Файл: Биологическая обратная связь как психотерапевтический метод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Классификация ритмов биологической обратной связи

Развитие нейрофизиологии, наиболее молодой психологической дисциплины, устанавливающей связь между функционированием мозга и поведением, обусловлено большой степенью требовательности к методической стороне физиологических исследований. Это относится и к электрофизиологическому методу регистрации и анализу суммарной биоэлектрической активности головного мозга-электроэнцефалографии (ЭЭГ). Доступность и адекватность ЭЭГ позволяют широко использовать этот метод при исследовании активности целостного мозга, его различных отделов, их взаимодействия, а также для диагностики заболеваний различной природы.

Использование биоуправления в психологической практике инициировало ряд научных задач, применение которых не имеет сегодня рациональной терапевтической перспективы. Это относится к методам ЭЭГ - биоуправления по целому классу адциктивных состояний и дистимических расстройств[12], различных форм функциональных нарушений центральной нервной системы (ЦНС).

Новой технологией в управлении функциональным и психоэмоциональным состоянием организма является метод ЭЭГ- БОС. В основу использования этого метода в нейропсихологической практике легли наблюдения за изменениями во времени электрических потенциалов головного мозга. ЭЭГ характеризуется амплитудой и частотой составляющих ее ритмов. Компонентами ЭЭГ являются колебания потенциалов в следующих частотных и амплитудных диапазонах:

Название компонента (колебаний в сек.)

Частотный диапазон

Амплитудный диапазон (МкВ)

Альфа

13-8

10-100 (и более)

Бета

30-13

3-40

Дельта

4-0,5

50-500 (и более)

Тета

8-4

10-80

Применение ЭЭГ - БОС по разным ритмам основывается на генезе и функциональном значении основных ритмов ЭЭГ:

  1. Альфа - ритм формируется в ядрах таламуса. Нейроны таламуса, отвечая возбуждающимися синаптическими потенциалами (ВПСП) на приходящие в таламус афферентные импульсы, посылают ритмические залпы импульсов в вышележащие структуры мозга и к коре, а затем генерируют тормозные синаптические потенциалы. Альфа - активность дает представление об обмене информации между корой головного мозга и глубинными его структурами, т.е. отражает наиболее оптимальное состояние корково-подкорковых взаимоотношений.
  2. Бета - ритм - отражает усиление активационных процессов, связанных с увеличением потока импульсации от подкорковых структур к коре больших полушарий. Доминирование высокоамплитудного бета-ритма в полосе 14-202 Гц фиксируется у больных вегето-сосудистой формой гипоталамического синдрома, а также при напряженной умственной деятельности.
  3. Дельта - активность регистрируется при разнообразных состояниях. В норме - во время сна, при патологии - это наиболее характерный признак нарушенного состояния головного мозга.
  4. Тета - активность (колебания с частотой 4 - 7 в секунду) выражена в детском возрасте в условиях еще не сформировавшегося альфа - ритма. Ритмическая активность лимбической системы, в частности гиппокампа, лежит в диапазоне тета - ритма и тесно связана с эмоциональной сферой поведения человека и процессами памяти, регистрирует преобладание тормозных процессов, снижение активации при различных функциональных и органических заболеваниях ЦНС, а также утомление и стресс.

Уровень альфа - ритма ЭЭГ может быть использован как объективный показатель активности тормозных процессов в ЦНС. При увеличении функциональной активности (усиление внимания, интенсивная интеллектуальная нагрузка, обострение чувства страха и беспокойства) амплитуда альфа - ритма уменьшается, или он вообще исчезает. При этом в спектре мощности исчезает доминирующий пик на частоте альфа ритма, и все частоты в спектре становятся; примерно одинаково выраженными. Это интерпретировано как десинхронизация активности нейронов, порождающих ЭЭГ.

Уже в первых работах по этому вопросу, посвященных определению; значимости обратной связи (ОС) в процессе биоуправления, было показано, что с помощью БОС можно увеличить амплитуду своего альфа – ритма, это работы П.А. Жоров, О.Д. Ситковская, Н.В. Черняговская, С.А. Мовсисянц, А.Н. Тимофеева. В работах J. Kamiya отмечено, что можно научиться различать состояния с альфа - ритмом и без альфа - ритма. X. Цейер отмечал различные варианты состояний человека при управлении на увеличение альфа - ритма с ОС.

Т. Mulholland исследовал возможность с помощью ОС изменять альфа - ритм при различных состояниях: расслаблении, внимании, настороженности. Было отмечено, что регуляция альфа - ритма с ОС позволяет описать алгоритм взаимодействия головного мозга с внешней средой. Т.Огпе, J.Kamiya использовали БОС по альфа - ритму для снижения состояния тревожности.

Способность здоровых людей направленно изменять свой альфа - ритм дала новое направление психофизиологии - отражение субъективных различных состояний человека в общей картине биоэлектрической активности головного мозга[13]

Возможность контролировать активность альфа - ритма позволяет повышать адаптивность организма, купировать неврозы и психовегетативные дисфункции.

Если увеличение альфа - ритма не достигается, то можно увеличить адаптивность путем снижения бета и тета - ритма. Наиболее успешным и эффективным оказалось биоуправление, направленное на увеличение альфа -ритма с одновременным снижением тета - ритма или «альфа - тета - тренинг».[14] В последние годы в психофизиологии широко используется картирование мозга «mapping» с целью релаксации.

В 1992 году J. Lubar начал успешно применять ЭЭГ - БОС у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). В этом случаи БОС - тренинг направлен на увеличение сенсомоторной активности в диапазоне 12 - 15 Гц, увеличение бета - активности в полосе 16 - 20 Гц и подавление тета - активности. Такая методика биоуправления продиктована увеличением тета - активности и альфа - и бета - активности у детей с СДВГ.


Делая вывод, можно сказать, что ЭЭГ - БОС – сравнительно новое направление психофизиологии, которое дает широкие возможности коррекции дезадаптационных нарушений, вызванных самыми разнообразными стрессовыми факторами.

Биоуправление можно рассматривать как процесс обучения и формирования новых навыков либо с использованием уже имеющихся физиологических связей, либо на основе формирования новых, раннее не существовавших физиологических взаимодействий, что обеспечивает адаптивное функционирование организма в целом.

Глава 2. Использование метода биологической обратной связи в психолого-педагогической практике

2.1. Психолого-педагогическая функция биологической обратной связи

Современный этап развития системы образования характеризуется фундаментальными и прикладными исследованиями рациональных способов организации учебного процесса. В условиях интенсификации учебного процесса закономерно встает вопрос о соответствии возросших интеллектуальных нагрузок функциональным возможностям детского организма и, прежде всего, его нервной системы.

Обострившиеся в последние годы реформы школьного образования отрицательно сказались на формирование психического здоровья учащихся. Современное Российское образование утратило единообразие и наряду с традиционными школами (массовыми) появились лицеи, гимназии, частные школы. Появление этих школ отражает в целом прогрессивный переход от унифицированного образования к образованию дифференцированному, ориентированному на конкретного ученика. Эта ориентация школы на более точный учет возможностей учащихся созвучна требованиям гигиенистов о соответствии учебных нагрузок психофизиологическим и функциональным возможностям детей и подростков. Казалось бы, все идет по нормативам, однако анализ учебных программ показывает, что содержание школьных программ меняется главным образом в сторону повышения требований; интенсификации и экстенсификации обучения, увеличению объема учебных нагрузок. Это закономерно ведет к увеличению пограничных нервно - психических нарушений, росту процента учащихся, подверженных стресс - зависимым состояниям и страдающих от чувства отчуждения, низкой самооценки. Все это способствует росту различных форм социально - психологической дезадаптации школьников. Проблема очень сложна и чрезвычайно актуальна.


Система функционального биоуправления в педагогической практике может обеспечить оптимизацию процесса обучения, способствуя профилактике хронического стресса при увеличении учебных нагрузок.

Наиболее перспективной, может стать коррекция психоэмо­ционального состояния при нарушениях концентрации внимания, переработки и хранения информации, контроля произвольных действий у учащихся с СДВГ.

Речь идет о влиянии нейробиологической обратной связи на взаимоотношения между корой, таламусом и стволом мозга. Фундаментальные исследования Джоела Ф. Любара о механизмах зарождения и происхождения ЭЭГ нейро - кортикальной динамики дают представления объяснения результатов нейробиологической обратной связи - тренинга в лечении СДВГ. В предположении Д. Любара нейробиологической обратной связи изменяет кортикальную и таламокортикальную динамику, приводя к долговременным изменения в поведении.[15]

М. Posner, М. Raichl исследовали механизмы внимания - модели исполнительного внимания, которое организуется передней поясной извилиной, активирующей лобные области. Лобная кора, в свою очередь, активирует моторную кору, после чего моторная кора выполняет задание, например, выполняет домашнюю работу.

Нейробиологическая обратна связь - тренинг в случае СДВГ проводится в передней поясной области, увеличивая активность на высоких частотах и, уменьшая активность на низких частотах, увеличивая, бета - составляющую в структуре ЭЭГ. Это приводит к долговременным улучшениям академической успеваемости, как у обычных учащихся, так и у детей с СДВГ, которые составляют основную группу детей - дезадаптантов.

Изменения церебрального метаболизма при БОС - тренинге позволяет полностью отказаться от медикаментозного лечения нарушений внимания, которое, не всегда эффективны у учащихся с СДВГ.

Достижения нейрофизиологии в этом направлении, очень перспективны, так как исследуются формы нарушений различных психических процессов, эмоциональных состояний и личности индивидуума.

ЭЭГ претерпевает значительные изменения с возрастом в связи с постепенным и гетерохромным созреванием коры больших полушарий и изменением корково-подкоркового взаимодействия.

Электроэнцефалографические исследования детей и подростков широко используются для оценки зрелости мозга, с целью выяснения закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивных процессов. Адаптированность биоуправления к детскому возрасту позволяет изучить мозговую организацию высших психических функций у детей разных возрастов.


Детскому организму свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем: центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата, развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации образовательного процесса. Экспериментальные исследования свидетельствуют об уникальных возможностях центральной нервной системы детского организма, однако для детей, испытывающих трудности при обучении; часто является характерным парциальное нарушение отдельных психических функций; возникшее на ранних стадиях онтогенеза.

В теории нормального онтогенеза формирование произвольной организации психической деятельности выступает центральной линией психического развития ребенка.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка всей системы психических процессов на новой основе по трем линиям развития: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности и линия перехода от эгоцентризма к децентрации.[16]

Этот возраст является сензитивным периодом для развития новой иерархической организации психических процессов на основе появления новых, высоко опосредованных форм регуляции психической деятельности, которые важно мобилизовать в процессе школьного обучения. Для этого периода характерно интенсивное интеллектуальное развитие, именно интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация психических процессов, их осознание и произвольность. Дезадаптирующее влияние образовательной среды на этом этапе онтогенеза усугубляет гетерохронию формирования нового уровня функциональной организации психических процессов.

Одним из ведущих патогенетических механизмов возникновения пограничных психических расстройств является нарушение адаптации в образовательной среде в этот возрастной период. При столкновении первоклассников со школьными нагрузками, у детей «группы риска» возникают состояния декомпенсации, выражающиеся, прежде всего; в несоответствии сложившихся адаптационных механизмов требованиям новой социальной ситуации; В результате у таких детей возникают дезадаптивные нарушения, которые расцениваются педагогом, как проблемы педагогического характера.

Полиэтиологичность такого явления, как школьная дезадаптация, затрудняют работу по ее предупреждению. Учитывая теснейшее переплетение симптомов психического дизонтогенеза и признаков школьной дезадаптации, общность биологических и социальных детерминант, лежащих в их основе, необходимо производить воздействие не на многочисленные факторы, способствующие развитию дезадаптации, а на мобилизацию психологических ресурсов индивидуума через формирование навыков самоконтроля и способностей управлять стрессом, то есть формирование психоэмоциональной устойчивости и способности саморегуляции.