Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве сигналов ОС были использованы аудиальный и визуальный сигналы - звучание приятной мелодии и предъявленная на экране дисплея электромиограмма, разворачивающаяся вокруг нулевой линии. Одновременно на экран выводятся линии порогового напряжения мышц лица, образующие коридор. Задача, которая стояла перед пациентом - научится воспроизводить такое состояние, при котором аудиальный и визуальный сигналы подаются непрерывно. Порог активности мышц должен соответствовать мышечной релаксации. В ряде случаев, по желанию пациента, мы использовали только аудиальные сигналы, так как эффект релаксации при закрытых глазах наступает быстрее.

Занятия проходили в три этапа (таблица № 5): подготовительный, основной, заключительный.

Таблица № 5.

План занятий БОС - ЭМГ.

Тема занятия

Содержание занятия

Время дни / сеансы

Определение требуемой коррекции ЭМГ (подготовительный этап)

Обучение произвольному расслаблению мускулатуры

3-4/6-8

Коррекция ЭМГ (основной этап)

Выработка навыка произвольной регуляции мускулатуры

8-10/20-25

Контроль ЭМГ без обратной связи (заключительный этап)

Закрепление навыка и обучение применению его в обыденной жизни

2-3/5-6

Результаты, полученные на подготовительном этапе:

    1. Осознана активная позиция в систематическом выполнении предписаний для повышения положительной мотивации к проводимым занятиям.
    2. Освоен навык мышечной релаксации.
    3. Снижено психоэмоциональное напряжение.
    4. Получена положительная динамика психоэмоционального состояния. Задача основного этапа - обучить пациента контролировать свое состояние и управлять им, сформировать толерантность к стрессовым состояниям, чтобы предотвратить в будущем развитие дезадаптивных нарушений.

Цель - активное предотвращение переживаний в психотравмирующих ситуациях.

Результат - выработан навык психосаморегуляции.

На заключительном этапе задача сводилась к устойчивому закреплению выработанного навыка саморегуляции и применению его в процессе школьного обучения. Для проверки устойчивости навыка заключительные сеансы проводились без обратной связи и пациенты ориентировались на внутренние ощуще­ния. Использовалась методика физиологической десенсибилизации, во время которой дети демонстрировали сформированность приобретенного навыка на фоне провокационной воображаемой стрессовой ситуации.


Для мобилизации внутренних ресурсов через коррекцию функциональных систем были использованы метод БОС по дыхательной аритмии сердца (величина разницы между частотой сердечных сокращений на вдохе и на выдохе) - метод ДАС - БОС по А. А. Сметанкину, который является составной частью различных методик, использующихся как для профилактики заболеваний, так и для лечения. В основе метода лежит синхронизация функционирования кардиореспираторной системы и формирование навыка на новый диафрагмально-релаксационный тип дыхания с выраженным уменьшением ЧСС в фазу выдоха. В методике А.А. Сметанкина произвольные изменения дыхания служат основой для обучения диафрагмально - релаксационному типу дыхания (ДРД) с одновременным контролем систематических изменений ЧСС. Изменение дыхательных паттернов с помощью ДРД без усилий ведет к улучшению функциональных возможностей. Дыхание осуществляется как произвольно, так и не произвольно и часто происходит неосознанно. Под контролем изменений ДАС формировался новый тип дыхания с максимальной ДАС.

Следует отметить, что в организме физиологически заложена дыхательная аритмия сердца (ДАС), то есть некоторое увеличение ЧСС на вдохе и снижение ЧСС на выдохе. Во время вдоха центральная инспираторная активность и импульсы с рецепторов растяжения легких поступают в кардиоингибиторный центр и блокируют парасимпатическое влияние на синоатриальный узел, в результате чего на его активность оказывают модулирующее воздействие только симпатические волокна, что приводит к приросту ЧСС. В конце вдоха рефлекс Геринга - Брейера тормозит центральную инспираторную активность, при этом прекращается торможение вагусных мотонейронов, иннервирующих сердце. Их действие на водитель ритма становится преобладающим и ЧСС уменьшается (рис.№ 1).

Рисунок № 1.

Изменения ЧСС в различные фазы дыхательного цикла.

Величина ДАС различна для взрослых и детей, она зависит от функционального состояния организма, а по степени выраженности ДАС можно объективно судить о вегетативном балансе организма и рассматривать как объектив объективный количественный показатель адаптационно-компенсаторных возможностей организма[22]

Рис.1

Изменение величины ДАС в зависимости от возраста

Рис.2

Изменение величины ДАС в зависимости от состояния организма


Таким образом, ДАС позволяет говорить об общих регуляторных взаимосвязях в деятельности кардиореспираторной системы, которые и обуславливают гомеостаз внутренней среды организма. Ключевым моментом на этом этапе являлся подбор индивидуальных границ верхнего и нижнего пределов ЧСС. Введение в контур управления с БОС кардиореспираторного показателя ДАС, оказалось эффективным для снятия психовегетативной напряженности.

В ходе этой части исследования решались задачи:

  1. Выработать навык ДРД с достижением максимальной синхронизации фаз дыхательного цикла и колебаний ЧСС, максимального снижения ЧСС на выдохе и; как результат, - увеличения индивидуальной величины ДАС. Пациент, сознательно регулируя дыхание, опосредованно оказывает нормализующее воздействие на сердечный ритм.
  2. Закрепить навык ДРД на бессознательном уровне, то есть добиться автоматического применения навыка ДРД без применения приборов биологической обратной связи.
  3. Научить пациентов воспроизводить сформированный навык в дискомфортной ситуации.

Обучение навыку ДРД было структурировано из двух компонентов:

  1. Расслабления - отсутствие умственного или физического напряжения, внутреннего возбуждения. Это важный компонент занятий, необходимо научить, пациента расслабляться как физически, так и эмоционально.
  2. Диафрагмальное дыхание - дыхание с обязательным участием диафрагмы, как мощной рефлексогенной зоны.

Каждое занятие должно проходить в тесном контакте с родителями ребенка, они участвовали в работе с первого сеанса. Акцентировалось внимание на необходимость тренировочных занятий дома и для успешного овладения навыком ДРД родители выполняли соответствующие упражнения с ребенком самостоятельно - домашнее задание. Это позволило не только повысить эффективность сеансов БОС - терапии, но и укрепить контакт между ребенком и родителями, что способствовало улучшению состояния ребенка и формированию устойчивой модели родительско-детских отношений с заинтересованностью родителей в благоприятном течении периода адаптации.

Динамика изменения величины ДАС в исследуемой группе представлена на диаграмме № 1.

Диаграмма № 1.

Изменения величины дыхательной аритмии сердца.

План индивидуальных занятий по нормализации центральной регуляции кардиореспираторной системы представлен в таблице № 6. Таблица № 6.

План занятий ДАС БОС терапии


Тема занятий

План занятий

Время дни/ сеансы

Знакомство, создание индивидуального шаблона сеанса ДАС БОС

Создание карточки, сбор анамнеза, обучение диафрагмальному дыханию

1-2/1-2

Работа по компьютерной программе «Cardio»

Синхронизация работы дыхательной и сердечно - сосудистой системы

10- 12/10-12

Количественные показатели процедур ДАС БОС терапии исследуемой группы представлены в таблице № 7.

Таблица № 7.

Количественные показатели процедур.

Количество детей!

Количество курсов

Количество сеансов?

Длительность сеансов

20

1-2

15 - 20-

15-20 минут

При анализе данных, полученных в ходе БОС - тренинга выявлено:

    1. Повышение максимальной величины ДАС до 35,2 (+ / - 8,5 ) от пер­воначальной 24,8 (+ /- 6,5) (р < 0,001).
    2. Снижение ЧД с 15,6 (+ / - 3,8) до 5,5 (+ / - 2,3) (р < 0,01).
    3. Стабилизация ЧСС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе.
    4. Улучшилось психоэмоциональное состояние у детей исследуемой группы: повысилась уверенность в себе, сосредоточенность, соб­ранность, снизилась тревожность (контроль по индикаторной карточке - индикатору).

Изменения физиологических показателей при обучении пациентов психоэмоциональному БОС - тренингу в корреляции с диагностическим сеансом представлены в таблице №8 и подтверждают, что обучение навыкам саморегуляции при вегетативной и психоэмоциональной напряженности оказалось эффективным в условиях применения функционального биоуправления. Результат достоверно указывает на оптимизацию баланса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, нормализацию центральной регуляции кардиореспираторной системы и психоэмоциональной сферы, что расширяет адаптационные резервы учащихся

Таблица № 8.

Изменения физиологических показателей при использовании ЭМГ- БОС и ДА С - БОС

В результате проведённого исследования стало ясно, что применение метода БОС значительно расширило функциональные резервы кардиореспираторной и центральной нервной системы у детей исследуемой группы, что обеспечило гладкое течение школьной адаптации. В исследуемой группе за период проведения исследования нет дезадаптированных детей, заболеваемость в 1,7 раза ниже, чем в контрольной группе и у 90 % первоклассников высокий уровень школьной мотивации.


Заключение

Подводя общий итог проделанной работы, необходимо подчеркнуть, что в процессе занятий с биологической обратной связью развиваются физиологические и биохимические реакций, противоположные тем, что возникают у человека при стрессе. Дополнительно происходит усиление активности эндогенной опиоидной системы и снижение сосудистой реактивности.

Таким образом, БОС способствует улучшению способностей человека противостоять стрессу. Большая роль при этом отводится его резервным возможностям.

Технология биоуправления формирует адаптивный тип взаимоотношений с внешней средой, помогает обрести равновесие между напряжением и релаксацией, что создает условия для профилактики психосоматических заболеваний, являющихся болезнями адаптации.

Метод БОС используется для оптимизации адаптационного процесса у младших школьников, позволяет обеспечить процесс психологической разгрузки всего педагогического коллектива, путем снижения уровня тревожности и напряжения в атмосфере класса.

Метод перспективен для решения проблемы СДВГ, так как оказывает влияние на компенсаторный переход регуляторных механизмов мозга на новый функциональный уровень, облегчающий нормализацию нарушенных функций церебрального гомеостаза.

Многопрофильно, используя: компьютерное оборудование, исследова­ны физиологические параметры исходного состояния кардиореспираторной (ЧЧС, ЧДД, ДАС) и центральной нервной системы (уровень стресса, ЭМГ), а так же уровня адаптивности детей с риском развития дезадаптивных нарушений.

Экспериментально, в ходе БОС - тренинга, установлено, что технология БОС значительно расширяет функциональные резервы, кардиореспираторной и центральной нервной системы детского организма, активизируя механизмы саморегуляции, что создает благоприятные условия для расширения адаптационных резервов к условиям современного учебного процесса, снижает риск функциональных расстройств, связанных с дезадаптацией. Это с большой степенью достоверности подтверждает целесообразность широкого внедрения названной технологии в практику педагогического и медико-психологического сопровождения учебного процесса в условиях общеобразовательной школы.

Изучена адаптация учащихся первых классов, обученных БОС - тре­нингу (исследуемая группа) и учащихся, не владеющих навыками саморегуляции (контрольная группа). Проведен расчет заболеваемости среди детей исследуемой и контрольной группы, выявлено, что заболеваемость у детей исследуемой группы ниже в 1,7 раза. Отмечено, в исследуемой группе выше показатель сформированности школьной мотивации, шире зона адаптации.