Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология биоуправления, как показано в многочисленных исследованиях, высоко эффективна при лечении детей с дизонтогенетическими расстройствами созревания отдельных функциональных систем - задержки или асинхронности их развития.[17] Актуально использование указанной технологии на донозологическом этапе, то есть до формирования дезадаптивных нарушений при переходе в первый класс.

2.2. Анализ применения метода биологической обратной связи в работе с младшими школьниками

Более подробно рассмотрим определение на аппаратуре биологической обратной связи исходного состояния кардиореспираторной и центральной нервной системы детей 6-го и 7-го года жизни, а также определение уровня адаптивности у детей группы «риска» по школьной дезадаптации.

В ходе исследования использовалась аппаратуру ЗАО «Биосвязь» г.Санкт - Петербурга:

    1. Комплекс компьютерный (КК) «Кардиотренажер КС - 03» с обратной связью по частоте сердечных сокращений (ЧСС) со съемом электрокардиосигнала и преобразования его в визуальный и акустический сигнал.
    2. Компьютерный комплекс психоэмоциональной коррекции для оценки функционального состояния ЦНС по результатам анализа: электромиограммы (ЭМГ) и электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Использование аппаратуры обеспечило комплексное обследование с помощью биоуправления с обратной связью, математическую обработку регистрируемых физиологических функций и создание базы данных.

Эта же аппаратура была использована на следующем этапе (БОС - тренинг) для нормализации центральной регуляции кардиореспираторной системы и для формирования навыков целенаправленного управления функциональным состоянием и повышения функциональных возможностей организма через активную мобилизацию собственных резервов.

Программное математическое обеспечение (ПМО) компьютера реализует медицинскую методику лечения через регистрацию физиологических параметров. Управление работой комплекса осуществляется в диалоговом режиме. Используется система, состоящая из двух входов для введения биоэлектрической активности, блока усиления и регистрирующего устройства. Биопотенциалы с датчиков усиливаются, фильтруются и оцифровываются. В программе предусмотрена система контекстно - зависимых подсказок и экранный интерфейс.


Нейропсихологическое обследование на аппаратуре ЗАО «Биосвязь» прошли дети группы «риска» по развитию школьной дезадаптации. Были определены показатели физиологических функций, отражающих текущее состояние ЦНС:

          1. Периферическое кровообращение по температуре пальцев рук;
          2. Биоэлектрическая активность мимической мускулатуры (ЭМГ);
          3. Вегетативная регуляция сердечно - сосудистой системы;
          4. Биоритмы головного мозга (ЭЭГ).

Периферическая температура пальцев рук, характеризующая изменения микроциркуляции при психоэмоциональном напряжении измерялась «Индикатором состояния» (ЗАО «Биосвязь, г. Санкт - Петербург). На «Индикаторе состояния» выделены четыре уровня, характеризующие эмоциональное состояние пациента (таблица № 1). Показатели термоэлемента фиксировались на шкале напряжения в прямой зависимости от состояния пациента

Таблица № 1 .

Показатели шкалы напряжения.

Состояние

Показатели термоэлемента

Stress (стресс)

20 - 25 градусов

Tense ( напряжение)

25 - 27 градусов

Normal (норма)

27-30 градусов

Calm (спокойствие)

30 - 36 градусов

Для оценки периферической микроциркуляции, учитывались показатели первого, диагностического сеанса (таблица № 2).

Таблица № 2.

Уровень напряжения на диагностическом сеансе ( %).

Состояние

Стресс:

Напряжение

Норма

Спокойствие

Мальчики

11

22

49

18

Девочки

10.2

20.5

46.3

23

Из таблицы № 2 видно, что основная группа детей на первом, диагно­стическом сеансе находилась в состоянии «нормы», четкой разницы между мальчиками и девочками не выявлено.

Уровень остаточного мышечного напряжения, как объективный показатель психовегетативных реакций, регистрировался в виде биоэлектрической активности мимической мускулатуры (ЭМГ).

Длительность диагностической процедуры - 180 секунд.

Режим регистрации - «0» (без обратной связи).

Амплитуда ЭМГ в состоянии покоя - до 3 см.

Было зарегистрировано ЭМГ с мышц лба, использовались два активных электрода. Значение амплитуды ЭМГ, рассчитанное за каждую десятую часть времени сеанса представлено в табличном виде. В исследуемой группе биоэлектрическая активность мышц зарегистрирована в диапазоне от 36,3 до 44,5 относительных единиц, без четкой разницы между девочками и мальчиками. Исходное значение ЭМГ мимических мышц было использовано для контроля над релаксацией и ее динамикой.


Функциональное напряжение в системе вегетативной регуляции определялось по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыханий (ЧД) и величины дыхательной аритмии сердца (ДАС). В информацию о пациенте введены данные, об уровне напряжения (по индикатору состояния) и статистические параметры, используемые для итоговых таблиц (таблица № 3).

Таблица № 3.

Статистические параметры итоговых таблиц.

Обозначение

Статистические параметры.

Минуты

Минута сеанса, за которую приводятся данные.

Ч/д

Количество условных дыханий, опосредованно вычисленных из ЧСС за минуту.

П/д

Количество правильных дыханий за минуту.

Пороги верхний / нижний

Значение установленных верхнего и нижнего порогов ЧСС

ЧСС вдох / выдох

Средние верхний и нижний пороги ЧСС за минуту

ДАС

Средняя дыхательная аритмия сердца за минуту

1С до / после сеанса

Температура пальца до сеанса и после

Физиологические показатели диагностического сеанса с использованием БОС по ЧСС у детей группы «риска» представлены в итоговой таблице № 4.

Таблица № 4.

Итоговая таблица диагностического сеанса.

Показатель

Мальчики

Девочки

ЧСС (уд. /мин.)

92.2 (+/- 3.2)

94.3 (+/-3.5)

ЧД (уд./мин.)

16 ( + /-2.5)

16.5 (+/- 1.8)

ДАС (уд./мин.)

22

23

Уровень напряжения (по индикатору состояния):

Стресс

5

5

Напряжение

11

10

Норма

24

25

Спокойствие

9

13

Диагностические сеансы проведены индивидуально с каждым пациентом продолжительностью 10 минут.

Анализ биоритмов головного мозга по электроэнцефалограмме (ЭЭГ- БОС) использован нами для оценки исходного состояния ЦНС и определения уровня адаптивности каждого ребенка к осложненным условиям среды. Процедура оценки адаптивности проведена по результатам обработки ЭЭГ, которая регистрировалась в биполярном отведении «лоб - затылок» доминантного полушария.

Продолжительность процедуры - 180 секунд.

Тип управления - «0» (без обратной связи).

Амплитуда ЭЭГ на экране - 3 см.

Алгоритм обработки ЭЭГ обеспечил оценку текущей амплитуды альфа - ритма и анализ структуры ЭЭГ путем измерения промежутка времени между последовательными пересечениями.


Программное обеспечение делает возможным вычисление средней амплитуды ЭЭГ за полупериод. Длительность полупериодов четырех ритмов ЭЭГ представлена на схеме № 2.

Схема № 2.

ЭЭГ - БОС. Выделение альфа (1) , бета (2) и mema (3) ритма.

Вертикальными отрезками отмечены моменты окончания очередной полуволны ЭЭГ за одну секунду, высота отрезка пропорциональна среднему значению амплитуды полуволны. В зависимости от времени, в течение которого в ЭЭГ наблюдается выраженный альфа - ритм, определяется альфа - индекс. Если альфа - индекс при регистрации более 75%, то альфа - ритм доминирующий, если 50 - 75 % - субдоминирующий и 0 - 25 % - слабо выраженный. Однако существует зависимость от возраста и от состояния ЦНС. Основной ритм покоя (альфа - ритм) четко выражен у младенцев к 3-месячному возрасту и претерпевает значительные изменения в процессе индивидуального развития[18]. Существенно увеличивается его выраженность и частота. С возрастом уменьшается представленность тета - ритма, мощность которого в ЭЭГ покоя в первые годы жизни превышает или равна мощности альфа -ритма. В 6-ти летнем возрасте (возраст детей исследуемой группы) происходят качественные изменения ЭЭГ - усиление выраженности альфа-ритма низкочастотного субдиапозона. По данным исследователей А.М. Вейн, Ф.П. Ведяев, Т.М: Ворбьева у детей 6 -го года жизни альфа - ритм не превышает 20 %. По мнению авторов, это обусловлено вариабельностью ЭЭГ и отсутствием регулярного характера альфа - ритма в этой возрастной группе[19].

Известно, что структура ЭЭГ выявляет индивидуально - типологические особенности и достаточно устойчива для определенного функционального состояния.

Исследования О.В: Богданова, А.А. Сметанкина, Н.М. Яковлева показали, что до 8 лет у здоровых детей способность направленного изменения доминирующего ритма очень низкая, поэтому мы проводили только диагностический сеанс с целью определения уровня адаптивности к изменениям окружающей среды и не использовали ЭЭГ - БОС для оптимизации адаптационных механизмов в этой возрастной группе. В исследуемой группе уровень адаптивности низкий - альфа ритм в сумме биотоков мозга не превысил 30 %, четкой разницы между девочками и мальчиками не выявлено.

Уровень адаптивности по ЭЭГ - БОС в исследуемой группе представлен в таблице № 4.

Таблица № 4.

Уровень альфа - ритма и адаптивности у детей исследуемой группы.


Контингент

Альфа - ритм (%)

Уровень адаптивности

Дети с поражением нервной системы.

До 12 %

Низкий

Дети 6-го года жизни

До 10%

Низкий

Дети 7-го года жизни

До 30%

Низкий

Таким образом, в ходе исследования, было многопрофильно, используя компьютерную технологию, исследовано исходное состояние кардиореспираторной и центральной нервной системы школьников. На основании этого сформирована группа детей для обучения БОС - тренингу с целью снижения уровня напряжения механизмов вегетативной регуляции, и оптимизации психоэмоциональной сферы.

Далее необходимо обучить изменению и управлению деятельностью висцеральных систем методом ОС в виде сенсорных стимулов, несущих информацию об изменениях контролируемой функции. Висцеральное обучение с биоуправлением предусматривает индивидуальный для каждого пациента выбор ОС с учетом сенсорной направленности сигналов: зрительного, звукового, тактильного. За физиологическую основу для работы на этом этапе была принята оценка функционального состояния пациента, проведенная на предыдущем этапе с анализом тормозных и возбудительных систем. По активности тормозных процессов можно судить об адаптивности индивида к изменению условий окружающей среды.[20] Чем выше такая активность, тем лучше переносится неблагоприятное внешнее воздействие.

В работах Н:B. Черняговской отмечено, что несмотря на генетическое предопределение уровня тормозных процессов, он может быть повышен посредством специальных упражнений и процедур релаксации. Навыкам саморегуляции (БОС - тренинг) были обучены все дети исследуемой группы, имеющие риск развития школьной дезадаптации. БОС - тренинг проведен на той же аппаратуре, что и диагностический сеанс, использовались приборы БОС: «Корректор психоэмоционального состояния» и «Кардиосигнализатор КС-03» с мультимедийной компьютерной программой «Cardi».

Специфичным для БОС - тренинга было сочетание мышечной релаксации, состояния спокойствия, и расслабления с высокой степенью контроля сознания. Это обеспечило надежность сформированного навыка и использование его в отсроченном времени. Для психоэмоциональной разгрузки методом БОС - ЭМГ мы проводили систематическую тренировку на релаксацию мышц лица.. По мнению H.А. Маруты это антистрессовое лечение[21].