Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы метода биологической обратной связи
1.1. Понятие «биологическая обратная связь» и его содержание
1.2. Классификация ритмов биологической обратной связи
Глава 2. Использование метода биологической обратной связи в психолого-педагогической практике
2.1. Психолого-педагогическая функция биологической обратной связи
2.2. Анализ применения метода биологической обратной связи в работе с младшими школьниками
Технология биоуправления, как показано в многочисленных исследованиях, высоко эффективна при лечении детей с дизонтогенетическими расстройствами созревания отдельных функциональных систем - задержки или асинхронности их развития.[17] Актуально использование указанной технологии на донозологическом этапе, то есть до формирования дезадаптивных нарушений при переходе в первый класс.
2.2. Анализ применения метода биологической обратной связи в работе с младшими школьниками
Более подробно рассмотрим определение на аппаратуре биологической обратной связи исходного состояния кардиореспираторной и центральной нервной системы детей 6-го и 7-го года жизни, а также определение уровня адаптивности у детей группы «риска» по школьной дезадаптации.
В ходе исследования использовалась аппаратуру ЗАО «Биосвязь» г.Санкт - Петербурга:
-
- Комплекс компьютерный (КК) «Кардиотренажер КС - 03» с обратной связью по частоте сердечных сокращений (ЧСС) со съемом электрокардиосигнала и преобразования его в визуальный и акустический сигнал.
- Компьютерный комплекс психоэмоциональной коррекции для оценки функционального состояния ЦНС по результатам анализа: электромиограммы (ЭМГ) и электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
Использование аппаратуры обеспечило комплексное обследование с помощью биоуправления с обратной связью, математическую обработку регистрируемых физиологических функций и создание базы данных.
Эта же аппаратура была использована на следующем этапе (БОС - тренинг) для нормализации центральной регуляции кардиореспираторной системы и для формирования навыков целенаправленного управления функциональным состоянием и повышения функциональных возможностей организма через активную мобилизацию собственных резервов.
Программное математическое обеспечение (ПМО) компьютера реализует медицинскую методику лечения через регистрацию физиологических параметров. Управление работой комплекса осуществляется в диалоговом режиме. Используется система, состоящая из двух входов для введения биоэлектрической активности, блока усиления и регистрирующего устройства. Биопотенциалы с датчиков усиливаются, фильтруются и оцифровываются. В программе предусмотрена система контекстно - зависимых подсказок и экранный интерфейс.
Нейропсихологическое обследование на аппаратуре ЗАО «Биосвязь» прошли дети группы «риска» по развитию школьной дезадаптации. Были определены показатели физиологических функций, отражающих текущее состояние ЦНС:
-
-
-
-
- Периферическое кровообращение по температуре пальцев рук;
- Биоэлектрическая активность мимической мускулатуры (ЭМГ);
- Вегетативная регуляция сердечно - сосудистой системы;
- Биоритмы головного мозга (ЭЭГ).
-
-
-
Периферическая температура пальцев рук, характеризующая изменения микроциркуляции при психоэмоциональном напряжении измерялась «Индикатором состояния» (ЗАО «Биосвязь, г. Санкт - Петербург). На «Индикаторе состояния» выделены четыре уровня, характеризующие эмоциональное состояние пациента (таблица № 1). Показатели термоэлемента фиксировались на шкале напряжения в прямой зависимости от состояния пациента
Таблица № 1 .
Показатели шкалы напряжения.
Состояние |
Показатели термоэлемента |
Stress (стресс) |
20 - 25 градусов |
Tense ( напряжение) |
25 - 27 градусов |
Normal (норма) |
27-30 градусов |
Calm (спокойствие) |
30 - 36 градусов |
Для оценки периферической микроциркуляции, учитывались показатели первого, диагностического сеанса (таблица № 2).
Таблица № 2.
Уровень напряжения на диагностическом сеансе ( %).
Состояние |
Стресс: |
Напряжение |
Норма |
Спокойствие |
Мальчики |
11 |
22 |
49 |
18 |
Девочки |
10.2 |
20.5 |
46.3 |
23 |
Из таблицы № 2 видно, что основная группа детей на первом, диагностическом сеансе находилась в состоянии «нормы», четкой разницы между мальчиками и девочками не выявлено.
Уровень остаточного мышечного напряжения, как объективный показатель психовегетативных реакций, регистрировался в виде биоэлектрической активности мимической мускулатуры (ЭМГ).
Длительность диагностической процедуры - 180 секунд.
Режим регистрации - «0» (без обратной связи).
Амплитуда ЭМГ в состоянии покоя - до 3 см.
Было зарегистрировано ЭМГ с мышц лба, использовались два активных электрода. Значение амплитуды ЭМГ, рассчитанное за каждую десятую часть времени сеанса представлено в табличном виде. В исследуемой группе биоэлектрическая активность мышц зарегистрирована в диапазоне от 36,3 до 44,5 относительных единиц, без четкой разницы между девочками и мальчиками. Исходное значение ЭМГ мимических мышц было использовано для контроля над релаксацией и ее динамикой.
Функциональное напряжение в системе вегетативной регуляции определялось по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыханий (ЧД) и величины дыхательной аритмии сердца (ДАС). В информацию о пациенте введены данные, об уровне напряжения (по индикатору состояния) и статистические параметры, используемые для итоговых таблиц (таблица № 3).
Таблица № 3.
Статистические параметры итоговых таблиц.
Обозначение |
Статистические параметры. |
Минуты |
Минута сеанса, за которую приводятся данные. |
Ч/д |
Количество условных дыханий, опосредованно вычисленных из ЧСС за минуту. |
П/д |
Количество правильных дыханий за минуту. |
Пороги верхний / нижний |
Значение установленных верхнего и нижнего порогов ЧСС |
ЧСС вдох / выдох |
Средние верхний и нижний пороги ЧСС за минуту |
ДАС |
Средняя дыхательная аритмия сердца за минуту |
1С до / после сеанса |
Температура пальца до сеанса и после |
Физиологические показатели диагностического сеанса с использованием БОС по ЧСС у детей группы «риска» представлены в итоговой таблице № 4.
Таблица № 4.
Итоговая таблица диагностического сеанса.
Показатель |
Мальчики |
Девочки |
ЧСС (уд. /мин.) |
92.2 (+/- 3.2) |
94.3 (+/-3.5) |
ЧД (уд./мин.) |
16 ( + /-2.5) |
16.5 (+/- 1.8) |
ДАС (уд./мин.) |
22 |
23 |
Уровень напряжения (по индикатору состояния): |
||
Стресс |
5 |
5 |
Напряжение |
11 |
10 |
Норма |
24 |
25 |
Спокойствие |
9 |
13 |
Диагностические сеансы проведены индивидуально с каждым пациентом продолжительностью 10 минут.
Анализ биоритмов головного мозга по электроэнцефалограмме (ЭЭГ- БОС) использован нами для оценки исходного состояния ЦНС и определения уровня адаптивности каждого ребенка к осложненным условиям среды. Процедура оценки адаптивности проведена по результатам обработки ЭЭГ, которая регистрировалась в биполярном отведении «лоб - затылок» доминантного полушария.
Продолжительность процедуры - 180 секунд.
Тип управления - «0» (без обратной связи).
Амплитуда ЭЭГ на экране - 3 см.
Алгоритм обработки ЭЭГ обеспечил оценку текущей амплитуды альфа - ритма и анализ структуры ЭЭГ путем измерения промежутка времени между последовательными пересечениями.
Программное обеспечение делает возможным вычисление средней амплитуды ЭЭГ за полупериод. Длительность полупериодов четырех ритмов ЭЭГ представлена на схеме № 2.
Схема № 2.
ЭЭГ - БОС. Выделение альфа (1) , бета (2) и mema (3) ритма.
Вертикальными отрезками отмечены моменты окончания очередной полуволны ЭЭГ за одну секунду, высота отрезка пропорциональна среднему значению амплитуды полуволны. В зависимости от времени, в течение которого в ЭЭГ наблюдается выраженный альфа - ритм, определяется альфа - индекс. Если альфа - индекс при регистрации более 75%, то альфа - ритм доминирующий, если 50 - 75 % - субдоминирующий и 0 - 25 % - слабо выраженный. Однако существует зависимость от возраста и от состояния ЦНС. Основной ритм покоя (альфа - ритм) четко выражен у младенцев к 3-месячному возрасту и претерпевает значительные изменения в процессе индивидуального развития[18]. Существенно увеличивается его выраженность и частота. С возрастом уменьшается представленность тета - ритма, мощность которого в ЭЭГ покоя в первые годы жизни превышает или равна мощности альфа -ритма. В 6-ти летнем возрасте (возраст детей исследуемой группы) происходят качественные изменения ЭЭГ - усиление выраженности альфа-ритма низкочастотного субдиапозона. По данным исследователей А.М. Вейн, Ф.П. Ведяев, Т.М: Ворбьева у детей 6 -го года жизни альфа - ритм не превышает 20 %. По мнению авторов, это обусловлено вариабельностью ЭЭГ и отсутствием регулярного характера альфа - ритма в этой возрастной группе[19].
Известно, что структура ЭЭГ выявляет индивидуально - типологические особенности и достаточно устойчива для определенного функционального состояния.
Исследования О.В: Богданова, А.А. Сметанкина, Н.М. Яковлева показали, что до 8 лет у здоровых детей способность направленного изменения доминирующего ритма очень низкая, поэтому мы проводили только диагностический сеанс с целью определения уровня адаптивности к изменениям окружающей среды и не использовали ЭЭГ - БОС для оптимизации адаптационных механизмов в этой возрастной группе. В исследуемой группе уровень адаптивности низкий - альфа ритм в сумме биотоков мозга не превысил 30 %, четкой разницы между девочками и мальчиками не выявлено.
Уровень адаптивности по ЭЭГ - БОС в исследуемой группе представлен в таблице № 4.
Таблица № 4.
Уровень альфа - ритма и адаптивности у детей исследуемой группы.
Контингент |
Альфа - ритм (%) |
Уровень адаптивности |
Дети с поражением нервной системы. |
До 12 % |
Низкий |
Дети 6-го года жизни |
До 10% |
Низкий |
Дети 7-го года жизни |
До 30% |
Низкий |
Таким образом, в ходе исследования, было многопрофильно, используя компьютерную технологию, исследовано исходное состояние кардиореспираторной и центральной нервной системы школьников. На основании этого сформирована группа детей для обучения БОС - тренингу с целью снижения уровня напряжения механизмов вегетативной регуляции, и оптимизации психоэмоциональной сферы.
Далее необходимо обучить изменению и управлению деятельностью висцеральных систем методом ОС в виде сенсорных стимулов, несущих информацию об изменениях контролируемой функции. Висцеральное обучение с биоуправлением предусматривает индивидуальный для каждого пациента выбор ОС с учетом сенсорной направленности сигналов: зрительного, звукового, тактильного. За физиологическую основу для работы на этом этапе была принята оценка функционального состояния пациента, проведенная на предыдущем этапе с анализом тормозных и возбудительных систем. По активности тормозных процессов можно судить об адаптивности индивида к изменению условий окружающей среды.[20] Чем выше такая активность, тем лучше переносится неблагоприятное внешнее воздействие.
В работах Н:B. Черняговской отмечено, что несмотря на генетическое предопределение уровня тормозных процессов, он может быть повышен посредством специальных упражнений и процедур релаксации. Навыкам саморегуляции (БОС - тренинг) были обучены все дети исследуемой группы, имеющие риск развития школьной дезадаптации. БОС - тренинг проведен на той же аппаратуре, что и диагностический сеанс, использовались приборы БОС: «Корректор психоэмоционального состояния» и «Кардиосигнализатор КС-03» с мультимедийной компьютерной программой «Cardi».
Специфичным для БОС - тренинга было сочетание мышечной релаксации, состояния спокойствия, и расслабления с высокой степенью контроля сознания. Это обеспечило надежность сформированного навыка и использование его в отсроченном времени. Для психоэмоциональной разгрузки методом БОС - ЭМГ мы проводили систематическую тренировку на релаксацию мышц лица.. По мнению H.А. Маруты это антистрессовое лечение[21].