не показывайте друг другу. Мы будем отгадывать, что нарисовано. Воспитатель раздаёт картинки, называет ребёнка. Тот рассматривает внимательно свою картинку, затем рассказывает о её содержании. Затем другой ребёнок отгадывает о каком времени года было рассказано. После ребёнок показывает свою картинку, дети убеждаются в правильности ответа. Игра продолжается пока дети не расскажут обо всех картинках.


«Что где растет?»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о растениях ; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами ; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Ход игры: Играющие получают по большой карте с разными пейзажами ; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунками на большой карте. выигрывает тот, кто быстро закроет все пустые клетки и правильно назовет растения (на больших картах нарисованы лес, поле, сад, огород.) Трудным будет название злаков, грибов. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешиваются, игра продолжается.

«Парные картинки» [ 2, с.72]

Дидактическая задача: Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинках, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать умение выполнять правила игры.

Ход игры: У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображены предметы: игрушки, посуда, одежда и др. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берёт две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает: Что это?

Чашка - отвечают дети. А на этой картинке то же чашка. Что можно сказать о них? Воспитатель не торопится сам ответить на вопрос. Дети догадываются и говорят: Они одинаковые.

Да они одинаковые, парные. Две чашки - пара, значит парные. Сегодня мы поиграем в парные картинки (Держит в руке обе картинки - чашки.) Послушайте, как мы будем играть. Я на этом столе положу картинки, а вам раздам по картинке. Кого я позову тот пойдёт и найдёт на столе такую же картинку, найдёт ей пару. Выиграет тот, кто не ошибётся и громко назовёт предмет. Предлагаю более сложный вариант, раздаю картинки, прошу их быть внимательными и ответить у кого такая же картинка. Сама не показываю, а рассказываю об изображённом предмете так чтобы тот, у кого такая же, мог отгадать и показать.

У меня на картинке нарисован длинноухий серенький ест морковку. У кого такая же картинка? Дети ищут. Тот, у кого изображён – зайчик, говорит: У меня тоже такой зайчик. И показывает.

Приложение В

Словесные игры.

«Позовем сказку» [11, с.65]

Дидактическая задача: закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как дружить, жить; в поступках героев сказок раскрываются разные качества человека: доброта, смелость, отзывчивость, дружба; в сказках высмеиваются лень, трусость, грубость, зло.


Игровые действия: Рассматривание иллюстраций к сказкам. Узнавание сказок по коротким отрывкам и иллюстрациям.

Игровые правила: Внимательно слушать сказку, которую дети позвали; не мешать друг другу , если кому то известна сказка; не задавать вопросов во время рассказывания сказки и слушания ее детьми; стараться запомнить самое интересное в сказке.

Дидактический материал: иллюстрации к новым и знакомым сказкам.

Ход игры:

Воспитатель кратко говорит о некоторых особенностях сказки, вызывая желание послушать сказку.

Воспитатель: А теперь начинаем игру « Позовем сказку»?

Дети: Сказка, приди к нам. Сказка, сказка, приходи, что –ни будь нам расскажи. Расскажи о том, чего и нет, но очень интересно узнать. Сказка, приходи и расскажи , чего еще и нет , а будет.

Воспитатель: Сказка обязательно придет: вы так хорошо ее позвали. А вот смотрите: что это? ( конверт с иллюстрациями сказки). Позвали сказку, а появились картинки( воспитатель показывает иллюстрации к сказкам).

После узнавания сказки по картинкам воспитатель предлагает детям узнать сказку по коротким ее частям – отрывкам.

Воспитатель: Выбрали сказку как будто ее позвали, и она пришла. Поздоровалась с вами. А как вы ответите, чтобы сказка узнала, что дети рады?

Дети: Спасибо сказка, что пришла. Здравствуй сказочка, мы ребята, любим сказки. Мы рада, что сказка пришла.

Воспитатель: Вы хорошо, ласково, приветливо встретили сказку. А сейчас слушайте, что рассказывает сказка. Слушайте и запоминайте. С кем вы встречались в сказке? Что вы узнали, что было хорошо и что не очень?

« Вершки - корешки» [2,с.110]

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровое действие: разыгрывание фантов.

Ход игры: Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что корешками: Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками. Воспитатель называет какой – ни будь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое (см. рисунок)

Воспитатель называет: « Морковь». Дети отвечают: «Корешки», « Помидор» -

« Вершки». « Лук»- « Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант.


Можно предложить иной вариант: воспитатель говорит « Вершки»,

дети вспоминают овощи,

Рисунок у которых съедобны вершки. Эту игру проводят после беседы об огороде, овощах.

Приложение Г

Таблица 2.1

Контрольная группа

Фамилия, имя ребёнка

Развитие сюжетной линии

Соответствие названия содержанию

Структурная организация текста

Разнообразие связей между смысловыми частями и предложениями

Грамматическая правильность, характер предложений

Образность и выразительность речи, плавность изложения

1. Очилова Саша

Выделяется сюжетная линия, но есть неточности в передаче сюжета

Название соответствует содержанию рассказа

Почти нет нарушений в выстраивании композиции

В основном используется цепная местоименная связь

Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно.

Речь эмоциональна, выразительна.

2.Косенков Даниил

Выделяется сюжетная линия

Название соответствует содержанию рассказа

Части просматриваются, но нет композиционной завершенности текста.

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений

Речь маловыразительна, монотонна.

3. Железогло Даниил

Есть нарушение в развитии сюжетной линии

Название соответствует содержанию рассказа

Нет чёткого выделения частей текста, композиционной завершённости.

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений. Есть грамматические ошибки.

Речь маловыразительная, отрывиста.

Продолжение таблицы 2.1

4. Пыжнова Александра

Выделяется сюжетная линия

Название соответствует содержанию рассказа

Части просматриваются, но нет композиционной завершенности текста.

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно.

Речь маловыразительна, эмоционально однообразна.


Экспериментальная группа

Фамилия, имя ребёнка

Развитие сюжетной линии

Соответствие названия содержанию

Структурная организация текста

Разнообразие связей между смысловыми частями и предложениями

Грамматическая правильность, характер предложений

Образность и выразительность речи, плавность изложения

1. Комарова София

Есть нарушение в развитии сюжетной линии

Название соответствует содержанию рассказа

Почти нет нарушений в выстраивании композиции

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно.

Речь маловыразительна, монотонна.

Продолжение таблицы 2.1

2.Аветян Варвара

Выделяется сюжетная линия

Название соответствует содержанию рассказа

Недостаточно чётко прослеживаются части текста. Нет чёткой завершённости рассказа.

Наряду с местоименной связью используется формально- присоединительная

Высказывания небольшие по объёму, мало сложноподчинённых предложений. Есть грамматические ошибки.

Речь маловыразительна, эмоционально однообразна.

3. Приходько Иван

Выделяется сюжетная лини, но есть неточности.

Название соответствует содержанию рассказа

Прослеживается композиционная завершённость, выделяется каждая часть.

Наряду с местоименной связью используется формально- присоединительная

Высказывания небольшие по объёму, нет сложноподчинённых предложений. Есть грамматические ошибки.

Речь эмоциональна, выразительна.

4. Исаева Наташа

Есть нарушение в развитии сюжетной линии

Название не полностью соответствует содержанию рассказа

Нет чёткого выделения частей текста, композиционной завершённости.

Нет разнообразия средств внутри текстовой связи

Высказывания достаточные по объёму, но мало сложноподчинённых предложений. Предложения выстроены верно.

Речь маловыразительна, отрывиста, монотонна.

Приложение Д

1. «Скажи по-другому».