Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы метода биологической обратной связи
1.1. Понятие «биологическая обратная связь» и его содержание
1.2. Классификация ритмов биологической обратной связи
Глава 2. Использование метода биологической обратной связи в психолого-педагогической практике
2.1. Психолого-педагогическая функция биологической обратной связи
2.2. Анализ применения метода биологической обратной связи в работе с младшими школьниками
Введение
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания научных исследований для формирования и сохранения здоровья.
Принцип обратной связи является основным и универсальным принципом управления различными системами. На его основе построена работа привычных для нас бытовых приборов - холодильника и утюга. В них обратная связь используется для поддержания определенной температуры. Физиологические и психические процессы в человеческом организме формируются по этому же принципу.
Сущность биологической обратной связи состоит в создании дополнительного канала информации о вегетативных функциях и управление этими функциями на его основе. Это стало возможно, сравнительно недавно, когда появились электронные приборы позволяющие давать такую информацию (минимальные изменения какого-либо физиологического показателя в режиме реального времени).
К настоящему времени доказана эффективность биологической обратной связи при лечении многих функциональных нарушений (в том числе головных болей, нарушений сна и т.п.), а также целого ряда психосоматических заболеваний. В частности, было показано, что БОС при лечении такого широко распространенного заболевания, как гипертоническая болезнь, позволяет добиваться достоверного снижения уровня артериального давления, приводит к улучшению прогноза заболевания. Выбор адекватной программы управления своим состоянием позволяет больному переориентировать свой внутренний мир и тем самым корригировать депрессивные и навязчивые состояния, гиперактивное поведение, блокировать страх и напряжение.
Хороших результатов удалось добиться при лечении с помощью БОС пограничных психических расстройств. Успешное обучение дает возможность больным с тревожными состояниями повысить самообладания, улучшить адаптацию к внешним условиям.
Проблема сохранения здоровья школьников, актуальность, которой становится все более очевидной, требует широких профилактических мер в системе образования и в последнее десятилетие отмечен прогресс в области научных и практических исследований, которые касаются сохранения психического и физического здоровья. Говоря о сохранении детей, необходимо выделить такое растущее социально - средовое явление как школьная дезадаптация, или феномен неуспешности ребенка в сфере обучения, формирующийся в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. При оценке школьной дезадаптации следует различать как уровень реагирования, так и ведущую форму жизнедеятельности или сферу отношений, в которой проявляется несоответствие возможностей ребенка условиям и воздействиям образовательной среды.
Однако, несмотря на большое количество педагогических, психологических и медицинских работ, посвященных изучению нарушений адаптации и проявлениям дезадаптивного синдрома В.В. Коган, Н.В. Вострокнутов, Е.Л. Григоренко, и др., не достаточно обозначен приоритет профилактической направленности в решении вопроса дезадаптации, а также не раскрыты возможности использования современных компьютерных технологий в сохранении здоровья учащихся.
Объект исследования - это биологическая обратная связь как психотерапевтический метод.
Предмет исследования - совокупность явлений, процессов и закономерностей, которые присущи методу биологической обратной связи.
Цель исследования – изучение метода биологической обратной связи и с его помощью определение подходов к эффективному предупреждению школьной дезадаптации.
К задачам исследования относятся следующие:
- исследовать понятие термина «биологическая обратная связь»;
- изучить ритмов биологической обратной связи;
- раскрыть формы осуществления функций государства;
- проанализировать содержание психолого-педагогическая функции биологической обратной связи;
- рассмотреть применение метода биологической обратной связи в работе с младшими школьникамиэ
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников. Первая глава, в свою очередь, разбита на два параграфа. Вторая глава включает два параграфа.
Источниковую базу курсовой работы составляют 20 источников. Использованы теоретические выводы таких исследователей, как: Э.М. Казин, Н.А. Зарубова, Г А. Кураев, С.И. Петухов, Т.Б. Глазерман, Л.О. Бадапян, Н.Н. Заваденко, Т.Ю. Успенская, В.В; Ковалев, Г.Н. Сердюковской и других.
Глава 1. Теоретические основы метода биологической обратной связи
1.1. Понятие «биологическая обратная связь» и его содержание
В настоящее время, как в России, так и за рубежом активизировался интерес к немедикаментозным методам лечения и реабилитации. Современный этап развития медицины и психологии характеризуется фундаментальными и прикладными исследованиями рациональных способов активации адаптивных систем организма, что позволяет глубже вскрывать причины и механизмы развития дезадаптивных нарушений и вырабатывать принципы профилактики и коррекции выявленных нарушений. Достижения физиологии, кибернетики, биофизики дают возможность активизировать и использовать для лечения и реабилитации собственные резервы организма. В основе новых подходов лежит общий, специфический для биологической структуры любого уровня организации, принцип целесообразного саморегулирования и адаптивного взаимодействия с окружающей средой[1].
Одним из интенсивно развивающихся в настоящее время методов функциональной коррекции состояния отдельных систем и организма в целом является метод биологической обратной связи (БОС). Принцип метода БОС основан на фундаментальном законе, гласящем, что эффективное функционирование любой биологической системы зависит от возврата информации о работе этой системы. Это положение справедливо как на молекулярном уровне, например, поступление в кровь инсулина зависит от поступления на клеточные рецепторы информации об уровне глюкозы в крови, так и на макроуровне. Все гомеостатические механизмы организма основаны на различного уровня сложности механизмах обратной связи, определяющих стабильность внутренней среды организма.
Биологическая обратная связь - ведущее понятие теории биоуправления, определяемое как воздействие выходного сигнала биосистемы на ее функцию.[2] При использовании метода БОС физиологический ответ или реакция организма, проявляющаяся изменением параметров функционирования той или иной системы, может быть корректирована путем постановки определенной задачи и наличия положительного подкрепления при успешном выполнении этой задачи. Необходимость сенсорной коррекции на каждом уровне управления для обеспечения полезной конечной цели обоснована в теории функциональных систем.[3]
В клинической практике метод БОС начал применяться под руководством И.В. Басмаджана (США) с 60-ти десятых годов, и носит название «biofeedbacktraining».
В России научно-исследовательские работы в области БОС были начаты в 70-е годы в г. Санкт-Петербурге в Институте экспериментальной медицины РАМН. С 90-ых годов ведутся успешные исследования в Новосибирском Институте медицинской и автоматической кибернетики. Развитию работ в данном направлении способствовали исследования Н.Н. Василевского, М.И. Лисиной, Н.В. Черниговской, А.А. Сметанкина, Н.M. Яковлева и др. В работах этих авторов для обозначения процессов обучения с биологической обратной связью используется термин «адаптивное биоуправление».
Новые представления о БОС основаны на идее адаптации биоуправления к специфическим потребностям пациента. Направление использования потенциала организма определяется эталонными, заранее известными параметрами его функционирования. Метод предусматривает активное участие самого человека в процессе коррекции своих физиологических функций. Важнейшей составляющей является регистрация отдельных параметров, отражающих деятельность органов и систем, нуждающихся в коррекции. Преобразование регистрируемых параметров в световые и звуковые сигналы создает условия для активного использования механизмов саморегуляции. Используя функциональные резервы, человек активно пытается изменить существующие функциональные параметры в требуемом направлении. При этом необходима стойкая положительная мотивация, которая обеспечивается как внутренней установкой на совершенствование результатов, так и внешними факторами. Одним из самых мощных мотивационных факторов, обеспечивающих произвольное совершенствование функций, особенно у детей, является игра и моральное вознаграждение за достигнутый результат. В современной компьютерной технологии Биологической обратной связи игровой фактор легко воспроизводится.
Биологическая обратная связь - это группа терапевтических процедур с использованием электронных и электромеханических приборов для точного измерения и отслеживания физиологических параметров, которые в повседневной жизни не отслеживаются и не контролируются. В дальнейшем пациенту предоставляются данные об автономной активности висцеральных систем в норме и патологии, с целью обучения и подкрепления в форме бинарных, аналоговых слуховых и визуальных сигналов обратной связи.[4] С помощью биологической обратной связи пациент не только улучшает восприятие телесных функций, но и влияет на них и контролирует свое состояние. В процессе систематической тренировки навык контроля и коррекции нарушенной функции закрепляется и легко воспроизводится в естественных условиях.[5]
Цель метода БОС:
- Повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов, которые обычно не осознаются и не контролируются.
- Путем сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния предотвратить возникновение симптомов или максимально их ослабить вскоре после возникновения.
- Сформировать тип поведения, которое будет предотвращать возникновение патологических симптомов.
БОС облегчает обучение физиологическому управлению произвольно неуправляемых функций, появляется возможность создавать дополнительный, не существующий в обычных условиях, контроль за функциями, управляемыми человеком бессознательно.[6] К таким функциям относятся, прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД), электрическая активность мышц, определяемая по электромиограмме (ЭМГ), кожногальваническая реакция (КГР), электрическая активность головного мозга, определяемая по электроэнцефалограмме (ЭЭГ).
Использование биоуправления вносит значительный вклад в лечение и реабилитацию широкого круга нарушений. При помощи метода БОС и других методов психофизиологии изучается роль совокупности биологических свойств в детерминации психической деятельности и зависимость индивидуальных особенностей психики и поведения от различий в деятельности мозга.
Поскольку метод БОС, основан на основополагающих закономерностях жизнедеятельности биологических систем, а именно, адаптивной саморегуляции, его рассматривают как перспективное направление не только в лечении и реабилитации, но и как способ адаптации к новой или экстремальной среде обитания.
Схема 1
Коррекция функций организма методом БОС
Метод БОС, также используется, как средство диагностики адаптационных резервов организма и его функциональных возможностей.[7]
Таким образом, анализ литературных данных свидетельствует об эффективности применения БОС в висцеральном обучении: Сознательное участие пациента в обучающем тренинге, безвредность метода, универсальность применения (регуляция произвольных и непроизвольных нервных и вегетативных функций), позволяют формировать новый навык, поддерживающий необходимое устойчивое состояние. Приемы БОС используются в качестве диагностики и как эффективное средство немедикаментозной коррекции и реабилитации. Исследования подтверждают О.С. Шубина, А.Б. Скок, и др., что висцеральное обучение эффективно на донозологической стадии, когда еще не сформированы в центральной нервной системе устойчивые патологические связи, и организм имеет большие резервные возможности для оптимизации процессов адаптации.[8] Это дает основания говорить об использовании метода БОС для предупреждения формирования дистрессов. Метод БОС обеспечивает индивидульный подход с учетом возраста, акцентуации личности, мотивации, интеллекта, которые существенно влияют на ход БОС-тренинга. Обучение с БОС осуществляется как в пределах управления одной функцией, так и в межсистемной регуляции функций. Большинство авторов: Т.С. Вартанов, Н.М. Яковлев, О. Магсег отмечают наиболее перспективное применение БОС в поведенческой терапии, используя адекватные процедуры в сочетании с обучением нормализации висцеральных функций с внешней обратной связью[9][10].
Формирование нового устойчивого навыка с БОС происходит только при систематической тренировке. По мере увеличения тренированности на различение висцеральных процессов происходит все в большей степени замена экстероцептивной обратной связи на интероцептивную.[11]
Наиболее важным моментом, особенно при работе с детьми, является перенос выработанного навыка из условий кабинета в повседневную жизнь. Эффективность обучения определяется устойчивостью сформированного навыка и способностью использовать приобретенный навык в экстремальных жизненных ситуациях для предупреждения ухудшения самочувствия.